Цель урока: сформировать у учащихся представление о видоизменениях побега, особенностях их строения и функций.
Оборудование и материалы: таблицы «Видоизменения побега»,
«Внешнее строение побега», «Строение почки», натуральные объекты – побеги гороха, клубни картофеля, лук, ветка гледичии, учебник для 7 класса «Биология 7», тетрадь с печатной основой.
Базовые понятия и термины: Луковица, донце, листья – чешуи, корневище, клубни, столоны, глазки, усики, усы, колючки.
Просмотр содержимого документа
«Видоизменения побегов»
Тема урока: Видоизменения побегов.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о видоизменениях побега, особенностях их строения и функций.
Оборудование и материалы: таблицы «Видоизменения побега»,
«Внешнее строение побега», «Строение почки», натуральные объекты – побеги гороха, клубни картофеля, лук, ветка гледичии, учебник для 7 класса «Биология 7», тетрадь с печатной основой.
Базовые понятия и термины: Луковица, донце, листья – чешуи, корневище, клубни, столоны, глазки, усики, усы, колючки.
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап ………………………………………………………..2 мин
Контроль ранее изученного……………………………………………..…8мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. ..2мин
Изучение нового материала …………………..……20мин
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся …………….12мин
Подведение итогов урока ……………………….1 мин
Домашнее задание………………………………………………………….1мин.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль ранее изученного.
1. Письменный опрос – 5 учеников на рабочем месте работают по карточкам
2. Устный опрос
1. Что такое побег, и из каких частей он cостоит?
2. Рассказать о стебле, его внешнем строении и функция.
3. Рассказать о листе, его функциях, Как называется место прикрепления листа к стеблю?
4. Рассказать о почках и их функции.
5. Чем отличаются вегетативные почки от генеративных? Пользуясь таблицей « Строение почки», рассказать о строении растительной почки.
6. Какие виды побегов вам известны?
3.Актуализация опорных знаний.
Беседа с учениками
Вспомните основные видоизменения побегов. (корнеклубни, клубеньки, репа, воздушные корни, корни – прицепки, корни – присоски, дышащие корни, корни – подпорки и т. д. )
Вспомните, в связи с чем, появляются видоизменения корней? (преобладание одной функции, либо появление не свойственной корню функции).
Действительно, появление видоизменений происходит из-за появления несвойственной органу функции, либо из-за преобладания какой - либо одной функции, в основном это запасающая функция.
Могут ли возникнуть видоизменения у побега? (да) Почему?
Видоизменения у побега возникают по тем же причинам, что и видоизменения у корня. О том, какие это видоизменения и какие функции они могут выполнять, мы и поговорим на сегодняшнем уроке.
Объявление цели: целью нашего сегодняшнего урока будет изучить основные видоизменения побега, ознакомиться с их особенностями и выполняемыми функциями
Изучение нового материала.
У побегов некоторых растений сильно развита запасающая функция. Это привело к изменению их строения и образованию корневищ, клубней, луковиц. Все это подземные видоизменения побегов.
Корневище находится в почве. На нем имеются листья, но они видоизменились, превратившись в бурые или бесцветные чешуйки, и в пазухах листьев находятся почки, из которых вырастают наземные побеги.
Корневище, как и все стебли, состоит из узлов и междоузлий, в узлах образуются придаточные корни. На верхушке находится верхушечная почка, которая обеспечивает рост корневища в длину. У корневища много запасающей ткани, в клетках которой откладываются питательные вещества. Корневища есть у ландыша, пырея, ириса.
Клубни образуются на концах подземных побегов — столонов. Сверху клубень покрыт пробкой. В углублениях находятся почки - глазки. Внутри клубень заполнен клетками запасающей ткани с различными питательными веществами. Например, клубни картофеля запасают крахмал.
Луковица имеет укороченный стебель — донце. От него снизу отходят придаточные корни, а сверху располагаются верхушечная почка и мясистые листья-чешуи с запасом питательных веществ, растворенных в клеточном соке вакуоли. Сверху луковица покрыта сухими чешуями, которые выполняют защитную функцию. Луковицы образуются у лука, чеснока, лилии, тюльпанов.
Надземными видоизменениями побега являются:
Мясистые стебли кактусов, в тканях которых запасается вода.
Усики (у гороха, фасоли, виноград, огурца) – функция, прикрепление к вертикальным поверхностям.
Усы (клубника, земляника) – функция – вегетативное размножение.
Колючки (гледичия, терн, боярышник ит.д.) – защита, прикрепление к вертикальным поверхностям.
( Рассказ сопровождаю демонстрацией натуральных объектов)
5. Закрепление и систематизация знаний
Вопросы к учащимся:
Перечислите основные подземные видоизменения побега?
Перечислите основные надземные видоизменения побега?
Лабораторная работа № 7 «Видоизменения побега»
6. Подведение итогов урока и домашнее задание
7. Домашнее задание: §, конспект