СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Видеоурок. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Видеоурок.  Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».

Просмотр содержимого документа
«urok__32_shinel_gogolya»

Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»

Между 1835 и 1842 годами Гоголь пишет цикл повестей, получивших название «Петербургские повести». В этот цикл входят «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». Кроме того, в этом ряду написаны позднее повести «Нос», «Коляска» и «Шинель». Место действия большинства повестей – Петербург. Отсюда и название цикла.

Самой известной из данного цикла повестей является «Шинель». Мысль о «Шинели» возникла у Гоголя ещё в 1834 году под впечатлением услышанного им анекдота о бедном чиновнике, который, отказывая себе во всем, осуществил давнюю свою мечту о покупке охотничьего ружья. Однако на первой же охоте он нечаянно утопил его в реке. Вернувшись домой, человек слег и уже не вставал – схватил горячку. Только благодаря друзьям, подарившим ему другое ружье, бедный чиновник вернулся к жизни. Анекдот заставил Гоголя глубоко задуматься. Он не забыл о нём и позднее в 1839 году на его основании стал писать повесть, которую назвал «Шинель». В первом своем варианте повесть была завершена в 1841 году.

Герцен назвал «Шинель» Гоголя произведением «колоссальным». Повесть действительно великая как по глубокой гуманности своей мысли, так и по тому значению, которое она имела для русской литературы.

Герой повести «Шинель» – Акакий Акакиевич Башмачкин. Всю свою жизнь он работает в канцелярии и ничего, кроме переписывания бумаг, в своей жизни не знает. К своей работе герой относится с любовью.

Обнаружив однажды, что старая его шинель ни на что уже не годна, Акакий Акакиевич решил сшить новую. Чтобы собрать деньги на шинель, он отказывает себе в самом необходимом. Наконец деньги собраны, новая шинель сшита, и тут же герой ее лишается: «какие-то люди с усами, какие именно, уж этого он не мог даже различить», сняли с него шинель и «дали ему пинка коленом». Для Акакия Акакиевича это не просто несчастье, а настоящая катастрофа. Он пытается жаловаться, обращается к «значительному лицу», но тот, вместо помощи, гонит его вон.

Герой гоголевской повести бунтует. Но бунтует не живой, реальный Акакий Акакиевич. Повесть при своём завершении принимает фантастический характер. Башмачкин умер, но его посмертная тень по ночам, у Калинкина моста, останавливает прохожих и «под видом стащенной шинели», сдирает с плеч всякие шинели: «на кошках, на бобрах, на вате, енотовые, лисьи, медвежьи шубы». Однажды он, наконец, добрался и до шинели «значительного лица: «Вдруг почувствовал значительное лицо, что его ухватил кто-то весьма крепко за воротник. Обернувшись, он заметил человека небольшого роста в старом поношенном вицмундире и не без ужаса узнал в нем Акакия Акакиевича. Лицо чиновника было бледно, как снег, и глядело совершенным мертвецом. Но ужас значительного лица превзошел все границы, когда он увидел, что рот мертвеца покривился и, пахнувши на него страшно могилою, произнес такие речи: «А! так вот ты, наконец! наконец, я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек – отдавай же теперь свою!» Бедное значительное лицо чуть не умер».

В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» – одна из постоянных в русской литературе. Первым эту тему поднимает Пушкин. Как и Александр Сергеевич, Гоголь в самом прозаическом персонаже раскрывает способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала.

В повести «Шинель» Гоголь поднимает социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто насмеялся вдоволь над теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более существенно обращение Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Ведь Акакий Акакиевич умер не только потому, что у него украли шинель. Причиной его смерти стало и то, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей.

Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. С одной стороны, Гоголь снижает героя, ведь смыслом его жизни, идеалом и единственной мечтой становится вещь – шинель. Убогость интересов маленького человека доведена до предела, он не живет, он лишь существует. Потеря главной ценности приводит к смерти. С другой стороны, автор возвышает героя. Смерть Башмачкина подобна смерти романтического героя, утратившего свой идеал. Ради шинели герой способен на отказ от жизненных благ, безропотность, самоограничение, смирение, в результате он становится тверже духом, характером. Огонь показывается в его глазах. И в сцене ограбления автор возвышает героя. Страдания, которые испытывает Акакий Акакиевич, сопоставляются автором со страданиями «царей и повелителей мира». После смерти душа героя не находит покоя, пока не восстанавливается справедливость.

Фантастический финал произведения – это, конечно, утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» – лицо подобревшее и смягченное. Но на самом деле финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

Федор Михайлович Достоевский говорил: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Писатель имел в виду одну из главных идей великой русской литературы – мысль о сочувствии и сопереживании к любому человеку. В словах Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете» – слышались другие – «Я брат твой!», то есть главная мысль гуманной русской литературы – каждый человек есть наш брат по человечеству.




Снижение героя

Возвышение героя

Смысл жизни – вещь

Убогость интересов

Мечта наполняет жизнь героя смыслом

Смерть похожа на смерть романтического героя

Авторское сочувствие герою

Способность на бунт