Просмотр содержимого документа
«Виды анализов занятий»
Виды анализа занятий
Виды анализа и самоанализа занятия:
1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;
3. Системный анализ - это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов учения;
4. Полный - эта система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности занятия;
5. Структурно-временной анализ - это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;
6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов;
7. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).
8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);
9. Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной деятельности обучающихся. Примеры аспектов занятия:
- реализация педагогом триединой задачи занятия;
- использование развивающих методов на занятии;
- изучение способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
- пути развития познавательного интереса;
- формирование общеучебных умении и навыков у обучающихся;
- проверка и оценка ЗУН обучающихся;
- организация проблемного обучения на занятии и т.п.
10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).