СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Видоизменения побегов.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с презентацией. 

Просмотр содержимого документа
«Урок на конкурс»

Технологическая карта урока



Предмет, класс, урок №

Биология, 6 класс, У №10



Тема урока

Видоизмененные побеги.

ЛР №10 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)»



Цель урока

  • Выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.

  • Рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.



Задачи урока

Образовательные (познавательные УУД):

  • Развивать понятия о разнообразии и приспособленности растений, изучить видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица;

Развивающие (регулятивные УУД):

  • Способствовать развитию базовых компетентностей, через обучение умению  находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы;

  • Совершенствовать общеучебные умения учащихся (работа с наглядным материалом, рабочим листом, таблицей, сравнение полученной информации, обобщение полученных знаний);

  • Продолжить развитие коммуникативных умений учащихся (умение ясно, кратко и точно излагать свои мысли; задавать вопросы и отвечать на них; работать в паре; сосредотачивать внимание на конкретном изучаемом материале).

Воспитывающие (коммуникативные и личностные УУД):

  • Воспитывать у учащихся культуру общения и учебного труда в ходе урока, просмотра презентации и выполнения заданий;



Тип урока,

форма проведения

усвоение новых знаний

урок изучения нового материала на основе системно - деятельностного подхода



Учебно-методический комплекс

  • В.В. Пасечник «Многообразие покрытосеменных растений, – М., Дрофа ,2017 год,

  • Рабочая тетрадь к учебнику под редакцией В.В. Пасечника Многообразие покрытосеменных растений, «Дрофа» 2016 год.



Актуальность использования средств ИКТ

  • ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации и повышают уровень мотивации учащихся

  • активно вовлекают всех учащихся в учебный процесс и позволяют работать коллективно (модель «ученик» - «компьютер» - «учитель» - «компьютер»)

  • расширяют наборы применяемых учебных задач

  • улучшают контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.


Планируемые образовательные результаты /УУД/


Предметные

  • давать определение изученных понятий:

  • корневище, клубень, луковица, видоизменения подземных побегов.

  • Выявлять отличительные признаки корневища, луковицы, клубня.

  • Приводить примеры растений.

  • Находить: общие признаки корневища, луковицы, клубня, доказывающие, что это видоизменения побега.

  • Обосновывать: народохозяйственное значение растений.

  • Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о видоизменениях побега.



Метапредметные

1. Межпредметные понятия.

Биология, география, трудовое обучение.


2. Регулятивные УУД

  • Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении опыта в рамках предложенных условий.

  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

  • Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.

  • Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.

  • Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).



3. Познавательные УУД

  • Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

  • Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.

  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

  • Описывать самостоятельно проведенные опыта. Объяснять явления, выявленные в ходе опыта.

  • Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.

  • Использовать знаково-символические средства для решения задач.


4. Коммуникативные УУД

  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками

  • Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

  • Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью



Личностные

Личностное самоопределение, смыслообразование, нравственно – эстетическая ориентация

  • Принятие социальной роли обучающегося;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

  • формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;


Решаемые учебные проблемы

  • Проявлять исследовательскую деятельность, распределять роли в паре.

  • Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.

  • Уметь сопоставлять иллюстрацию и текст.  

  • Устанавливают причинно-следственные связи между объектами.

  • Уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей.


Вид используемых на уроке средств ИКТ

  • Презентация к уроку


Оборудование к уроку

  • компьютер, проектор, интерактивная доска

  • Лупы, луковицы, клубни картофеля, листы с лабораторной работой, чистые листы, тесты и таблицы

Этап урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Примечание

Слайды презентации

Мотивация к учебной деятельности

Задачи: Создать благоприятный психологический настрой на работу










Приветствие учителя. Добрый день, ребята. Говорят, «улыбка – это состояние души». Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся.

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Ребята, как - то пролетая на пушечном ядре, один сказочный персонаж, (кто это и чем он знаменит?) оставил нам послание…

Посоветуйтесь в парах, все ли суждения можно назвать научными?

Молодцы!



Какую тему затронул Барон Мюнхгаузен в своём послании?

Что запомнилось больше всего из домашнего задания?

Какие затруднения возникли у вас при подготовке д.з.

Какой вопрос хотели бы повторить?



Поможем одному сладкоежке Винни Пуху разобраться с «неправильным деревом» (микроскопическим строением спила дерева).

Вам даны термины и цифровые обозначения на спиле, сопоставьте их. (2 минуты)

Приветствуют друг друга, учителя









(Барон Мюнхгаузен) Обсуждают в парах. Отмечают правильные суждения, объясняют, почему некоторые суждения не правильные

Анализируют допущенные неточности в ответах, выясняют причину













Отвечают: Особенности внутреннего строения стебля.









Обсуждают в парах. Выполняют задание (сопоставляют цифровые обозначения на спиле и предложенные термины)

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.



































Слайд 2

































Слайд 3

Актуализация опорных знаний

Задачи: Актуализация опорных знаний и способов действий















Выявление места и причины затруднения

Задачи: Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Ребята, у вас на столах карточки с изображениями растений, на сколько групп вы разделили бы предложенные изображения? Какой критерий вы выберете для классификации?



Молодцы. Все ли органы, растущие в земле, являются корнями?

В таком случае, если это не корни, тогда что же это за части растения?

Предположим, что перед нами побеги? Почему?



И тем не менее, и клубень картофеля. И корневище ландыша, и луковица – это побеги, но имеющие другое строение. Вспомните, как называются части растения, которые отличаются по строению от традиционного, например корня, листа… Почему с ним происходят такие «превращения»?



Ребята, о чем же мы сегодня будем с вами говорить?

Учитель: Правильно. Познакомимся с видоизмененными побегами.

Записи вы будете вести в рабочих тетрадях.

Тема: Видоизмененные побеги.

Учитель: Какова же цель урока?

Цель: Доказать что клубень, корневище и луковица - видоизмененные побеги

Учитель: Какие задачи урока нам предстоит решать?

Задачи: (планируемые результаты)

Изучить особенности строения клубня, корневища, луковицы

Сравнить их строение со строением побега

Привести доказательства что корневище, клубень и луковица это видоизмененные побеги

Выяснить какие функции выполняют данные видоизмененные побеги.

( На И. Д. изображение трех дорог)

Учитель. Перед вами три пути, какой из них выберите вы, чтобы решить поставленные задачи? 1. Спросить у взрослого. 2. Подумать самому. 3. Собрать нужный материал в учебнике, в Интернете.





Откуда вы можете получить информацию по изучаемой теме?


1 минуту обсуждают.



1 минуту систематизируют и аргументируют свой выбор.





Высказывают свои предположения. Возникает затруднение…

Побег. (ответ полный)

Отвечают, поясняют, что нет внешнего сходства с побегом.





Ответы. Органы называются видоизмененными. Они приобрели необычное строение т.к. выполняют другие функции по сравнению с традиционными.







Формулируют тему урока

Цель урока.

Задачи урока

































(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого им надо собрать нужный материал)

Называют учебник, компьютер...

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

Цель - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.


Слайд 4



















Слайд 5

















Слайд 6













Слайд 6 – 8









Слайд 9

Построение проекта выхода из затруднения; Задачи: Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Организует деятельность учащихся:

В учебнике на стр.53 - 57 изучите материал о видоизмененных подземных побегах, изучите схемы, иллюстрации в учебнике.

Повтор инструктажа «Охрана труда при проведении лабораторных и практических работ»

Выполнить лабораторную работу на стр. 54 и 56. Организует работу учащихся с натуральными объектами

Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся, помогает в работе с натуральными объектами...

(Работа в парах) выполняют лабораторную работу

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике.



Готовят и изучают срезы луковицы, клубня картофеля. Изучают, анализируют информацию, делают записи в рабочих тетрадях с. 21.


Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий лабораторной работы, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.










Слайд 10

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

Задачи: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:

Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся, корректирует ответы, задавая уточняющие вопросы

Оформляют выводы к лабораторной работе. (Приложение1)

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение).



Интерактивная физкультминутка







Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задачи: Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы в рабочих тетрадях:


Выполняют самостоятельно задания в рабочей тетради с. 22 задание 40.

(Приложение 2)

Знакомятся с критериями оценивания (на слайде и на доске записаны»

Проверяют по слайдам на доске выводы лабораторной работы и з. 40. Взаимооценивание выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями).




Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение).






Слайд 11



Слайд 12- 13

Включение в систему знаний и повторение.

Задачи: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся


Напомню, что вывод начинается со слов: итак, таким образом, из этого следует.

Части побега в процессе эволюции сильно изменились: листья превратились в колючки, усики. Сочные побеги растений приспособились к жаркому и сухому климату. А кочан – пример видоизмененной почки.



Таким образом, рассмотрев видоизменения надземных побегов, можно сделать вывод, что строение видоизмененных надземных побегов зависит от условий среды обитания и выполняемой функции.


Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Умение работы с компьютером.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью








Слайд 14

Информация о домашнем задании.

Задачи: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня.

Параграф 10,

сообщения, презентации «Самые удивительные цветки»

подборка фотографий «Цветы в моем палисаднике»

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.











Слайд 15

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задачи: Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе




Организует рефлексию:

Итак



  • Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

  • Выполнили вы поставленные задачи? Достигли поставленной цели?

  • Как оцените свою работу?



Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Оценивают свою работу, используя жетоны (на доске корзина и жетоны каждый ребенок берет и крепит к корзинке)

Личностные УУД

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки


















Слайд 16








Приложение 1

Лабораторная работа №10

 «Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы».

 

Цель: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оборудование: клубень картофеля, луковица репчатого лука, лупа.

 







I. Строение клубня.

1.     Рассмотрите клубень снаружи. Найдите основание, верхушку, глазки (почки).

2.     Зарисуйте внешнее строение клубня, подпишите его части.

3.     Рассмотрите поперечный срез клубня. Найдите в нем слои и сравните их со слоями стебля.

4.     Зарисуйте срез клубня, подпишите его части.

5.     Вывод: докажите, что клубень – это видоизмененный побег.

 

Рисунок 1: строение клубня картофеля.





Рисунок 2: поперечный срез клубня.



Вывод_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Строение луковицы.

1.     Рассмотрите строение луковицы. Найдите видоизмененные листья – чешуи (сухие и сочные). Найдите видоизмененный стебель (донце) и почки.

2.     Зарисуйте продольный разрез луковицы. Подпишите ее части.

3.     Вывод: докажите, что луковица – видоизмененный побег.

 

Вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











































Приложение 2

Задание 40



Видоизмененный побег

Функция















Просмотр содержимого презентации
«vidoizmeneniya_nadzemnyh_pobegov»

Урок разработан в соответствие ФГОС.  Урок предназначен для 6-го класса по линии В.В. Пасечник «Многообразие покрытосеменных растений       Тема урока: Видоизменения надземных побегов Уколова И. С. учитель биологии МКОУ «Верх – Чуманская СОШ»

Урок разработан в соответствие ФГОС. Урок предназначен для 6-го класса по линии В.В. Пасечник «Многообразие покрытосеменных растений

Тема урока: Видоизменения надземных побегов

Уколова И. С. учитель биологии

МКОУ «Верх – Чуманская СОШ»

Уважаемые друзья!  Изучая биологию, я пришёл к следующим умозаключениям: 1. Побег состоит из стебля и листьев. 2.Корень и побег – вегетативные органы растения. 3. Почка – это зачаточный побег. 4. Почки расположены в центре междоузлий. 5. Листья бывают боковыми и придаточными. 6.Функции листьев: фотосинтез, дыхание и испарение воды. 7. Стебель растёт в толщину за счёт деления клеток камбия. 8. В центре стебля располагается древесина. 9 Верхушечная почка осуществляет рост побега в длину. 10. Окучивание способствует ветвлению стебля. Думаю, что вы не сомневаетесь в этих научных данных. Если же вы не согласны, то убедите меня в ваших доводах .  С уважением Барон Мюнхгаузен .

Уважаемые друзья! Изучая биологию, я пришёл к следующим умозаключениям:

  • 1. Побег состоит из стебля и листьев.
  • 2.Корень и побег – вегетативные органы растения.
  • 3. Почка – это зачаточный побег.
  • 4. Почки расположены в центре междоузлий.
  • 5. Листья бывают боковыми и придаточными.
  • 6.Функции листьев: фотосинтез, дыхание и испарение воды.
  • 7. Стебель растёт в толщину за счёт деления клеток камбия.
  • 8. В центре стебля располагается древесина.
  • 9 Верхушечная почка осуществляет рост побега в длину.
  • 10. Окучивание способствует ветвлению стебля.

Думаю, что вы не сомневаетесь в этих научных данных. Если же вы не согласны, то убедите меня в ваших доводах .

С уважением Барон Мюнхгаузен .

Луб Чечевички Пробка годичные кольца Сердцевина Древесина(ксилема) Камбий Кора Луб

Луб

Чечевички

Пробка

годичные кольца

Сердцевина

Древесина(ксилема)

Камбий

Кора

Луб

Все ли органы, растущие в почве, являются корнями?

Все ли органы, растущие в почве, являются корнями?

Видоизмененные побеги

Видоизмененные побеги

Изучить

Изучить

Сравнить строение  Функции?

Сравнить строение Функции?

Доказать, что видоизмененные побеги….

Доказать, что видоизмененные побеги….

Тема: Видоизмененные подземные побеги Цель? ?

Тема: Видоизмененные подземные побеги

  • Цель?

?

Лабораторная работа

Лабораторная работа

Критерии оценивания

Критерии оценивания

  • «5» – выполнена верно л\р и задание 40
  • «4» – допущено 1 – 2 недочета или ошибки
  • «3» – допущено 3 – 4 недочета или ошибки
  • «2» - допущено 5 и более недочетов или ошибок
ВЫВОДЫ   «Клубень видоизмененный побег, его внутренне строение соответствует внутреннему строению стебля и имеет аналогичные слои»  «Луковица – это видоизмененный побег, так как имеет внутренне строение соответствующее почке»

ВЫВОДЫ

  • «Клубень видоизмененный побег, его внутренне строение соответствует внутреннему строению стебля и имеет аналогичные слои»

  • «Луковица – это видоизмененный побег, так как имеет внутренне строение соответствующее почке»

Задание 40 Видоизмененный побег Функция Корневище Запас питательных веществ , вегетативное размножение Клубень Запас питательных веществ , вегетативное размножение Луковица Запас питательных веществ , вегетативное размножение Колючки Защита от поедания животными Клубнелуковица Защита почек сухими чешуями, вегетативное размножение

Задание 40

Видоизмененный побег

Функция

Корневище

Запас питательных веществ , вегетативное размножение

Клубень

Запас питательных веществ , вегетативное размножение

Луковица

Запас питательных веществ , вегетативное размножение

Колючки

Защита от поедания животными

Клубнелуковица

Защита почек сухими чешуями, вегетативное размножение

Выводы по теме

Выводы по теме

  • Части побега в процессе эволюции сильно изменились: листья превратились в колючки, усики. Сочные побеги растений приспособились к жаркому и сухому климату. А кочан – пример видоизмененной почки.
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Параграф 10,
  • сообщения, презентации «Самые удивительные цветки»
  • подборка фотографий «Цветы в моем палисаднике»
Рефлексия

Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя