Видео для вступления.
Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным миром музыкальных инструментов. Очень интересных, необычных и даже чуточку волшебных. А всё потому, что мы очутимся в сказочной и таинственной Индии. Разнообразие индийских инструментов поражает воображение. Их насчитывается почти 100 разновидностей. Надо отметить, что Индия одна из древнейших цивилизаций. Её история имеет несколько тысячелетий. Музыка занимала значительное место в культуре Древней Индии. Упоминания о музыкальных инструментах есть в древнейших «Ведах». Необычное звучание, завораживающие ритмы. Всегда выделяли Индийскую музыку от других культур. Музыка Индии включает разнообразие живых и исторических жанров народной, популярной, эстрадной и классической музыки. Индийская классическая музыка, представленная традициями Карнатака и Хиндустани, восходит к «Сама-веде» и описана как сложная и многообразная система, воздействующая на внешний и внутренний мир, в ряде трактатов первых веков нашей эры и особенно Средневековья. В современности она связана с высокой традицией и особенно с религиозной практикой. Народная музыка важна для сохранения идентичности многочисленных народов Индии. В период мусульманского завоевания индийская музыка вобрала и ассимилировала ряд традиций и инструментов арабской музыки, а в период европейского колониального господства — элементы и инструменты музыки Европы.
Слайд 1
Ситар — многострунный индийский музыкальный инструмент с богатейшим, оркестровым звуком, относится к группе струнных щипковых музыкальных инструментов. Это, пожалуй, самый известный и распространённый инструмент. Основных струн у ситара — 7 (пять мелодических и 2 бурдонных). Помимо того на ситаре ещё 9-13 резонирующих струн, которые называются тараф (оркестр). Резонирующие струны, отзываясь на звуки основных, и создают то уникальное звучание, которое отличает ситар от других инструментов. Звуки извлекают специальным медиатором, называемым «мизраб», надеваемым на указательный палец.
Название, вероятно, происходит от персидского "сетар" - прародителя многих струнных инструментов востока. Появился ситар в Индии в XIII веке в период усиления мусульманского влияния и выглядел первоначально примерно так, как его близкий родственник — таджикский сетор, который, однако, трёхструнный (се означает три). Однако в Индии инструмент преобразился: средних размеров деревянный резонатор заменили на огромный тыквенный, но на этом не остановились и добавили ещё один тыквенный резонатор, прикрепив его к верхушке пустотелого грифа, деку богато украсили розовым деревом и слоновой костью, а навязанные жильные лады заменили металлическими дугообразными.
До появления ситара народы Индии играли на древнем струнном щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних барельефах 2-3 века нашей эры.
Видео 1
Слайд2
Точных сведений о происхождении табла нет. Но по существующей традиции создание этого инструмента (как и многого другого, чьё происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хусро (XIII век). Само название «табла» — чужеземное, но это никак не относится к инструменту: известны индийские древние рельефы, изображающие такие пары барабанов, и даже в «Натьяшастре» — тексте почти двухтысячелетней давности — упоминается о речном песке определённого качества, входящем в состав пасты для покрытия мембраны.
Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.
Большой барабан называется байан, маленький — дайна.
Существует несколько гхаран (школ) табла, наиболее известны шесть из них: Аджрара гхарана, Бенаресская гхарана, Делийская гхарана, Фарукхабад гхарана, Лакхнау гхарана, Пенджабская гхарана.
Один из самых известных музыкантов, прославивших этот инструмент на весь мир, — легендарный индийский музыкант Закир Хуссейн.
Видео2
Слайд3
Ребаб — струнный смычковый инструмент арабского происхождения, с почти круглым корпусом и круглым небольшим отверстием для резонанса на деке.
Ребаб поэтов — «ребаб-эх-хаер» — имеет одну струну. Диапазон — от ре до си бемоль в первой октаве. Ребаб певцов — «ребаб-эль-моганни» имеет две струны. Диапазон от ля в малой октаве до ля в первой. Играют смычком, держа ребаб на коленях. Ребаб служит для аккомпанемента к декламации или пению однообразной мелодической фигурой. В арабском оркестре ребаб не встречается.
Ребаб был заимствован в Европу в XII в. под названием ребек. В Турции существует ребаб трёхструнный. У персов инструмент, схожий с ребабом называется «рабет барбитус». Разновидности ребаба под разными названиями встречаются у различных народов востока.
Видео3
Слайд4
Эсрадж — индийский струнный смычковый инструмент с двадцатью струнами.
Техника игры на эсрадже. Играть на эсрадже можно сидя, положив инструмент на колено, либо поставив на пол. Для извлечения звуков используется смычок.
Видео4
Слайд5
Бансури (бансри) — индийский духовой музыкальный инструмент, вид поперечной флейты. Имеет шесть или семь отверстий. Особо распространён в Северной Индии. Бансури делается из отдельного полого стебля бамбука с шестью или семью отверстиями. Существует две разновидности инструмента: поперечная и продольная. Продольная обычно используется в народной музыке и при игре удерживается губами подобно свистку. Поперечная разновидность же наиболее используема в индийской классической музыке. Древний музыкальный инструмент, ассоциируемый с пастухами и их традициями, он тесно связан с историей Кришны и Радхи, а также запечатлён в произведениях буддийской живописи, созданных около 100 года н. э. Бансури под названием вену (veṇu IAST) почитается как божественный инструмент Кришны и часто ассоциируется с Раса-лилой; в мифологии упоминается, как мелодии, исполняемые Кришной на флейте, привлекали и очаровывали не только женщин, но и животных. Североиндийская бансури, обычно 14-ти дюймов в длину, традиционно использовалась также в качестве инструмента для аккомпанемента, например, в музыке к фильмам.
Видео5
Слайд6
Вина — старинный индийский щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Имеет форму лютни. В наиболее распространённой модели 24 лада, 4 главных струны, проходящих через кобылку и 3 дополнительных, которые через кобылку не проходят и используются для ритмического аккомпанемента.
Считается трудным для изучения инструментом и требует многолетней практики. Считается трудным для изучения инструментом и требует многолетней практики.
Инструмент имеет вид лютни, и его форма варьируется в зависимости от конкретной конфигурации. Наиболее распространены следующие разновидности вины:
Рудра-вина (используется в музыке Хиндустани): громоздкий инструмент с двумя большими резонаторами (тумбы), выполненными из особой разновидности тыквы и соединёнными грифом с прикреплёнными к нему ладами.
Сарасвати-вина (используется в музыке Карнатаки): имеет корпус-резонатор и дополнительный резонатор из тыквы, прикреплённый к грифу.
Вичитра-вина (в музыке Хиндустани) или читра-вина (в музыке Карнатаки): безладовая вина с двумя тумбами.
Индийскую богиню Сарасвати, считающуюся покровительницей искусств, часто изображают с виной в руке.
Видео6
Слайд7
Дамару -Маленький двухмембранный барабан в Индии и Тибете, имеющий форму песочных часов. Этот барабан обычно делается из дерева. Его высота колеблется в пределах от нескольких дюймов до немногим больше фута. На нём играют одной рукой. Звук в основном производится шариками, которые прикреплены к струне или кожаному шнуру, обмотанному вокруг узкой части дамару. Также в производстве звука могут участвовать узелки, завязанные на шнуре. Когда человек покачивает барабан, используя волнообразные движения запястий, то шарик (или шарики) ударяют по обеим сторонам дамару. Этот музыкальный инструмент используется странствующими музыкантами всех видов из-за своего маленького размера. Также он используется в ритуальной практике тибетского буддизма.
Дамару вообще хорошо известен на всём Индийском субконтиненте. Среди шиваитов он ассоциируется с формой Шивы под названием Натараджа, являясь символом последнего. Четырёхрукий Натараджа держит дамару в верхней правой руке, когда совершает свой космический танец тандава. Считается, что дамару озвучивает сам первозвук (нада). Существует легенда, что все звуки санскрита произошли от звуков игры Шивы на дамару. Бой этого барабана символизирует ритм сил при сотворении мира, а обе его половинки олицетворяют мужское (лингам) и женское (йони) начала. А соединение этих частей является тем самым местом, где зарождается жизнь.
Видео7
Слайд8
Сантур- Особенность сантура в том, что на нём играют двумя лёгкими молоточками — мизрабами. Поэтому он считается как струнным, так и ударным инструментом. Представляет собой трапециевидный деревянный ящик, части которого изготавливаются из отборного орехового дерева, а колки и струнодержатель — из металла. Состоит из рамы, верхней и нижней деревянных крышек. Струны металлические. Через каждую подставку проходят 4 струны одной настройки. Нижняя дека инструмента представляет цельную доску толщиной в 7 мм, а верхняя — толщиной в 5 мм.
Видео8
Слайд9
Джалтаранг- буквально «волны воды», состоит примерно из 18 фарфоровых чаш различных размеров, каждая из которых обладает особым тоном. Чаши должны быть расположены в форме полукруга перед исполнителем, градация размера при этом идёт от наибольшей к наименьшей, начиная слева. Играют деревянными палочками.
Видео9
Слайд10
А сейчас я предлагаю вам фрагмент концерта где вы сможете увидеть и услышать волшебную игру на ситаре. И пока будем смотреть давайте попробуем определить, какие инструменты находятся на сцене.
Видео 10
Слайд11
Музыканты всего мира всегда интересовались индийской музыкой и инструментами. Необычность звучания, мистичность музыки не могут оставить равнодушными не только профессионалов исполнителей, но и даже неискушённого слушателя. Многие смело проводили эксперименты по соединению двух таких разных культур. Я предлагаю вам два варианта взаимодействия. Первый, это исполнение европейской песни в сопровождении ансамбля индийских народных инструментов. Джордж Харрисон ещё в середине 60х годов прошлого века при записи альбомов «Битлз» использовал ситару как солирующий инструмент. И вот что у него получилось.
Видео 11
Слайд12
Второй вариант-это исполнение народной индийской музыки с использованием симфонического оркестра.
Видео 12
Слайд13.
В конце вопросы по показанному материалу.
Спасибо за внимание!