СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Видение и значение архетипа степи в произведениях русских и казахских поэтов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это исследовательсских проект ученицы 10 класса, выполненный под моим руководством. В проекте она рассмаривает формирование нацональных архетипов как отображение наионалного менталитета в зависимости от обраа жизни и культуры народв

Просмотр содержимого документа
«Видение и значение архетипа степи в произведениях русских и казахских поэтов»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Северо-Казахстанской области

Аккайынский район

КГУ «Полтавская средняя школа»











Иванова София

10 класс

Видение и значение архетипа степи в произведениях русских и казахских поэтов







Направление: Исторические памятники Казахстана

и перспективные туристические маршруты

Секция: этнолингвистика



Научный руководитель:

Бакай Татьяна Анатольевна







2020 год



Введение

Роль литературы в жизни человека трудно переоценить. Хорошие книги воспитали не одно поколение людей. Как известно, литература выполняет не менее двух функций: информационную и эстетическую. Из поколения в поколение именно при помощи литературы передавали опыт, накопленный веками, в книгах хранились знания, запечатлевались открытия. Литература является трибуной для провозглашения новых идей и мировоззрений. В трудных жизненных ситуациях человек прибегает к мудрости книг и в них черпает мудрость, силу и вдохновение.

Реализуя свою эстетическую функцию, литература учит прекрасному, доброму, формирует нравственные идеалы.

Таким образом, роль литературы и во все времена, и в современном мире – помочь человеку постичь себя и окружающий мир, разбудить в нем стремление к самосовершенствованию, искать достижимые идеалы и ответы на вечные вопросы, поставленные перед любым человеком самой жизнью.

Актуальность работы заключается в том, что понятие архетип и ментальность народа формируются через языковую картину мира. И сравнения поэтических образов степи у кочевого и оседлого народа помогут понять то, каким образом складывались нравственные и эстетические идеалы. Данный материал можно использовать на уроках русской словесности, казахской литературы и обществознания.

Цель исследования заключается в сопоставительном анализе лучших образцов стихотворного творчества русских и казахских поэтов, посвященных степи в разрезе художественного времени, пространства и языковой картины мира, как отражения менталитета.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1.Провести полный анализ выбранных стихотворений русских и казахских поэтов

2.Рассмотреь характерные особенности, присущие каждому народу, излюбленные литературные тропы, характеристики степи, как постоянного архетипа

3.ПРовети полный сопоставительный анализ и сделать выводы

4.Разработать рекомендации использования материалов работы в учебном процессе

Объектом исследования являются стихотворения русских и казахских поэтов, посвященных степи

Для решения поставленных проблем использовались методы: поисковый, аналитический, исследовательский, синтетический.

Новизна исследования заключается в сопоставлении образов архетипа степи у поэтов разных веков, разных культур и национальностей, не имеющих ничего схожего в направлении творчества.

Источниками исследования выступили стихотворения русских и казахских поэтов 19-20 веков

Гипотеза исследования заключается в том, что на творчество поэтов и на их внутренние переживания оказывают влияние не только время, пространство, язык, но и сложившийся на основе языковой картины мира, менталитет, формирующий отношение к национальным архетипам

Процедура исследования состояла из следующих этапов:

1 этап- знакомство с творчеством поэтов, писавших о степи, анализ литературных приемов и художественно-выразительных средств;

2 этап- исследовательская часть:

Составление схем и таблиц, рассмотрение возможностей влияния на творчество поэтов общества, религии и морали, национальной культуры и сложившихся архетипов. Выделение образов – символов, характерных для каждого поэта и народа в целом. Сопоставление художественного пространства и времени, художественного мира в целом и выявление отношения народа к степи, как неотъемлемому пейзажу.

Важнейшую роль в культурном и эстетическом развитии личности играет художественное освоение мира посредством искусства. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и что они думали и чувствовали, как вели себя в определенных обстоятельствах, помогает ощутить дух времени. При общении с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию.

Глава 1

Формирование коллективного архетипа степи у кочевых и оседлых народов

Что такое архетип?

Архетип — это совокупность первобытных образов, понятий и идеалов, которые не имеют конкретного прототипа в памяти или личном опыте человека, а порождаются коллективным бессознательным.

Архетипы передаются человеку от предков на подсознательном уровне через их опыт, сюжеты мифов и сказок, особенности воспитания, воспоминания .Они проявляются в сновидениях, грезах, видениях, спонтанно определяют мышление и поведение человека. Если сказать другими словами: архетип – это врожденный, базовый «комплект психики», который наравне с инстинктами зашит в ее загадочных глубинах Считается, что архетип – очередная вариация на тему психотипов. Это не так. Стародавнее слово «архетип» происходит от термина «архе» – «первооснова», на которой, по мнению древнегреческих мыслителей, строится весь мир. В истории культуры, религии, философии, литературы этот термин также широко представлен. Например, производные слова встречаются в словах «монАРХ», «АРХангел», «патриАРХ».

Архетипами сегодня называют те подсознательные образы, которые:

  • Встречаются у разных народов мира и во всех периодах истории (Мудрец, Пророк, Хитрец).

  • Наделены набором положительных и отрицательных качеств, характерных для большинства культур.

  • Встречаются в живописи, литературе, скульптуре в виде узнаваемых символов (укрощенный огонь, брачный союз мужского и женского начала).

  • Отображаются в мифах, сказках, преданиях, легендах.

  • Влияют на эмоциональное состояние (Волшебник – радостное ожидание чуда).

  • Вызывают определенные чувства и мысли в отношении соответствующего объекта (Ребенок – радость общения, Мудрец – доверие).

Времена могут меняться, а архетипы остаются на подкорке и вызывают все те же ассоциации: Творец, Правитель, Бунтарь, Романтик.

Юнг говорил, что архетипов существует бесконечное множество. Но центральными считаются Анима и Анимус. Анима – проявление внутреннего женского образа в мужчине, его бессознательная женская сторона. Анимус – это мужские тенденции в психике женщины. Соединение Анимы-и-Анимуса символизирует бессознательное, наше Альтер эго, которое постепенно интегрируется в самость. Самость по Юнгу – это некий заложенный в человеке образец той личности, которой ему предстоит стать. Самость – это прообраз Бога, наделенный его качествами. Этот целостный архетип может являться в образах сверхличности (Король, Герой, Пророк) или в форме замкнутого по контуру символа (круга, квадрата, дао).Другие архетипы по Юнгу – это всегда универсальный собирательный образ идеального мужчины или идеальной женщины в разных воплощениях:

  1. Мать

.Это начало всех начал, которое предопределяет наше взаимодействие с внешним миром. Он дает человеку витальность, ресурсность, жизненную силу. Один из наиболее важных и изучаемых архетипов имеет светлую и темную стороны:

Хозяйка-Мать (светлая сторона) – хранительница очага, оберегающая семейные традиции и добытые мужчиной сокровища. Любит гармонию во всем: в доме, отношениях, работе, мышлении. Она отдает душевное тепло, заботу, любовь, занимается рукоделием. В общем – творит.

Хозяйка-Мачеха (темная сторона) часто описывается в литературе. Она захватывает власть, игнорирует желания родных, срывается на близких.

2. Отец.

Не столь разработанный, но самый динамичный образ в пантеоне, который дает нам активные схемы поведения и направляет на некую активность. Исследователи разделяют три типа отцовства и связывают их с греческими богами:

Отец-Зевс – это образ патриархального мужчины. Он наделен дальновидностью и сообразительностью, властью, авторитетом и правом управлять. Отец богов является прообразом людей сильных и уверенных в своих успехах во всех сферах жизни от карьеры до любовных похождений.

Отец-Кронос – это образ диктатора, врага для своего ребенка. Любви он предпочитает тотальный контроль, упоение своей агрессией и победами. Впрочем, длительный диктат приводит к сопротивлению и бунту.

Отец-Уран – это полный загадочности и безвременья образ. Такой мужчина наделен мощным интеллектом, но часто уходит в себя. Он создает ощущение деятельности, которая не имеет конца и тем самым усиливает безысходность.

3. Ребенок.

Один из наиболее важных архетипов, который позволяет прикоснуться к детскому состоянию, символизирует начало жизни и качественно новый этап развития. Это нечто большее, чем подзабытые детские воспоминания. Это соединение двух противоположностей – мужского и женского, слабости и колоссального запаса силы. Практически в любой культуре образ ребенка имеет двойственное послание:

Обиженный Ребенок изначально несет «божественную ценность» (образ «младенца Иисуса»), нуждается в помощи старших, но одновременно учится самостоятельности.

Грядущий ребенок. В сказках нередко встречается сюжет, где правителю предсказывают смерть от недавно рожденного ребенка. И тогда базой для сюжета становится чудесное выживание малыша в тяжелых условиях. Это символизирует силу духа, готовность к возможным испытаниям, волю к жизни.

Формирование национальных архетипов у славян

На формирование русского культурного архетипа повлияли многие факторы. Одним из них является географическая среда. Суровая природа Восточно-Европейской равнины с ее монотонным ландшафтом и небольшим по численности населением, разбросанным по огромной территории, явилась мощным фактором в формировании русского архетипа.

В глубине евразийского континента, в отличие от его западной части, природа не давала человеку надежды на то, что ее когда-то удастся «приручить» и «одомашнить».

Знаменитый русский историк В.О. Ключевский отмечал, что природа Великороссии часто смеялась над самыми осторожными расчетами русского человека. Своенравие климата и почвы обманывали самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любил подчас, очертя голову, выбрать самое что ни есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Доминантным психологическим понятием русского культурного архетипа стало «авось» - наклонность дразнить счастье, удачу.

Природа приучила русского человека к чрезмерному кратковременному напряжению свих сил, работать скоро, лихорадочно, скоро. Ни один народ в Европе не способен был к такому напряжению труда на короткое время, какое мог развить великоросс, но и нигде в Европе не найти было такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному постоян­ному труду, как в той же Великороссии.

Борьба с природой требовала от русских людей солидарных, коллективных усилий. Поэтому устойчивыми понятиями и установками их жизнедеятельности явились: «навалиться всем миром» и «аврал». Отсюда в русском культурном архетипе складывалось своеобразное отношение к матушке-земле.

Русский крестьянин никогда не был суверенным хозяином своего клочка земли, и поэтому он не научился заботиться о ней с самоотверженной любовью и добросовестностью. Как кочевой колонизатор, он пользовался ею хищнически; как крепостной, обрабатывал он землю помещика без любви и осмотрительности. Делал он «из-под палки» только самое необходимое, так как знал, что ему достанется лишь столько, чтобы не умереть с голоду. В си­лу этого трудовая этика была развита слабо, об этом свидетельствуют многочисленные русские поговорки, типа: «Работа не волк, в лес не убежит»; «Работа дураков любит»; «Хочу -работаю, не хочу - смотрю пупом в небо». Как общинник, русский крестьянин также трудился без особого энтузиазма и бережливого отношения к земле по причине регулярных переделов ее между дворами.

Своеобразным было, поэтому отношение русского крестьянина к земельной собственности и собственности вообще. В русском культурном архетипе не сложилось представление о собственности, в нем не различаются такие понятия, как собственность, владение и право пользования. Это не раз давало повод иностранцам говорить о той легкости, с которой русский крестьянин присваивает чужую вещь. При этом воровство, оправдываемое бедностью, рассматривалось только как нанесение материального ущерба богатому потерпевшему. В то же время, когда русский человек что-то одалживает, то в его культурном архетипе слово «одолжить» нередко ассоциируется со словом просто «дать».

Страх, порождаемый капризностью и непредсказуемостью природы, и опыт суровой жизни выработали преклонение перед правом силы, но в то же время - уважение к природным стихиям, переходящее в удивление и восхищение красотой и гармонией природы. Все это веками воспитывало у жителей Восточно-Европейской равнины пассивно-созерцательное, фаталистическое отношение к миру.

Невозможность рассчитать наперед, заранее разработать план действий и прямо идти к намеченной цели заметно отразилась на складе ума великоросса, на манере его мышления. Не рационализм, а интуитивизм доминировал в его мышлении. У русского человека больше восточной (византийской) иррациональности, чем западной рациональности, и поэтому эмоции у него всегда преобладают над разумом, страсти над интересами. Русский человек чаще идет на «голос сердца», чем за рассудком. Если у русских людей преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, то у западных - вербально-логическое.

Природа и судьба, отмечал Ключевский, вели великоросса так, что приучили его выходить на дорогу окольными путями. Русский человек и мыслит так, как ходит, часто думает надвое, а это кажется двоедушием.

Великоросс своей привычкой колебаться и лавировать между неровностями жизни (русская жизнь: «полоса - белая, полоса - черная») часто производит впечатление непрямоты, неискренности, поэтому компенсируя, русский человек всегда восхищался «честными и прямыми мужиками». Он всегда идет к цели, хотя часто и недостаточно обдуманной, постоянно оглядываясь по сторонам, и поэтому походка его кажется уклончивой и колеблющейся. Русский человек с древнейших времен придерживался принципа, что «лбом стены не прошибешь» и «только вороны прямо летают».

Формирование архетипа степи у кочевых народов

Кочевье – это особая социокультурная система, специфический культурный тип, связанный с особым образом жизни, мировоззрением, ценностями и т.п. Длительный кочевой образ жизни казахов, как и всех народов степи, сыграл важнейшую роль в создании оригинальной культуры и формировании других социальных систем. Кочевание представляет собой уклад жизни людей, приручивших животных для обеспечения своей жизнедеятельности. Кочуя вместе со своим скотом, пастушеские народы осваивали естественную природу, идентифицируя себя как ее часть. Кочевой образ жизни, скотоводство с элементами земледелия составляли основу традиционного хозяйственного уклада степняков-номадов и социальной организации степной культуры. Народы, живущие в степной среде, вступая во взаимодействие, в ходе межкультурного общения друг с другом и другими народностями, создали культурное наследие, подразумевающее мироустройство и мудрость кочевых народов, способы существования, образ жизни, методы производства, нравственные ценности, способы мышления, эстетические и религиозные убеждения, моральные качества.

Таким образом, кочевой образ жизни повлиял не только на хозяйственный уклад народа, но и на формирование и развитие оригинальной культуры, фольклора, народных традиций, которые продолжают жить в памяти и сейчас, когда кочевать уже не приходится.

Для кочевника пространство было безгранично. В отличие от земледельца, глубоко укоренившегося на своей земле, кочевник был в постоянном движении. Земля, наравне с прочими природными условиями, выступает у кочевых народов в своей первичной безграничности. Круглогодичное содержание скота на пастбищах строго определяло состав стада и виды домашних животных. Ими могли быть те животные, которые могли тебеневать, т.е. доставать зимой копытами корм из-под снега. Это, в первую очередь, лошади, а затем овцы, козы. Кочевое скотоводство не требуя больших затрат людских резервов, дает большой прирост продукта. При правильном ведении хозяйства, скот быстро размножался и с избытком обеспечивал кочевников всем необходимым – пищей, одеждой, жильем.

В отличие от земледельческих цивилизаций кочевая культура возникла в степи. Если посмотреть на карту, то видно, что значительную часть Евразии занимают степи. Степь – это место проживания большинства тюркских народов, к сообществу которых относятся и казахи. Еще за тысячелетия до нашей эры у них возникла такая форма ведения хозяйства как кочевое скотоводство – наиболее оптимальный способ жизни в степи. В условиях кочевого скотоводства структурной единицей государства был род. Имущественное и социальное положение каждого человека определялось его положением внутри рода. Эта структура была неизменной на протяжении столетий. Поэтому для каждого индивидуума было жизненно важно знать свою принадлежность к роду. Без принадлежности к своему роду человек был выкинут из жизни общества. Казахи всегда бережно хранили свою генеалогию. Это сидит глубоко в подсознании даже современных казахов. Знание своей родословной для них является естественной вещью и не воспринимается как что-то необычное.

Местоположение, географическая среда, ее ресурсы, природные и климатические особенности в огромной степени определяют причины кочевания и размещения населения, его основные хозяйственные занятия. В зависимости от географической среды развивается материальная культура народа, а от уровня его общественного состояния – культура духовная. Сейчас все больше и больше мы начинаем понимать, что древняя духовность не опиралась на материальный прогресс или письменность, логику. Кочевникам было несвойственно накапливать вещи ради того, чтобы пользоваться ими когда-то в неопределенном будущем. Чем меньше ты имеешь, тем легче тебе перемещаться и помогать другим. Те, кто имел опыт широких странствий, владели богатейшей информацией, и потому в древности люди относились с большим почтением ко всем странникам, принимали их как истинных посланников и учителей. Именно в этом, по нашему мнению, корни общеизвестного степного гостеприимства.

Природа, космос, погода, животные – все могло стать для кочевых народов источником информации, необходимой для выживания. С этого, собственно говоря, и началось развитие человеческой духовности. Кочевники не создали империй, государств и правительств, но они имели одну идентичную духовную культуру. Исследования показывают, что на ранних стадиях развития (в домусульманский период) жители степи, в том числе и башкиры, придерживались тенгрианства. Если следовать строго научному пониманию религии, то тенгрианство достаточно сложно назвать религией, поскольку в нем причудливым образом переплетены единобожие, шаманизм, пантеизм и тотемизм. Но по своему значению и статусу, который имело тенгрианство в тюркском мире, оно значительно превосходит тот социальный статус, который имели и имеют религии в обществе, поскольку пронизывало всю структуру тюркской цивилизации.

Важное место в духовной жизни казахов занимает богатое устное поэтическое творчество и необъятное песенно-музыкальное наследие. Действительно, с древнейших времен кочевая Степь представляла собой уникальный очаг словесно-музыкального творчества и исполнительского искусства, с развитыми и устойчивыми канонами, жанрами, системами, формами этого рода деятельности. Для многих в прошлом были характерны дар поэтической импровизации, распространенность и органичность использования поэтического языка в быту, в обыденной речи. Историческая память как одна из наиболее типичных и ярких форм духовности народа, в полной мере проявлялась в его устном поэтическом творчестве. Отражение языковой картины мира как ментальности кочевых народов мы находим в его и современном поэтическом творчестве.





Глава II

Отражение и значение архетипа степи в произведениях русских и казахских поэтов

Образ Степи - один из коренных в казахской поэзии и русской литературе. Степь в поэзии и прозе казахских, русских, украинских писателей – это живописное место, вдохновляющее и воспитывающее любовь к малой Родине. В своей работе мы будем опираться на произведения казахских и русских поэтов 19- 20 веков:

А.Фета, П.Вяземского, А.Кольцова, П.Васильева, Абая КУнанбаева, И.Алтынсарина, Ф. Унгасыровой и некоторых других.

Человеку дикая степь представляется источником интеллектуальной свободы и творчества, источником духовной, политической свободы и вдохновения. Исторически она являлась убежищем от авторитарного правительства и политического угнетения. «Степи – это родовое наследие степных народов. Наследие, которое досталось им по праву рождения, и мы обязаны помочь им передать его в сохраненном виде будущему».

Прошло время и мы, люди 21 века, понимаем, что сохраняемое древними степями природная красота превратилась в бесценный эталон, меру и критерий прекрасного.

Образ, по определению известного советского скульптора В. И. Мухиной,— это сумма эмоций, которую ощущает зритель от произведения. Конечно, степная экосистема не сравнима с монументальной скульптурой. Тем не менее, как произведение мастера Природы она также развивает у зрителя ощущения, складывающиеся из суммы эмоций, получаемых от различных ее компонентов через систему органов чувств.

Зрительно степь — это открытое пространство, то ярко освещенное солнцем, то пасмурное; то покрытое снегом, то с бурными потоками талой воды; то с дождем, как из ведра, то засушенное, без капли влаги; то с моросью, висящей над самой землей, то брызжущее слепым дождиком. Степная почва — то набухшая от влаги, то серая потрескавшаяся, а затем становится белесой и пылеватой. Трава в степи бывает то густая, то разреженная, то с цветами, то без них, это может быть ковер разнотравья, а может быть и сухая потрескавшаяся земля.

На слух степь — оркестр контрастов. Мягкий шум дождя, свистящий ветер, стук града о землю, звук раскатистой грозы и еще десяток впечатлений дарит степь, ошеломляет слушателя в течение нескольких минут. Трава в степи, мягко шелестящая на ветру сегодня, уже завтра может хрустеть ломкими стеблями. Даже почва под ногами шепчет, скрежещет или стучит. Так же разнообразны ощущения звучания поющих прямокрылых насекомых.

Осязательно степная экосистема неспокойна, порывиста, как и в других ощущениях. Степь — это ветер, то сухой и горячий, то горячий и влажный — душный, то влажный и холодный — пронизывающий. Это пыль на лице, зубах, коже или ощущение необычайной чистоты после ДОЖДЯ.

Даже скучная в плане эмоций почва дает контрастные ощущения. Неуравновешенность характера степной экосистемы подтверждают и резкие неожиданные удары прыгающих саранчовых, сменяющиеся обволакивающим ощущением вьющейся летающей мелочи, или мягким полусонным прикосновением садящихся на сухую кожу стрекоз, бабочек и других крупных летающих насекомых.

Запахи в степи разнообразны. Для человека шалфейные, тимьянные, полынные, с тысячами оттенков и переходов, ароматы столь неповторимы и незабываемы своим причудливым переплетением и струях порывистого Степного ветра.

Таким образом, все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и даже, при крайней необходимости, вкус — дают восприимчивому человеку в степи ощущение чрезвычайной переменчивости и резкой, без плавных переходов, смены явлений применительно к любому природному компоненту.

Анализ стихотворений русских поэтов

Попробуем рассмотреть стихотворения русских поэтов, посвященных степи.

А.А. Фет «Степь вечером»

Тема: Описание разновидной, буйной природы вечерней степи.

Степь – простор, безбрежная, как море, вверху такое же безбрежное небо и как река Млечный путь.

Идея: Как невероятно красива степь вечером, единство Земли и Неба, слияние Вселенной в единой точке бытия.

П.П. Вяземский «Степь»

Тема: Зарисовка русской природы, мысли о России, о ее национальном характере, ее историческом предназначение и судьбе.

Степь – просторная, бесконечная, бескрайняя, словно огненное море, здесь «словно замер жизни дух», но «от нее в душе согретой свято теплится любовь».

Идея: напоминания об ушедших, исчезнувших с лица земли народах, о связи прошлого и будущего, а также о Мировой гармонии.

А. Кольцов «В степи»

Тема: Описание красоты степного пейзажа

Степь - необъятная, вольная, привольная, широкая, а над ней «тишь глубокая…»

Идея: пейзажная живопись всеми возможными человеческими чувствами - слухом, обонянием, даже ощущением тепла от осеннего ветерка.

П.Н. Васильев «Родительница степь»

Тема: «Вот она, Родная Степь»

Степь становится отправной точкой поэта, и Муза его - степная. «Родительницей» называет П.Васильев степь, отдавая ей свою «степную песнь», «окрашенную сердца жаркой кровью». Степь для него - живая собеседница (риторическое обращение в начале стихотворения): «Родительница степь, прими мою... степную песнь» - олицетворяет образ матери.

Степь П.Васильева - символ изобилия. Она богата урожаем, скотом, лошадьми...Здесь «бушует ...золотая пурга овса» и «раздолье трав и пшениц», «сто коней разметало дых». И идут «табуны коров» «и баранов пышны отары»...

Идея: человек рожден природой, он неотъемлемая часть природы и степь его родной дом. П.Н.Васильева недаром называют «евразийским поэтом», его миропонимание во многом напоминает тюркское, кочевое.

И. Суриков «Вот и степь своей красою..»

Тема: «Здесь, в степи же, закипела

Снова жизнь во мне ключом»

Идея: Степные звуки прекраснее, шумного и пыльного города.

И. Никитин «Степная дорога»

Тема: описание степи в разное время суток

Примечательно, что автор, несмотря на движение лирического сюжета во времени (утро→полдень→вечер→ночь), сохраняет степной пейзаж как неизменный, однообразный: солнце, туман, дорога, ветер, травы – этот комплекс образов устойчивый для степного мира в любое время суток.

Идея: поэт показывает, как в сонной спокойной степи зарождается своя жизнь, он подчеркивает, что несмотря на многочисленные образы, в степи можно укрыться от мира, слиться в полной гармонии со Вселенной.

Обобщим исследовательский материал:

1. степной пейзаж в русской поэзии включает образы сил природы, растений, птиц, реже – человека (лирического героя-созерцателя или лирического героя-путника, любующегося пейзажем или ищущего свой путь в жизни);

2. образ русской степи связан с мотивами простора и покоя;

3. динамику – скрытую или прямую – сообщает степному пейзажу мотив дороги;

4. степь в русской поэзии одушевляется; приёмами одушевления степи является форма авторского обращения к степи, а также олицетворяющие метафоры;

5. степь в русской поэзии воплощает идею родного приюта, родного дома, в отдельных лирических контекстах степь – синоним мироздания, всеобщей мировой гармонии.

Анализ стихотворений казахских поэтов

Кочевники воспринимали степь как круг, и повторили эту модель круга в устройстве юрты. Казахская юрта является своеобразным центром многовековой культуры казахского народа. Юрта соответствует всем требованиям кочевого образа жизни: мобильна, легко разбирается и быстро устанавливается на новое место. Большая часть жизни кочевников проходила в его микрокосмосе – юрте. Она была одной из доминант жизнеобеспечения казахов, она же была показателем искусства.

Большого внимания заслуживает символика казахской юрты, раскрывающая её духовно-культурный и научно-философский смысл. К примеру, сборка юрты, её установка на джайлау символизирует гармонию, в то время как разборка юрты при откочёвке – символ наступления хаоса. Вообще, символизм кочевой культуры представлял собой философское отношение к миру и был нормой жизни. Не было разделения философии мира и быта, они были взаимосвязаны.

Особое символическое значение имеет шанырак (навершие) юрты. Символ шанырака – крест в круге – знак вечного движения в природе солнца, символ эво-люции, развития жизни. Шанырак, с одной стороны, является границей между пространственным верхом и низом, с другой – между внешним и внутренним пространством. Через шанырак жители юрты связывались с сакральными небесными светилами: солнцем, луной и звездами.

Степь А.Кунанбаева поэтична, поражает мощью и полнотой неистраченных сил. Он создал целый цикл произведений о временах года.

Единство природного мира и мира человека выражено в стихотворении Абая Кунанбаева метафорическим сближением образов кочевой юрты и солнечного золотого шатра (согласно словарному определению, юрта и шатёр выступают как лексические синонимы): «И смеётся, и песни поёт молодёжь, // Да и старых по юртам ищи – не найдёшь…» ≈ «…как сходит оно // В свой, повитый закатом шатёр золотой».

Другим поэтическим сближением природного мира с бытом человека является авторское сравнение: «долины в тюльпанах, как пёстрый ковёр». Традиционно в качестве идеализирующих сравнений к бытовым предметам выступают природные образы, в стихотворении Абая Кунанбаева бытовой образ выступает как идеализирующее сравнение для природного предмета.

Анализ стихотворения Абая Кунанбаева «Весна» показал, как в поэтическом языке, в поэтической системе автора выражается взаимосвязь степной природы и быта людей, характерная для национального сознания, национальной духовности казахов; как метафорически сближаются и выражают идею весеннего рождения и гармонии образы степи и солнца, юрты, человека, животных.

Образы степи, кочевья, аулов, юрт создают единую модель мира, в центре которой – человек. Человек назван по социально-бытовому занятию, статусу – охотник, табунщик, чабан, бай.

Символами летнего изобилия, природной щедрости в стихотворении Абая Кунанбаева являются образы домашнего скота и домашней еды

Ключевые образы лирического цикла сохраняются в тексте: степи, аулы, юрты. Однако исчезновение таких образов-символов, как солнце, тюльпаны, кумыс, выражает идею ущербности в природе и быту казаха-кочевника. Символизирующие радость возрождения и изобилия бытовые действа – установка юрт, игры, скачки, охота, чаепитие – сменились хозяйственными действами: «Выделывают шкуры, кожи мнут, // Плетут ремни, латают дряхлый полог, // Просушивают скарб и шерсть прядут». Осенняя ущербность подчёркнута посредством эпитетов «дряхлый полог», «потёртый войлок юрт». Осень приводит в ветхость, разрушает домашний мир кочевника – юрту.

В стихотворном тексте зима метафорически представлена в образе злого старого свата, уподоблена бешеному старому верблюду. Поэтический язык сближает образы свата и верблюда, символизирующие почтение и старость, вместе с тем – выражающие страх казахов перед неотвратимостью смерти (сравните: в сва-дебной обрядовой лирике сватовство переживается невестой как смертная разлука с родительским домом; в казахской мифологии верблюд изображается как хранитель входа в мир мёртвых). Идея смерти выражена в метафоре «шестистворная юрта дрожит»: нарушается самое основание жизни и быта казаха-степняка.

Показательно, что вместо номинаций домашнего скота в стихотворном тексте появляется номинация хищного животного – волка. Значение образа волка традиционное: волк символизирует угрозу домашнему быту кочевника, его благополучию, символизирует гибель.

Если в русской поэзии степной пейзаж связан с мотивом покоя, то в поэзии Ф. Унгарсыновой степной пейзаж связан с мотивом стремительного движения, вольной скачки.

Весь комплекс степных образов – ветер, вороной скакун, лирическая героиня-степнячка – выражает идею свободы: лирическая героиня погоняет скакуна, скакун обгоняет самый быстрый ветер.

Лирическая героиня Ф. Унгарсыновой ощущает кровную связь со степью, её неодолимо влечёт сюда.

Степной пейзаж Ф. Унгарсыновой включает ещё один идейно значимый образ – образ тюльпанов. Степной тюльпан становится символом жизни лирической героини, только в степи она чувствует свою жизнь полной и счастливой. Степная жизнь лирической героини краткосрочная, необходимость возвращения в город заставляет грустить лирическую героиню, связь со степью сохраняется только в памяти.

Обобщим результаты выполненного анализа:

1. лирический цикл Абая Кунанбаева «Времена года» в поэтической форме отражает мировосприятие и мироотношение казахов-кочевников;

2. автор воссоздает модель макрокосма (природы) и модель микрокосма (кочевого быта); компонентами макрокосма являются солнце и степь; компонентами микрокосма являются юрты, домашний скот, домашняя утварь, домашняя еда, бытовые занятия кочевников;

3. модель микрокосма повторяет модель макрокосма, выражая в идее круга вечное обновление жизни (юрта как модель земли, с шаныра-ком-солнцем); в свою очередь, макрокосм постигается через бытовые реалии микрокосма (солнце-жених, земля-невеста, степь-ковер).

Сопоставив поэтику русского и казахского степного пейзажа, я пришла к следующим выводам:

1. русский степной пейзаж включает образы сил природы, растений, птиц, редко – человека; казахский степной пейзаж включает образы ветра, кочевников, скакунов, предметов домашнего быта;

2. образ русской степи связан с мотивами простора и покоя; образ казахской степи связан с мотивами простора и кочевья, стремительной скачки;

3. в русской поэзии одушевляется целостный образ степи, в казахской поэзии одушевляются образы-компоненты степного пейзажа;

4. в русской и казахской поэзии степь воплощает идею родного дома.

Попытаемся поместить полученные выводы в таблицу

Видение архетипа степи в произведениях русских поэтов

Сходство

Видение архетипа степи в произведениях казахских поэтов

Степь – это дорога, вечный путь, поиск себя и истины, всегда присутствует мотив странничества.

Лирический герой лишь любуется степным пейзажем, он то радуется, то горюет, то жалеет о чем-то, но степь для него символ бескрайней России.

Степь олицетворяет необъятный простор, лирические герои любуются творением природы,

Присутствуют образы ветра, солнца, иных сил природы

Степь – родной дом, человек гармонично сливается с природой.

Поскольку степь –это дом, то присутствуют предметы быта, особенно юрты, постоянно образ человека, который считает себя и степь – единым целым.

Вывод: образ жизни и культура на основе языковой картины мира формируют национальный менталитет, который в свою очередь, формирует значение и видение архетипов.

Так у кочевника степь – родной дом, он не мыслит своей жизни без нее, природа и человек – единое целое. У оседлых народов степь предмет любования и возможность получить пропитание, хотя необъятные степные просторы тянут вдаль, заставляют задуматься о вечном пути.

































Литература

1. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. – М.: Высш. шк., 1990.

2. Кольцов А.В. Стихотворения. – М.: Русский библиофил, 2002.

3. Фет А.А. Стихотворения. – М., 1990.

4. Никитин И.С. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. – М., 2005.

5. Бунин И.А. Стихотворения и переводы. – М.: Современник, 1985.

6. Пастернак Б.Л. Стихотворения. – М., 1991.

7. Кунанбаев А. Стихотворения. – А., 2003.

8. Унгарсынова Ф. Полдневный жар: Стихотворения и поэмы. – А., 1980.

9. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М., 1988.

10. Саводник В.Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. – М., 2000.

11. Скатов Н.Н. Русские поэты природы. – Л., 1980.

12. Стрижев А.Н. Календарь русской природы. – М., 1991.

13. Филиппов Г.В. Русская философская поэзия: Человек и природа. – М., 2002.

14. Человек – природа – искусство: Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. – Л., 1986.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!