СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте»

Видо-временная соотнесенность глагольных форм в тексте

Видо-временная соотнесенность глагольных форм в тексте

 Основные понятия Видо-временная соотнесённость глагола – это грамматическое соответствие между действиями, выраженными глаголами, по их виду (совершенный или несовершенный) и времени (прошедшее, настоящее или будущее). Нарушение этого соответствия является одной из распространённых ошибок в речи и письме, которое делает предложение нелогичным или грамматически неверным.

Основные понятия

  • Видо-временная соотнесённость глагола – это грамматическое соответствие между действиями, выраженными глаголами, по их виду (совершенный или несовершенный) и времени (прошедшее, настоящее или будущее).
  • Нарушение этого соответствия является одной из распространённых ошибок в речи и письме, которое делает предложение нелогичным или грамматически неверным.
 Основные понятия Вид глагола : Совершенный вид  – обозначает действие, которое завершено или будет завершено. (Отвечает на вопрос «что сделать

Основные понятия

  • Вид глагола :
  • Совершенный вид  – обозначает действие, которое завершено или будет завершено. (Отвечает на вопрос «что сделать"? Выучить, прочитать, погулять).
  • Несовершенный вид  – обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить в определённый момент времени, без указания на завершённость. (Что делать? Учить, читать, гулять).
Время глагола : Настоящее время  – обозначает действие, происходящее в момент речи. Настоящее время  – обозначает действие, происходящее в момент речи. Пример:  Я читаю книгу. Прошедшее время  – обозначает действие, уже завершившееся к моменту речи. Пример:  Я прочитал книгу. Будущее время  – обозначает действие, которое произойдёт после момента речи. Пример:  Я прочитаю книгу. Пример:  Я читаю книгу. Пример:  Я читаю книгу. Прошедшее время  – обозначает действие, уже завершившееся к моменту речи. Пример:  Я прочитал книгу. Пример:  Я прочитал книгу. Будущее время  – обозначает действие, которое произойдёт после момента речи. Пример:  Я прочитаю книгу. Пример:  Я прочитаю книгу.
  • Время глагола :
  • Настоящее время  – обозначает действие, происходящее в момент речи.
  • Настоящее время  – обозначает действие, происходящее в момент речи.
  • Пример:  Я читаю книгу. Прошедшее время  – обозначает действие, уже завершившееся к моменту речи. Пример:  Я прочитал книгу. Будущее время  – обозначает действие, которое произойдёт после момента речи. Пример:  Я прочитаю книгу.
  • Пример:  Я читаю книгу.
  • Пример:  Я читаю книгу.
  • Прошедшее время  – обозначает действие, уже завершившееся к моменту речи. Пример:  Я прочитал книгу.
  • Пример:  Я прочитал книгу.
  • Будущее время  – обозначает действие, которое произойдёт после момента речи. Пример:  Я прочитаю книгу.
  • Пример:  Я прочитаю книгу.
Соотнесённость глагольных форм : При описании событий в предложении или тексте глаголы должны быть логически и грамматически согласованы по виду и времени. При описании событий в предложении или тексте глаголы должны быть логически и грамматически согласованы по виду и времени.
  • Соотнесённость глагольных форм :
  • При описании событий в предложении или тексте глаголы должны быть логически и грамматически согласованы по виду и времени.
  • При описании событий в предложении или тексте глаголы должны быть логически и грамматически согласованы по виду и времени.
 Примеры нарушений видо-временной соотнесённости глаголов 1. Несогласованность времён в одном предложении. Ошибка:  Когда он будет делать задание, он уже сделал первый шаг.  (Глаголы «будет делать» и «сделал» находятся в разном времени.) Исправленный вариант: Когда он будет делать задание, он уже сделает первый шаг.

Примеры нарушений видо-временной соотнесённости глаголов

  • 1. Несогласованность времён в одном предложении.
  • Ошибка:  Когда он будет делать задание, он уже сделал первый шаг. (Глаголы «будет делать» и «сделал» находятся в разном времени.)
  • Исправленный вариант:
  • Когда он будет делать задание, он уже сделает первый шаг.
2. Неправильное употребление видов глаголов. Ошибка:  Когда он прочитывал книгу, он сделал заметки.  (Несовершенный вид «прочитывал» не согласуется с действием «сделал», которое завершено.) Исправленный вариант: Когда он прочитал книгу, он сделал заметки.
  • 2. Неправильное употребление видов глаголов.
  • Ошибка:  Когда он прочитывал книгу, он сделал заметки. (Несовершенный вид «прочитывал» не согласуется с действием «сделал», которое завершено.)
  • Исправленный вариант:
  • Когда он прочитал книгу, он сделал заметки.
3. Логическая несогласованность времён Ошибка:  Когда я подошёл к окну, солнце уже садится.  (Глаголы «подошёл» и «садится» противоречат логической последовательности действий.) Исправленный вариант: Когда я подошёл к окну, солнце уже садилось .
  • 3. Логическая несогласованность времён
  • Ошибка:  Когда я подошёл к окну, солнце уже садится. (Глаголы «подошёл» и «садится» противоречат логической последовательности действий.)
  • Исправленный вариант:
  • Когда я подошёл к окну, солнце уже садилось .
4. Нарушение временной последовательности в сложных предложениях. Ошибка:  Я знал, что завтра он приезжает.  (Глагол «знал» в прошедшем времени противоречит «приезжает» в настоящем.) Исправленный вариант : Я знал, что завтра он приедет.
  • 4. Нарушение временной последовательности в сложных предложениях.
  • Ошибка:  Я знал, что завтра он приезжает. (Глагол «знал» в прошедшем времени противоречит «приезжает» в настоящем.)
  • Исправленный вариант :

Я знал, что завтра он приедет.

 Упражнение  Найдите и исправьте ошибки видо-временной соотнесённости глаголов Когда я позвоню ему вчера, он ещё был занят. На минуту дождь утихает и застучит вновь. Если ты пойдёшь гулять, то уже сходил в магазин. Приходит осень и раскрасила все листья в жёлто-красные цвета. Он то садился на диван, то принимается за книгу. Взошло солнце, позолотило перила веранды и открывает вокруг необыкновенную чистоту и свежесть. Спасительный оазис то показывался, то исчезал снова. Спортсмены надеялись на победу и верят в неё. Писатель начинает и закончил рассказ рассуждениями о роли детства в жизни человека. Молния ярко сверкает и осветила всё вокруг.

Упражнение

  • Найдите и исправьте ошибки видо-временной соотнесённости глаголов
  • Когда я позвоню ему вчера, он ещё был занят.
  • На минуту дождь утихает и застучит вновь.
  • Если ты пойдёшь гулять, то уже сходил в магазин.
  • Приходит осень и раскрасила все листья в жёлто-красные цвета.
  • Он то садился на диван, то принимается за книгу.
  • Взошло солнце, позолотило перила веранды и открывает вокруг необыкновенную чистоту и свежесть.
  • Спасительный оазис то показывался, то исчезал снова.
  • Спортсмены надеялись на победу и верят в неё.
  • Писатель начинает и закончил рассказ рассуждениями о роли детства в жизни человека.
  • Молния ярко сверкает и осветила всё вокруг.
 Проверяем! Когда я позвонил ему вчера, он ещё был занят. На минуту дождь утихает и застучит вновь. Если ты пойдёшь гулять, то уже сходи в магазин. Приходит осень и раскрасила все листья в жёлто-красные цвета. Он то садился на диван, то принимался за книгу. Взошло солнце, позолотило перила веранды и открыло вокруг необыкновенную чистоту и свежесть. Спасительный оазис то показывался, то исчезал снова. Спортсмены надеялись на победу и верили в неё. Писатель начинает и заканчивает рассказ рассуждениями о роли детства в жизни человека. Молния ярко сверкает и освещает всё вокруг

Проверяем!

  • Когда я позвонил ему вчера, он ещё был занят.
  • На минуту дождь утихает и застучит вновь.
  • Если ты пойдёшь гулять, то уже сходи в магазин.
  • Приходит осень и раскрасила все листья в жёлто-красные цвета.
  • Он то садился на диван, то принимался за книгу.
  • Взошло солнце, позолотило перила веранды и открыло вокруг необыкновенную чистоту и свежесть.
  • Спасительный оазис то показывался, то исчезал снова.
  • Спортсмены надеялись на победу и верили в неё.
  • Писатель начинает и заканчивает рассказ рассуждениями о роли детства в жизни человека.
  • Молния ярко сверкает и освещает всё вокруг
Спиши текст, поставив глаголы в правильную видо-временную форму. Весна (вступать) в свои права. Она (гнать) мороз и вьюгу. Снег (таять). Зима (спорить) с весенней погодой, (дуть) холодом, (морозить) изо всех сил. Но весна (рушить) все крепостные стены зимы. Она (растопить ) любой снег и (одолеть) любой холод. Наконец зима (просить) пощады и (уходить), почти (убегать). Семь месяцев пробудет она далеко и никого не (обидеть) в наших краях. Вот из земли (вылезать) первая травка. (Выходить) на свет ранний цветок — подснежник. К нашей радости (возвращаться) с юга стая грачей.

Спиши текст, поставив глаголы в правильную видо-временную форму.

  • Весна (вступать) в свои права. Она (гнать) мороз и вьюгу. Снег (таять). Зима (спорить) с весенней погодой, (дуть) холодом, (морозить) изо всех сил. Но весна (рушить) все крепостные стены зимы. Она (растопить ) любой снег и (одолеть) любой холод. Наконец зима (просить) пощады и (уходить), почти (убегать). Семь месяцев пробудет она далеко и никого не (обидеть) в наших краях. Вот из земли (вылезать) первая травка. (Выходить) на свет ранний цветок — подснежник. К нашей радости (возвращаться) с юга стая грачей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!