Тема урока. Видовременная соотнесенность глагольных форм в тексте. Практикум______________________
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм:
*** Глаголы имеют категорию «вида»:
*** Глаголы имеют категорию «времени»:
Если в предложении встречается несколько глагольных форм, они должны соотноситься друг с другом по времени и виду.
1А. С. Пушкин подвергает своего героя самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя – ошибочное предложение.
2А. С. Пушкин подвергает своего героя самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя – верное предложение.
Итог: нужно внимательно следить за видом и временем глаголов в предложении. Теоретически они могут стоять в разном виде и времени, и притом ошибки не будет. Однако если при несовпадении вида и времени глаголов нарушаются смысловые связи в предложении (оно обычно звучит «глупо»), то в нём есть ошибка. Чаще всего это довольно очевидно в задании 8.
Упражнение 1.Спишите текст, поставив глаголы в нужной временной форме.
1. Часы приостанавливаются на несколько секунд и вдруг снова затикают.
2. В детстве особенно важно научиться любить природу и понимать её красоту и тайну.
3. Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает сложный исторический период в истории России, он изобразил несколько исторических личностей.
4. Фильм только начался, но мы уже понимаем, что будет интересно.
5. Путники собрались и отправились в путь, несмотря на ненастную погоду.
6. Андрей пошёл на войну, потому что мечтает прославиться.
7. Многие не понимали Луку, как он может вселять ложную уверенность в ночлежников.
8. Когда я прочитал поэму, то долго не мог опомниться от странного чувства потерянности, которое, вероятно, испытывает и поэт.
9. Когда Евгений понимает, что его любимая девушка погибла, он помешался от горя.
10. В санатории мне понравилось, ведь там я прекрасно путешествую.
11. Пушкин рисует ужасающую картину разрушительной стихии и изобразил бессилие человека перед ней.
12. Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате возникло много нелепых ошибок.
13. И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
14. Молния ярко сверкала и осветила всё вокруг.
15. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
16. Автор хотел показать, насколько хуже становится молодежь с каждым годом. Насколько часто происходят конфликты в семье.
17. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил занятия литературой.
18. Спектакль шел на сцене 18 лет. За это время состарились актеры и зрители, но, мне кажется, настроение зала не изменялось.
19. Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед.
20. После окончания школы Фролов поступает в профессиональный лицей, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.
Упражнение 2. Найдите ошибки в образовании видовременных форм глаголов.
1) Часы приостанавливаются на несколько секунд и вдруг снова затикают.
2) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
3) Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.
4) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
5) Папа читает газету и выпил кружку кофе.
6) Я работаю с невнимательностью, но всё равно в результате сделал много ошибок.
7) Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
8) Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
9) Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает сложный исторический период в истории России, изобразил несколько исторических личностей.
10) Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.
11) Нужно ребёнку, научить самостоятельности.
12) Джек Лондон подвергает Мартина Идена самым сложным испытаниям, и этим он раскрыл сущность героя