Грядущие люди! Кто вы? Вот – я, Весь Боль и ушиб, Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души. Владимир Маяковский… Это поэт, гениальный человек, великолепный, глубокий, очень красивый мужчина. Это человек с большим сердцем, который умел пылко и страстно любить. И, тем не менее, отношение к Маяковскому всегда будет двойственным. Он писал стихотворения о революции, в которую свято верил. Писал, отдавая всего себя, свой талант и мастерство. «Я – поэт. Этим и интересен», – так начинает Владимир Маяковский автобиографию. Из неё мы узнаем о детстве и юношестве поэта, о заключении в тюрьму, о первых литературных пробах. Молодого поэта привлекает ярко выраженный бунтарский характер такого литературного направления начала 20 века, как футуризм. Вместе с другими футуристами он ориентируется на новые ритмы, отказывается от наследия прошлого, громит современников, утверждает право на свободу словотворчества, нарушая привычные формы и нормы языка, эпатирует публику желтой кофтой, нарочитой грубостью и резкостью. Этот вызов звучит уже в названиях ряда его стихов и поэм 1912 – 1917 годов: «А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!», «Издевательства», «Облако в штанах». Вот как звучит одно из этих стихотворений: Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? Объектом поэтического изображения поэт выбирает не заведомо красивое, а самое будничное, прозаическое, грубое – вывески и витрины магазинов. И обычное, преображенное поэзией, теряет свою тусклость, в малом открывается большое. Он с вызовом утверждает эстетику будней, повседневности. Заканчивается стихотворение прямым вопросом-вызовом. Этот вызов усиливается неожиданными контрастными образами: ноктюрн и флейта – водосточные трубы. Флейта – символ традиционной музы, и она ниспровергается. У Маяковского, поэта современного города, иная муза. Флейта, оставаясь символом поэзии, преображается, огрубляется. Маяковский – поэт города. Дома, площади, улицы, магазины – устойчивый ландшафт его стихов. Но ландшафт этот необычен: неожиданные сравнения, метафоры, олицетворения. Маяковский остро переживает трагедию человека в страшном мире современности. Но отношение к обществу неоднозначно. К одним, имеющим власть и деньги, ненависть, к другим – страдающим, любовь. Отсюда и разные грани души поэта. Например, в стихотворении «Нате!» лирический герой оборачивается к толпе «ликом грубого гунна» и на издевательства отвечает тем же. В то же время лирический герой остро переживает неблагополучие мира, его несправедливость. Человеку неоткуда ждать помощи. Герой Маяковского взывает к людям, стремясь разбудить в них сознание своей значимости, но мало кто слышит его. Стихотворение «Послушайте!» – крик души поэта. Оно начинается отчаянной просьбой, обращенной к людям. Поэт как бы спорит с человеком недалеким и приземленным, обывателем, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, героем: Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной? Лирический герой тонко и остро чувствует все, что происходит с миром, вселенной, людьми. Он весь – обеспокоенность, забота, сопереживание, участие, любовь: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Лирический герой взывает к Богу ради человеческого счастья, даже просто покоя, радости, он готов пересотворить будни в праздники. Это стихотворение – крик отчаяния, обращенный к человечеству. Лирический герой стремится донести до читателя свою самую сокровенную мысль: не хлебом единым жив человек, ему нужна ещё и мечта, красота, нужны звезды-«жемчужины», а не звезды-«плевочки». Маяковский – поэт-лирик. Вечная тема лирики – любовь – проходит через всё творчество поэта, начиная с его ранних стихов и заканчивая незавершенным стихотворением «Неоконченное». У Маяковского, по словам Блока, «нет разрыва между личным и общим». Это особенно чувствуется в его лирических поэмах, таких, как «Облако в штанах», «Человек», «Люблю», «Про это»: Любить - Это с простынь, бессонницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику, его, а не мужа Марьи Ивановны считая своим соперником. «Любовь – это жизнь. Любовь – это сердце всего», — говорил поэт. Но сам поэт не был счастлив в любви, отсюда, наверное, и рвущие сердце интонации его стихов. Для поэта, отрицающего современную действительность, не вставало вопроса – принимать или не принимать Октябрьскую революцию. Он назвал её – «Моя революция». Поэт не просто принял революцию, но сразу же включился своей деятельностью в её сотворчество: «Работал всё, что приходилось». Российское телеграфное агентство вывешивало в витринах магазинов красочные плакаты – отсюда название «Окна РОСТА» – с последними политическими новостями. Маяковский намечал темы, давал задания художникам, сочинял подписи к рисункам и сам рисовал плакаты. Работать приходилось в нетопленом помещении, быстро, чтобы «телеграфное известие через 40 минут – час уже висело на улице красочным плакатом». Маяковский написал свыше 600 текстов (в собрании сочинений они заняли целый том). Стихи были лаконичны, призывы ясны: Не хотят подписывать мир пером – Так сами подпишем его штыком. Эту работу Маяковский считал не менее важной, чем создание стихов. В 1927 году Маяковский много путешествует, посещает 40 городов, много выступает. Эти поездки и встречи с читателями питали его творчество, но и требовали неимоверных сил. К концу 20-х годов поэт всё острее чувствует несовпадение своего идеала свободного и справедливого общества с тем, что он видит вокруг. Он пишет сатирические пьесы «Баня» и «Клоп», пытаясь высмеять недостатки нового общества, но власть этого уже не позволяла. Между поэтом и властью, которую он считал своей, возникло неожиданное и оскорбительное для Маяковского недоверие. Осенью 1929 года его не выпустили за границу. 1 февраля 1930 года открылась выставка Маяковского «20 лет работы», однако никто не помогал Маяковскому с её устройством, на открытие никто из друзей и писателей не пришел. В первых числах апреля 1930 года вышел второй номер самого авторитетного в официальных кругах журнала того времени – «Печать и революция» с портретом Маяковского и приветствием редакции. Однако директор издательства распорядился вырезать портрет и приветствие из уже отпечатанного тиража: он был возмущен, что Маяковский назван «великим революционным поэтом». К весне 1930 года Маяковский увидел себя не нужным никому – ни власти, которой служил за совесть, ни читателю (потеряв одних, он не приобрёл других), ни любимой женщине. Тяжелые переживания и разочарования последних лет приводят Маяковского к самоубийству. 14 апреля 1930 года поэта не стало. |