Виды деятельности. Профессиональная деятельность
Презентацию подготовила:
И.А.Шевчик
Преподаватель технологии и ИЗО
МОБУ СОШ № 1
пгт Лучегорск
Деятельность как способ существования людей
1 .« Деятельность — форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта ».
2. Деятельность - форма человеческой активности, направленная на преобразование окружающей среды и самого человека
Д
О
S
Д
S
О
S
S
S
Субъект и объект
Объект - то, на что направлена деятельность ( могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)
Субъект - тот, кто осуществляет деятельность ( может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.)
Творческая деятельность
ТВОРЧЕСТВО
ИНТУИЦИЯ
(бесссознательное)
ВООБРАЖЕНИЕ
ФАНТАЗИЯ
Отражение в сознании человека явлений действительности в новых, необычных сочетаниях, связях
Критерии для классификации
Виды деятельности
Отношение человека к окружающему миру
Практическая
Духовная
Исторический процесс
Прогрессивная – Регрессивная
Созидательная - Разрушительная
Социальные нормы
Законная – Незаконная
Моральная - Аморальная
Социальные формы объединения людей
Коллективная
Массовая
Индивидуальная
Способы осуществления
Однообразная, монотонная, шаблонная
Инновационная, изобретательская, творческая
Сферы общественной жизни
Экономическая, политическая, социальная, духовная
Этапы становления и развития личности человека
Игра – учение – труд - общение
Игра
Форма деятельности в условных ситуациях
Двуплановость игры
Направленность не на результат, а на сам процесс
НО !
Осуществляется реальное действие
Условный характер многих моментов
учение
Процесс приобретения знаний, умений, навыков
1. Приобретение знаний происходит стихийно и целенаправленно
2. Восприятие материала, осмысление, применение на практике- содержание процесса учения
3. Результат : образование-система знаний, умений, навыков; развитие личности
Труд
- Любая сознательная деятельность человека является трудом
- Труд – это вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически полезного результата
Сизифов труд
Бочка Данаид
Профессиональная деятельность – деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства
Цель – предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.
Структура деятельности
М→Д=Ц+С+∑д=Р
То, что представляется в сознании (образ) и ожидается в результате Д
Действия
Мотив
это итог, продукт деятельности
это предметы труда, орудия труда, технологии, приёмы, способы действий…
Специализация труда – форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.
Умственный труд – это труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия в отличие от физического труда, при котором расходуется в основном мышечная энергия.
Отраслевая специализация – это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального (наука, образование, торговля, медицина и др.) производства.
Предметная специализация – это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции Автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др).
Подетальная специализация – производство отдельных частей и деталей готового продукта ( например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).
Стадийная (технологическая) специализация – выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).
Функциональная специализация – специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве ( инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.
Профессиональная специализация – дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).
Квалификационная специализация – создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).
Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют следующие формы специализации:
- зональная, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие-либо определенные отрасли производства;
- межхозяйская – создание отдельных хозяйств (животноводческих, пчеловодческих и т.п.);
- внутрихозяйственная – среди бригад, отделений, ферм, звеньев;
- внутриотраслевая – разделение отраслей сельскохозяйственного производства на более специализированные предприятия.
Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.
Отрасль – исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.
Сфера профессиональной деятельности – это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями
Предмет труда – это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.
Предпринимательство – это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с целью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.
Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.
Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т.е. субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.
Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности – это качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность.
Готовность включает в себя следующие аспекты:
- Физиологический (общее развитие, состояние здоровья);
- Нравственный (потребность в труде, любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных качеств);
- Психологический (соответствие особенности и свойств психики – внимания, памяти, мышления, темперамента и т.п. – характеру труда);
- Практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).
Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике ( ЕТКС ). Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах.
В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции:
- аналитическую (планирование, проектирование, организация деятельности, анализ ее эффективности);
- энергетическую (затрата энергии мышц и психической энергии);
- технологическую (выполнение в строго определенной последовательности технологических операций и переходов);
- транспортную (перемещение предметов труда и готовой продукции).
Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда. Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразуя их) с целью производства материальных и духовных благ. К средствам труда относятся орудия производства (машины, оборудование, инструменты), а также земля – всеобщее средство труда, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т. Д.
Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства
Машины в зависимости от выполняемой работы бывают:
- энергетические (турбина, двигатель, генератор и др.);
- рабочие и технологические (станок, сеялка и др.);
- транспортные (конвейер, автомобиль);
- подъемные (краны, лебедки);
- информационные (арифмометры, ЭВМ).
Оснастка – совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для определенной части технологического процесса ( например крепление, подача заготовок и т.п.
Рабочие инструменты в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда человека (игла, отвертка и т.п.) или средствами измерения ( линейка, микрометр и т.п.).
Контрольно-измерительные приборы служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом.
Автоматические устройства выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе и осуществляют следующие функции: контроль, защита, регулирование, управление.
К функциональным возможностям человека относятся возможности:
- рук (сила, ловкость, координация);
- органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);
- тела (пластика, мышечная сила и др.);
- психики (сила, уравновешенность психических процессов и др.);
- речевого аппарата, голоса и др.
Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства .
Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов.
Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт – товар или услуга.
Товар – продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другие вещи (стоимость)
Для хранения продуктов труда (товара) создаются специальные места, помещения, склады.
Реализация продуктов труда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.
К услугам относятся информационное, художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.
В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.
Раскрыть содержание основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности по таблице
Удачи !