СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды деятельности. Профессиональная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность— форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта.

Профессиональная деятельность –  деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства.

Просмотр содержимого документа
«Виды деятельности. Профессиональная деятельность»

Виды деятельности. Профессиональная деятельность Презентацию подготовила:  И.А.Шевчик Преподаватель технологии и ИЗО МОБУ СОШ № 1 пгт Лучегорск

Виды деятельности. Профессиональная деятельность

Презентацию подготовила:

И.А.Шевчик

Преподаватель технологии и ИЗО

МОБУ СОШ № 1

пгт Лучегорск

Деятельность как способ существования людей 1 .« Деятельность — форма психической активности  субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта ». 2. Деятельность - форма человеческой активности, направленная на преобразование окружающей среды и самого человека Д  О  S Д S  О S S S

Деятельность как способ существования людей

1 .« Деятельность — форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта ».

2. Деятельность - форма человеческой активности, направленная на преобразование окружающей среды и самого человека

Д

О

S

Д

S

О

S

S

S

Субъект и объект Объект  - то, на что направлена деятельность ( могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)  Субъект  - тот, кто осуществляет деятельность ( может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.)

Субъект и объект

Объект - то, на что направлена деятельность ( могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)

Субъект - тот, кто осуществляет деятельность ( может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.)

Творческая деятельность ТВОРЧЕСТВО ИНТУИЦИЯ (бесссознательное) ВООБРАЖЕНИЕ ФАНТАЗИЯ Отражение в сознании человека явлений действительности в новых, необычных сочетаниях, связях

Творческая деятельность

ТВОРЧЕСТВО

ИНТУИЦИЯ

(бесссознательное)

ВООБРАЖЕНИЕ

ФАНТАЗИЯ

Отражение в сознании человека явлений действительности в новых, необычных сочетаниях, связях

Критерии для классификации Виды деятельности Отношение человека к окружающему миру  Практическая  Духовная Исторический процесс Прогрессивная – Регрессивная Созидательная - Разрушительная Социальные нормы Законная – Незаконная Моральная - Аморальная Социальные формы объединения людей Коллективная Массовая Индивидуальная Способы осуществления Однообразная, монотонная, шаблонная Инновационная, изобретательская, творческая Сферы общественной жизни Экономическая, политическая, социальная, духовная Этапы становления и развития личности человека Игра – учение – труд - общение

Критерии для классификации

Виды деятельности

Отношение человека к окружающему миру

Практическая

Духовная

Исторический процесс

Прогрессивная – Регрессивная

Созидательная - Разрушительная

Социальные нормы

Законная – Незаконная

Моральная - Аморальная

Социальные формы объединения людей

Коллективная

Массовая

Индивидуальная

Способы осуществления

Однообразная, монотонная, шаблонная

Инновационная, изобретательская, творческая

Сферы общественной жизни

Экономическая, политическая, социальная, духовная

Этапы становления и развития личности человека

Игра – учение – труд - общение

Игра  Форма деятельности в условных ситуациях Двуплановость игры Направленность не на результат, а на сам процесс НО ! Осуществляется реальное действие Условный характер многих моментов

Игра

Форма деятельности в условных ситуациях

Двуплановость игры

Направленность не на результат, а на сам процесс

НО !

Осуществляется реальное действие

Условный характер многих моментов

учение Процесс приобретения знаний, умений, навыков 1. Приобретение знаний происходит стихийно и целенаправленно 2. Восприятие материала, осмысление, применение на практике- содержание процесса учения 3. Результат : образование-система знаний, умений, навыков; развитие личности

учение

Процесс приобретения знаний, умений, навыков

1. Приобретение знаний происходит стихийно и целенаправленно

2. Восприятие материала, осмысление, применение на практике- содержание процесса учения

3. Результат : образование-система знаний, умений, навыков; развитие личности

Труд Любая сознательная деятельность человека является трудом Труд – это вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически полезного результата

Труд

  • Любая сознательная деятельность человека является трудом
  • Труд – это вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически полезного результата
Сизифов труд

Сизифов труд

Бочка Данаид

Бочка Данаид

 Профессиональная деятельность –  деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства

Профессиональная деятельность – деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства

  Цель – предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.

Цель – предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.

Структура деятельности М→Д=Ц+С+∑д=Р То, что представляется в сознании (образ) и ожидается в результате Д Действия Мотив это итог, продукт деятельности это предметы труда, орудия труда, технологии, приёмы, способы действий…

Структура деятельности

М→Д=Ц+С+∑д=Р

То, что представляется в сознании (образ) и ожидается в результате Д

Действия

Мотив

это итог, продукт деятельности

это предметы труда, орудия труда, технологии, приёмы, способы действий…

Специализация труда – форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.

Специализация труда – форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.

Умственный труд – это труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия в отличие от физического труда, при котором расходуется в основном мышечная энергия.

Умственный труд – это труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия в отличие от физического труда, при котором расходуется в основном мышечная энергия.

Отраслевая специализация – это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального (наука, образование, торговля, медицина и др.) производства.

Отраслевая специализация – это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального (наука, образование, торговля, медицина и др.) производства.

Предметная специализация – это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции Автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др).

Предметная специализация – это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции Автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др).

Подетальная специализация – производство отдельных частей и деталей готового продукта ( например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).

Подетальная специализация – производство отдельных частей и деталей готового продукта ( например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).

Стадийная (технологическая) специализация – выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).

Стадийная (технологическая) специализация – выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).

Функциональная специализация – специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве ( инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.

Функциональная специализация – специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве ( инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.

Профессиональная специализация – дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.). Квалификационная специализация – создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).

Профессиональная специализация – дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).

Квалификационная специализация – создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).

Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют следующие формы специализации:  зональная, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие-либо определенные отрасли производства;  межхозяйская – создание отдельных хозяйств (животноводческих, пчеловодческих и т.п.);  внутрихозяйственная – среди бригад, отделений, ферм, звеньев;  внутриотраслевая – разделение отраслей сельскохозяйственного производства на более специализированные предприятия.

Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют следующие формы специализации:

  • зональная, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие-либо определенные отрасли производства;
  • межхозяйская – создание отдельных хозяйств (животноводческих, пчеловодческих и т.п.);
  • внутрихозяйственная – среди бригад, отделений, ферм, звеньев;
  • внутриотраслевая – разделение отраслей сельскохозяйственного производства на более специализированные предприятия.
Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.

Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.

Отрасль – исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Отрасль – исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Сфера профессиональной деятельности – это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями

Сфера профессиональной деятельности – это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями

Предмет труда – это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.

Предмет труда – это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.

Предпринимательство – это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с целью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Предпринимательство – это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с целью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах. Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т.е. субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.

Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.

Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т.е. субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.

Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности – это качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность. Готовность включает в себя следующие аспекты:  Физиологический (общее развитие, состояние здоровья);  Нравственный (потребность в труде, любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных качеств);  Психологический (соответствие особенности и свойств психики – внимания, памяти, мышления, темперамента и т.п. – характеру труда);  Практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).

Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности – это качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность.

Готовность включает в себя следующие аспекты:

  • Физиологический (общее развитие, состояние здоровья);
  • Нравственный (потребность в труде, любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных качеств);
  • Психологический (соответствие особенности и свойств психики – внимания, памяти, мышления, темперамента и т.п. – характеру труда);
  • Практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).
Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике ( ЕТКС ). Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах.

Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике ( ЕТКС ). Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах.

В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции:  аналитическую (планирование, проектирование, организация деятельности, анализ ее эффективности);  энергетическую (затрата энергии мышц и психической энергии);  технологическую (выполнение в строго определенной последовательности технологических операций и переходов);  транспортную (перемещение предметов труда и готовой продукции).

В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции:

  • аналитическую (планирование, проектирование, организация деятельности, анализ ее эффективности);
  • энергетическую (затрата энергии мышц и психической энергии);
  • технологическую (выполнение в строго определенной последовательности технологических операций и переходов);
  • транспортную (перемещение предметов труда и готовой продукции).
Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.  Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразуя их) с целью производства материальных и духовных благ. К средствам труда относятся орудия производства (машины, оборудование, инструменты), а также земля – всеобщее средство труда, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т. Д.

Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда. Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразуя их) с целью производства материальных и духовных благ. К средствам труда относятся орудия производства (машины, оборудование, инструменты), а также земля – всеобщее средство труда, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т. Д.

Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства

Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства

Машины в зависимости от выполняемой работы бывают:  энергетические (турбина, двигатель, генератор и др.);  рабочие и технологические (станок, сеялка и др.);  транспортные (конвейер, автомобиль);  подъемные (краны, лебедки);  информационные (арифмометры, ЭВМ).

Машины в зависимости от выполняемой работы бывают:

  • энергетические (турбина, двигатель, генератор и др.);
  • рабочие и технологические (станок, сеялка и др.);
  • транспортные (конвейер, автомобиль);
  • подъемные (краны, лебедки);
  • информационные (арифмометры, ЭВМ).
Оснастка – совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для определенной части технологического процесса ( например крепление, подача заготовок и т.п.

Оснастка – совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для определенной части технологического процесса ( например крепление, подача заготовок и т.п.

Рабочие инструменты в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда человека (игла, отвертка и т.п.) или средствами измерения ( линейка, микрометр и т.п.).

Рабочие инструменты в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда человека (игла, отвертка и т.п.) или средствами измерения ( линейка, микрометр и т.п.).

Контрольно-измерительные приборы служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом.

Контрольно-измерительные приборы служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом.

Автоматические устройства выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе и осуществляют следующие функции: контроль, защита, регулирование, управление.

Автоматические устройства выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе и осуществляют следующие функции: контроль, защита, регулирование, управление.

К функциональным возможностям человека относятся возможности:  рук (сила, ловкость, координация);  органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);  тела (пластика, мышечная сила и др.);  психики (сила, уравновешенность психических процессов и др.);  речевого аппарата, голоса и др.

К функциональным возможностям человека относятся возможности:

  • рук (сила, ловкость, координация);
  • органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);
  • тела (пластика, мышечная сила и др.);
  • психики (сила, уравновешенность психических процессов и др.);
  • речевого аппарата, голоса и др.
Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства .

Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства .

Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов.

Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов.

 Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт – товар или услуга.

Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт – товар или услуга.

Товар – продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другие вещи (стоимость)

Товар – продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другие вещи (стоимость)

 Для хранения продуктов труда (товара) создаются специальные места, помещения, склады. Реализация продуктов труда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления. К услугам относятся информационное, художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.

Для хранения продуктов труда (товара) создаются специальные места, помещения, склады.

Реализация продуктов труда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.

К услугам относятся информационное, художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.

В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.

В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.

Раскрыть содержание основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности по таблице

Раскрыть содержание основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности по таблице

Удачи !

Удачи !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!