СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа профессионального модуля является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Организация различных видов деятельности и общения детей и соответствующих профессиональных компетенций.
СОДЕРЖАНИЕ | стр.
|
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 3 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
| 9 |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 32 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 35 |
Программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины 44.02.01 Дошкольное образование для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 года, Регистрационный номер рецензии 382 – НОМЕР СВОЕЙ ПРОГРАММЫ СМОТРЕТЬ НА САЙТЕ: http://www.firo.ru/?page_id=18952 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по дошкольному образованию 44.02.01
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составитель:
Сайфетдинова Луиза Рамисовна, Михайлова Нелли Владимировна
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО (название УМО)
Протокол № _
от «___» ________ 20___ г.
Председатель УМО:
_____________ (Ф.И.О. председателя)
ОДОБРЕНА
Методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № ___
от «___» ________ 20___ г.
Председатель МС:
_____________ (Ф.И.О. председателя)
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация различных видов деятельности и общения детей
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Организация различных видов деятельности и общения детей и соответствующих профессиональных компетенций.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей;
-организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);
-организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;
- организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности;
- организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников;
-организации и проведения развлечений;
-участия в подготовке и проведении праздников в образовательном учреждении;
-наблюдения и анализа игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей, организации и проведения праздников и развлечений;
-наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;
-оценки продуктов детской деятельности ;
-разработки предложений по коррекции, организации различных видов деятельности и общения детей;
уметь:
-определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей;
-определять педагогические условия организации общения детей;
-играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;
-использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
-организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
-ухаживать за растениями и животными;
-общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
-руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы;
-оценивать продукты детской деятельности;
-изготавливать поделки из различных материалов;
-рисовать, лепить, конструировать;
-организовывать детский досуг;
-осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;
-анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;
-анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников и продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития детей;
-анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;
-анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений;
знать:
-теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;
-сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста;
-содержание и способы организации и проведения игровой деятельности дошкольников;
-сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;
-содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;
-способы ухода за растениями и животными;
-психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраст;
-основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;
-сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников;
- содержание и способы организации продуктивной деятельности дошкольников;
-технологии художественной обработки материалов;
-основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования;
-особенности планирования продуктивной деятельности дошкольников вне занятий;
-теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников;
-виды театров, средства выразительности в театральной деятельности;
-теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;
-способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля
всего – 1036 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_1036 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 692 часа;
самостоятельной работы обучающегося 344 часа;
учебной и производственной практики – 252 часа.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - теоретические и методические основы организации различных видов деятельности и общения детей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1 | Планировать различные виды деятельности и общения детей; |
ПК 2.2 | Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста; |
ПК 2.3 | Организовывать посильный труд и самообслуживание; |
ПК 2.4 | Организовывать общение детей; |
ПК 2.5 | Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование) |
ПК 2.6 | Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста |
ПК 2.7 | Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей |
ПК 5.1. | Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. |
ПК 5.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость в своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7 | Постановка целей, мотивация деятельности воспитанников, организация и контроль их работы с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 9 | Осуществление профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1 Тематический план профессионального модуля (для профессий)
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | |||||||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
ПК 2.1. | МДК.02.01.Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста | 187 | 68 | | 69 | | 144 | |||||||
ПК 2.2. | МДК.02.02.Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности | 102 | 68 | | 34 | | 108 | |||||||
ПК 2.3. | МДК.02.03.Теоретическкие и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста | 192 | 128 | | 64 | | | |||||||
ПК 2.4 | МДК02.04.Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству. | 219 | 146 | | 73 | | | |||||||
ПК 2.5 | МДК02.05.Теория и методика музыкального воспитания с практикумом | 210 | 140 | | 70 | | | |||||||
ПК 2.7. | МДК02.06.Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста | 106 | 72 | | 34 | | | |||||||
ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.7. | Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | | | | ||||||||||
| Всего: | 1306 | 692 | 344 | | 252 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю:
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельные работы обучающихся, курсовые работы (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||||
1 | 2 | 3
| 4 | ||||||
Раздел ПМ 1. Овладение организацией различных видов деятельности и общения детей |
187 |
| |||||||
МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста | |||||||||
Тема 1. 1. История происхождения игры | Содержание | 63 |
| ||||||
1. | Игра в истории человечества. Игра как инстинктивно-биологическая деятельность человека, исторический предшественник труда, социальное явление. |
|
2 | ||||||
2. | Основные тенденции развития игры. Отражение игры в научно – историческом самосознании этноса, организация игры как образовательного средства, культурно - этической и общечеловеческой ценности. | ||||||||
Практические занятия | 31 | 2 | |||||||
1. | Обсуждение основных тенденций культурно исторического развития игры на основе лекционного материала, прочитанной дополнительной литературы и интернет информации (дискуссионный стол). |
| |||||||
Тема 1.2. Теоретические основы. Сущность игры - как деятельности дошкольника
| Содержание | 63 | |||||||
1. | Психолого-педагогическое обоснование сущности игры и её развитие в дошкольном возрасте. Позиции ученых в понимании природы, содержания и роли игры в психолого-педагогической науке. Основные характеристики игры. |
| 2 | ||||||
2. | Значение игры в личностном становлении ребенка Сущность, своеобразие и её роль в воспитании ребенка, Место в педагогическом процессе детского сада. Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников. | ||||||||
3. | Структура игры, её компоненты и их краткая характеристика Структурные компоненты. Этапы развития. Периодизация детской игры. Педагогическая классификация детских игр. Сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. | ||||||||
Практические занятия | 31 | 2 | |||||||
1. | Разработка в микрогруппах «научного трактата»: «Игра как высшее приобретение человека». В форме педагогического консилиума доказать правомерность этого утверждения, ссылаясь на мнения конкретных ученых. |
| |||||||
2. | Составление рекомендаций для родителей или воспитателей ДОУ по теме: «Взаимосвязь игры и обучения» | ||||||||
Тема 1.3. Педагогическое сопровождение игровой деятельности
| Содержание | 61 | 2 | ||||||
1. | Режиссерская игра, её сущность и развитие Создание предметно-развивающей среды для режиссерских игр. Роль взрослых в режиссерской игре. Содержание и способы организации и проведения игровой деятельности дошкольников. |
| |||||||
2. | Научно-теоретические подходы к формированию сюжетно-ролевой игры в раннем и дошкольном возрасте. Основные направления усложнения содержания игры способы построения, разнообразие игровых замыслов их развития. Методика руководства. Проведение и анализ игры и проектирование ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями группы. | ||||||||
3. | Театрализованные игры дошкольников Характеристика театрализованных игр, их виды. Условия для развития театрализованных игр. Педагогическое руководство. | ||||||||
4. | Игры со строительным материалом Характеристика игр со строительным материалом. Виды конструирования. Методика обучения конструктивным умением. Игры с природным материалом. | ||||||||
5. | Игры социоигровой направленности для детей дошкольного возраста. Классификация игр, их характеристика. Виды игр. Методика руководства играми. | ||||||||
6. | Дидактические и подвижные игры, их характеристика. Особенности дидактических, подвижных игр. Виды, .структура и ее компоненты. Методика руководства: цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой деятельностью детей. |
| |||||||
7. | Роль игрушки в жизни дошкольника. Характеристика игрушки. Педагогические требования. Виды игрушек. Игрушки для детей раннего и дошкольного возраста. | ||||||||
Практические занятия | 31 | 2 | |||||||
1. | Обсуждение особенностей организации и руководства режиссерскими играми. Отработка прямых и косвенных методов и приемов руководства. |
| |||||||
2. | Наблюдение за формированием сюжетно-ролевых игр, развитием творческих способностей детей в ДОУ (видеоматериал), составление аналитической докладной о состоянии игровой деятельности по вопросам для анализа. Использование способов руководства результатов игровой деятельности. | ||||||||
3. | Проведение деловой игры «Пресс-конференция». Использование теоретических знаний в проведении сюжетно-ролевых игр, в нестандартных игровых ситуациях. | ||||||||
4. | Составление пиктограммы любой сказки, которая может стать содержанием театрализованной игры. Обсуждение методики составления пиктограммы. | ||||||||
5. | Разработка проекта одной из игр социоигрового приобщения к делу или творческого самоутверждения. Планирование работы по руководству игрой и общения детей в течение дня. | ||||||||
6. | Деловая игра «Перспективные дидактические игры для дошкольных образовательных учреждений». Презентация игр. | ||||||||
7. | Составление опорно-логической схемы консультации для родителей по теме: «Игрушка и ее роль в развитии детей». | ||||||||
МДК 02.02. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников | 102
|
| |||||||
Тема 2.1. Трудовое воспитание дошкольников | Содержание | 51
| |||||||
1 | Задачи трудового воспитания дошкольников. Понятие о задачах воспитания. Подходы педагогов - практиков к формулированию задач. | 2 | |||||||
2 | Содержание (виды) труда дошкольников. Содержание труда по самообслуживанию в разных возрастных группах. Особенности хозяйственно - бытового труда детей: Методика проведения уборки помещения детей совместно со взрослыми. Труд в природе: методика ухода за животными и растениями в уголке природы в разных возрастных группах. Ручной и художественный труд: методика изготовления поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Зарождение умственного труда ребенка. | ||||||||
3 | Формы организации труда дошкольников. Поручение как форма труда дошкольника. Методика проведения дежурства по столовой, по подготовке к занятиям, в уголке природы. Общий, совместный, коллективный труд. Методика проведения совместного труда детей в разных возрастных группах. | 2 | |||||||
4 | Особенности организации условий воспитания дошкольников в труде. Создание эмоциональной положительной атмосферы для труда дошкольников. Условия организации материальной среды и трудового оборудования для детей | 2 | |||||||
5 | Средства трудового воспитания дошкольников. Собственная трудовая деятельность детей как средство трудового воспитания. Ознакомление с трудом взрослых. Роль художественных средств в воспитании дошкольников. | 2 | |||||||
6 | Планирование трудовой деятельности дошкольников. Особенности планирования трудовой деятельности детей в разных возрастных группах. | 2 | |||||||
Практические занятия | 51 |
| |||||||
1. | Анализ программных требований по трудовому воспитанию в разных возрастных группах |
| 2 | ||||||
2 | Составление сценария праздника о труде для подготовительной к школе группе. |
| |||||||
3 | Анализ конспектов занятий по трудовому воспитанию с целью уточнения содержания труда в разных возрастных группах. | ||||||||
4 | Составление конспекта занятий по трудовому воспитанию для средней группы. | ||||||||
5 | Обсуждение докладов, самостоятельно подготовленных студентами, по теме «Как знакомить детей с трудом взрослых». | ||||||||
6 | Защита самостоятельно разработанных проектов «Труд в природе». Презентация проектов. | ||||||||
МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста | 192 | ||||||||
Тема 3.1. Теоретические основы обучения и развития детей в изобразительной деятельности.
| Содержание | 48 | |||||||
1 | Введение. Изобразительная деятельность дошкольников как интегративная образовательная область. Определение цели и задач учебной дисциплины. Развитие ребенка как субъекта изобразительной деятельности. Проблемы детского изобразительного творчества. Особенности, критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольника. |
| 1 | ||||||
Тема 3. 2. Методика обучения детей изобразительной деятельности
| Содержание | 148 |
| ||||||
1 | Общие вопросы методики обучения детей изобразительной деятельности. Цель и задачи обучения дошкольников изобразительной деятельности. Нормативно-правовая база, регламентирующая преподавание предмета. Образовательная область «Художественное творчество» в структуре программ, рекомендованных ФГТ. Классификация и характеристика методов обучения. Игра и игровые приемы в руководстве продуктивных видов деятельности. |
| 2 | ||||||
2 | Виды детской изобразительной деятельности. Определение продуктивных видов деятельности. Методика овладения дошкольниками основами изобразительной грамоты. Методика развития детского изобразительного творчества в рисовании..Методика развития детского изобразительного творчества в лепке. Методика развития конструктивного творчества дошкольников..Детское декоративное творчество | ||||||||
3 | Общая характеристика форм организации детской изобразительной деятельности. Планирование. Виды занятий . по изобразительной деятельности, организация, методика проведения..Структура конспекта занятия по видам продуктивной деятельности..Комплексно-тематическое планирование. Реализация регионального компонента в образовательной области «Художественное творчество» Учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Планируемые промежуточные результаты освоения программного материала.Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Планирование работы с родителями по развитию творческих способностей дошкольников. | 2 | |||||||
4. | Организация самостоятельной художественной деятельности детей дошкольного возраста. Формы организации продуктивных видов деятельности вне занятий. Создание эстетической предметно-развивающей среды . Культурно-досуговая деятельность. Организация проектной деятельности дошкольников. Содействие развитию индивидуальных творческих наклонностей каждого ребенка. | 3 | |||||||
Практические занятия | 96 | 2 | |||||||
1 | Определение специфики изобразительного творчества дошкольников. |
| |||||||
2 | Анализ содержания вариативных программ по образовательной области Художественное творчество с учетом требований ФГТ.. | ||||||||
3 | Составление макета занятия по изобразительному творчеству. | ||||||||
4 | Овладение способами и приемами обработки пластических материалов в декоративной лепке (старший дошкольный возраст) | ||||||||
5 | Формирование творческого опыта на основе изученных приемов лепки.(младший дошкольный возраст). | ||||||||
6 | Формирование творческого опыта на основе изученных приемов лепки (старший дошкольный возраст). | ||||||||
7 | Особенности овладения дошкольниками выразительных средств цвета. | ||||||||
8 | Особенности овладения дошкольниками выразительных возможностей графики.. | ||||||||
9 | Особенности овладения дошкольниками закономерностей композиции. | ||||||||
10 | Формирование творческого опыта в процессе освоения нетрадиционных техник рисования. | ||||||||
11 | Формирование творческого опыта в процессе овладения приемами предметного рисования (младший дошкольный возраст). | ||||||||
12 | Формирование творческого опыта в процессе овладения приемами предметного рисования (средний дошкольный возраст). | ||||||||
13 | Формирование творческого опыта в процессе овладения приемами предметного рисования (старший дошкольный возраст). | ||||||||
14 | Формирование творческого опыта в процессе овладения приемами предметного рисования (старший дошкольный возраст). | ||||||||
15 | Формирование творческого опыта в процессе овладения приемами сюжетного рисования. | ||||||||
16 | Защита творческого проекта: «Интегрированное занятие-одно из средств развития креативности дошкольников». | ||||||||
17 | Руководство проектной деятельностью дошкольников в области художественного творчества. | ||||||||
18 | Упражнение в комплексно-тематическом планировании. | ||||||||
МДК 02.04 Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству. | 60 |
| |||||||
Тема 4 .1. Выполнение работ в области художественной обработки материалов. | Содержание. | 15 | |||||||
1. | Культура и организация труда. Инструменты, материалы, технологии. Основные требования культуры труда на уроке технологии; использование здоровье сберегающих технологий, ознакомление с элементами графической грамоты, видами графических изображений; ознакомление с основными технологическими сведениями о бумаге и картоне, текстильных, пластичных, природных материалах; соблюдение санитарно-гигиенических требований и правил безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места; |
| 2 | ||||||
Практические занятия | 15 | 3 | |||||||
Работа с бумагой и картоном. |
| ||||||||
1 | Освоение приемов изготовления окрашенной и рельефной бумаги. | ||||||||
2 | Освоение приемов художественного вырезания. | ||||||||
3 | Освоение приемов создания плоскостной и объемной аппликации. | ||||||||
4 | Освоение приемов сгибания и складывания, бумаги и картона. | ||||||||
5 | Освоение приемов складывания по типу оригами. | ||||||||
6 | Освоение приемов плоского и объемного плетения из полосок бумаги, картона. | ||||||||
7 | Освоение приемов плоскостного и объемного моделирования и конструирования. | ||||||||
Работа с текстильными материалами | |||||||||
1 | Освоение приемов выполнения декоративных швов на картоне. | ||||||||
2 | Освоение приемов выполнения нитяной графики (изонить). | ||||||||
3 | Освоение приемов создания аппликации из ткани, ниток, фурнитуры. | ||||||||
4 | Освоение приёмов ручного ткачества на раме. | ||||||||
Работа с текстильными материалами | |||||||||
1 | Освоение приемов выполнения декоративных швов на картоне. | ||||||||
2 | Освоение приемов выполнения нитяной графики (изонить). | ||||||||
3 | Освоение приемов создания аппликации из ткани, ниток, фурнитуры. | ||||||||
4 | Освоение приёмов ручного ткачества на раме. | ||||||||
Работа с природными материалами | |||||||||
1 | Освоение способов создания декоративных композиций из природных материалов в технике аппликации. | ||||||||
2 | Освоение способов изготовления коллажных работ из природных материалов. | ||||||||
3 | Освоение способов конструирования и моделирования персонажей сюжетных композиций. | ||||||||
Тема 4.2 Выполнение работ в области изобразительного искусства.
| Содержание | 15 |
| ||||||
1. | Основы выполнения графических, живописных, декоративных и скульптурных работ. Освоение основ изобразительной грамоты: пропорции, перспектива, тон; последовательное выполнение рисунка; цветоведения; технология и приемы работы графическими, живописными и пластическими материалами. |
|
| ||||||
Практические занятия | 15 |
| |||||||
1 | Освоение возможностей передачи пропорций частей и целого в изображении предметов. |
| |||||||
2 | Освоение приемов изображения пространственных планов графики и живописи с применением линейной и воздушной перспективы. | ||||||||
3 | Освоение возможностей передачи объема с помощью света и тени. | ||||||||
4 | Освоение последовательности выполнения рисунка предметов, природы, человека, животных. | ||||||||
5 | Освоение приемов получения цветовых сочетаний выполнения живописных работ. | ||||||||
6 | Освоение возможностей цвета в передачи своеобразия природы. | ||||||||
7 | Освоение различных приемов работы графическими и живописными материалами. | ||||||||
8 | Освоение изображения видов орнамента. | ||||||||
9 | Освоения изображения декоративных композиций традиционных народных промыслов. | ||||||||
10 | Освоение приемов лепки малых скульптурных форм. | ||||||||
МДК 02.05. Теория и методика музыкального развития дошкольников с практикумом | 60 |
| |||||||
Тема 5.1. Цели и задачи музыкального воспитания и развития дошкольников. | Содержание | 6 | |||||||
1. | Обзор образовательных программ по разделу «Музыкальное воспитание дошкольников». Музыкальное воспитание в Российской программе воспитания и обучения дошкольников под редакцией М.А. Васильевой, вариативных образовательных программах. Значение и задачи учебной дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания и развития дошкольников» в системе подготовки специалистов. Становление и развитие теории и методики музыкального воспитания и развития дошкольников. Характеристика системы музыкального воспитания и развития дошкольников. |
| 1 | ||||||
2. | Роль музыки во всестороннем развитии личности ребёнка. Значение, цели и задачи музыкального воспитания и развития дошкольника на разных возрастных этапах.2 | 2 | |||||||
3. | Анализ содержания, целей, задач, принципов построения образовательных программ по музыкальному воспитанию дошкольников. | 2 | |||||||
Практические занятия | 6 |
| |||||||
1. | Возрастные особенности музыкального развития дошкольников. Музыкальное развитие детей разных возрастных групп . |
| |||||||
Тема 5.2. . Особенности музыкального развития дошкольников. Методы и приемы музыкального развития и воспитания дошкольников. | Содержание. | 6 |
| ||||||
1. | Возрастные особенности музыкального развития дошкольников. Музыкальное развитие детей разных возрастных групп . |
|
| ||||||
2 | Музыкальные способности дошкольников. Характеристика и структура музыкальных способностей дошкольников. Диагностика музыкальных способностей дошкольников. |
| |||||||
3.. | Методы и приемы музыкального развития и воспитания дошкольников. Использование различных методов и приёмов обучения в процессе музыкального воспитания и развития дошкольников. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания. Использование индивидуально – дифференцированного подхода к детям в процессе обучения на музыкальных занятиях и в повседневной жизни. |
| |||||||
Практические занятия | 6 |
| |||||||
1 | Анализ методов диагностики музыкальных способностей детей, ознакомление с критериями оценки обследования музыкального развития детей. Составление индивидуальных диагностических карт и характеристик музыкального развития детей. |
| |||||||
Тема 5. 3. Своеобразие различных видов музыкальной деятельности детей в ДОУ. | Содержание | 6 |
| ||||||
1 | Слушание - вид музыкальной деятельности дошкольника. Методика приобщения детей к мировой музыкальной культуре. Слушание музыки как основной путь развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Возрастные особенности музыкального восприятия детей раннего и дошкольного возраста. Задачи и содержание Программы обучения и воспитания в детском саду по разделу «Слушание музыки. Характеристика репертуара по возрастным группам. Организация и методика обучения слушанию музыки. Музыкально – дидактические игры как средство развития музыкально – сенсорных способностей детей. |
|
| ||||||
2. | Пение – вид музыкальной деятельности детей. Методика обучения пению дошкольников. Пение как вид музыкальной деятельности детей, его воспитательное значение. Охрана детского голоса. Задачи и содержание Программы обучения и воспитания в детском саду по разделу «Пение». Развитие слуха и голоса у детей каждой возрастной группы. Правильная певческая установка. Вокально-хоровые навыки. Характеристика песенного репертуара для разных возрастных групп. Методика обучения пению дошкольников. Формирование песенного творчества у детей. |
| |||||||
3. | Музыкально – ритмические движения – вид музыкальной деятельности дошкольников. Развитие музыкально-ритмических и двигательных навыков у дошкольников. Программа обучения и воспитания в детском саду по разделу «Музыкально-ритмические движения. Виды движений под музыку: упражнения, игры, танцы, игры с пением, хороводы. Методы и приемы обучения. Развитие музыкально – игрового и танцевального творчества у детей. |
| |||||||
4. | Игра на детских музыкальных инструментах – вид музыкальной деятельности дошкольников. Характеристика детских музыкальных инструментов, используемых в разных возрастных группах ДОУ, их классификация Содержание программы обучения игре на детских музыкальных инструментах в средней, старшей и подготовительной к школе групп. Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах. |
| |||||||
Практические занятия. | 6 |
| |||||||
1. | Анализ и составление примерных конспектов бесед по слушанию музыки, проведения музыкально – дидактических игр, игр с пением, музыкальных подвижных игр и танцев в разных возрастных группах ДОУ и ознакомление с различными видами пособий к ним. |
| |||||||
2. | Формирование и закрепление навыков проведения беседы по слушанию музыки, проведения музыкально – дидактических игр, игр с пением, музыкальных подвижных игр и танцев в разных возрастных группах с использованием аудиозаписей. | ||||||||
3. | Ознакомление с устройством детских музыкальных инструментов и приёмами игры на них. Исполнение на детских музыкальных инструментах мелодий, используемых в работе с дошкольниками. Формирование и закрепление навыков игры на детских музыкальных инструментах индивидуально и в оркестре. | ||||||||
Тема 5.4. Формы организации музыкальной деятельности дошкольников в ДОУ. | Содержание. | 6 |
| ||||||
1. | Музыкальное занятие - основная форма работы по музыкальному воспитанию и развитию детей в ДОУ. Музыкальные занятия как основная форма обучения детей всем видам музыкальной деятельности. Виды музыкальных занятий и их структура. Методика проведения музыкальных занятий в ДОУ и условия для их проведение.. Роль музыкального руководителя и воспитателя в процессе проведения занятий в разных возрастных группах. Методика работы в разновозрастной (смешанной) группе. |
|
| ||||||
2. | Самостоятельная музыкальная деятельность детей. Влияние самостоятельной музыкальной деятельности детей на их общее и музыкальное развитие. Виды самостоятельной музыкальной деятельности детей: Развитие интереса детей к самостоятельной музыкальной деятельности. Косвенные методы руководства самостоятельной музыкальной деятельностью детей. |
| |||||||
3. | Музыка в повседневной жизни детей в ДОУ. Использование музыки в повседневной жизни дошкольников в ДОУ Применение музыки на физкультурном занятии, гимнастике, на прогулках, в самостоятельной деятельности, развлечениях и др. Методика организации музыкальной деятельности в повседневной жизни дошкольника под руководством воспитателя. |
| |||||||
4.. | Музыкальные развлечения в ДОУ. Виды музыкальных развлечений. Характеристика репертуара различных видов музыкальных развлечений. Роль воспитателя и участие детей в проведении музыкальных развлечений. Организация и методика проведения музыкальных развлечений в ДОУ. |
| |||||||
5. | Музыка на праздничных утренниках. Значение и место музыки на. праздниках в ДОУ. Взаимосвязь музыки, художественного слова, декоративного оформления. Организация и методика проведения праздничного утренника в ДОУ Совместная работа воспитателя и музыкального руководителя по подготовке к празднику |
| |||||||
Практические занятия | 6 |
| |||||||
1. | Анализ планов – конспектов музыкальных занятий в ДОУ и составление примерного плана музыкального занятия для дошкольников. |
|
| ||||||
2. | Составление примерного плана оборудования музыкального уголка в группе с учетом возраста детей. | ||||||||
3. | Анализ и составление примерного конспекта организации музыкальной деятельности детей в повседневной жизни, проведения музыкальных развлечений, праздничных утренников в ДОУ. Формирование и закрепление умений и навыков организации музыкальной деятельности детей в повседневной жизни, проведения музыкальных развлечений, праздничных утренников в ДОУ. | ||||||||
Тема 5.5.Организация и оборудование музыкальной деятельности детей в ДОУ. | Содержание. | 6 |
| ||||||
1. | Роль и ответственность педагогического коллектива в организации образовательного процесса по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников в ДОУ. Роль и ответственность заведующей ДОУ, музыкального руководителя и воспитателя группы в организации работы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников в ДОУ. Принципы составления годового плана работы детского сада по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников |
|
| ||||||
2.. | Работа с родителями по пропаганде музыкального воспитания ребёнка в семье. Формы работы с родителями. Планирование работы с родителями. |
| |||||||
3. | Оборудование музыкальной деятельности детей в ДОУ. Характеристика наглядных пособий и раздаточного материала для детей, основных сборников по музыкальному воспитанию и развитию детей, музыкальных инструментов и игрушек для различных возрастных групп, аудиозаписей и видеозаписей для детей и др. |
| |||||||
Практические занятия | 6 |
| |||||||
1. | Анализ примерного годового плана организации и проведения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по разделу «Музыкальное воспитание и развитие дошкольников» и составление примерного годового плана работы. |
| |||||||
2. | Составление примерного плана работы с родителями по пропаганде музыкального воспитания дошкольников. | ||||||||
3. | Составление примерного плана оборудования методического кабинета ДОУ по разделу «Музыкальное воспитание дошкольников». | ||||||||
МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста | 106 |
| |||||||
Тема 6.1. Общие вопросы общения с ребенком. | Содержание. | 36 | |||||||
1. | Введение Модели взаимодействия взрослого с ребенком. Позиция общения. Пространство общения. Идентификация. Эмпатия. Рефлексия. Стереотипизация как приписывание. |
|
| ||||||
2. | Принятие ребенка как основа для формирования у него доверия к миру. Установление вербального и невербального контакта. Алгоритм активного слушания в диалоге. «Ты» и «я» высказывания. Беседа с ребенком. |
| |||||||
3. | Общение ребенка раннего возраста. Необходимость общения для своевременного речевого развития ребенка. Возникновение стремления к самостоятельности. Основная стратегия поведения взрослых. Игрушка как средство развития общения ребенка в раннем возрасте. Общение малышей со сверстниками. Роль взрослого в организации общения. |
| |||||||
Практическая работа | 18 |
| |||||||
1 | Тренинг «Трактование невербальных сигналов». |
| |||||||
2 | Анализ психолого-педагогических ситуаций, предложенных педагогом, с целью отработки представлений о невербальных и вербальных средствах общения. | ||||||||
3 | Отработка упражнений на развитие эмпатии и рефлексии. | ||||||||
Тема 6.2. Общение детей дошкольного возраста | Содержание. | 36 |
| ||||||
1 | .Психологические особенности общения детей дошкольного возраста. Взаимосвязь возрастных показателей и особенностей детского общения. |
|
| ||||||
2.. | Общение детей дошкольного возраста с взрослыми. Особенности общения ребенка с родителями. Специфика общения с воспитателем. |
| |||||||
3. | Общение и речь: внеситуативно-познавательное общение, внеситуативно-личностное общение |
| |||||||
4 | Предупреждение конфликтов в ситуации общения. Основы организации бесконфликтного общения детей. Способы разрешения детских конфликтов. |
| |||||||
Практическая работа | 18 |
| |||||||
1 | Решение психолого-педагогических задач, предложенных учителем, с целью установления стиля общения воспитателя и родителей с ребенком. |
| |||||||
2 | Разработка программы индивидуальной помощи малообщительному ребенку. | ||||||||
3 | Определение педагогических условий организации общения детей при просмотре видеоматериалов. | ||||||||
4 | Моделирование ситуаций внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения взрослого с ребенком. | ||||||||
Тема 6.3. Ребенок в дошкольном учреждении. | Содержание. | 34 | |||||||
1. | Особенности общения с «трудными» дошкольниками. Приемы снятия напряжения в общении. Использование вербальных и невербальных средств стимулирования и поддержки детей. |
|
| ||||||
2. | Общение дошкольников со сверстниками. Приемы помощи детям, испытывающим трудности в общении: создание ситуации успеха. вовлечение в совместную деятельность, устранение дефектов речи. | ||||||||
3. | Общение в игровой деятельности. Соблюдение культурных норм. Руководящая роль взрослого. | ||||||||
4. | Игрушка как средство общения и психического развития. Роль игрушки в развитии общения ребенка в среднем и старшем дошкольном возрасте. | ||||||||
5. | Особенности общения мальчиков и девочек. Половые различия поведения детей. Механизм полоролевой идентификации. Ролевое поведения в игре. | ||||||||
6. | Дети и компьютер. Проблема недостатка непосредственного общения. Развивающие возможности компьютера, руководящая роль взрослого. | ||||||||
7. | Межвозрастное общение. Его развивающие и стимулирующие возможности. |
| |||||||
Практическая работа | 17 |
| |||||||
1 | Обсуждение компьютерного проекта, самостоятельно подготовленного студентами на тему :«Роль игрушки в психическом развитии ребенка»,. |
| |||||||
2 | Составление вопросов для беседы с новичком. | ||||||||
3 | Обсуждение творческих работ студентов, выполненных самостоятельно, по теме «Роль СМИ в развитии общения ребенка». | ||||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. Виды работ: Систематическая проработка учебной и методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Составление конспектов занятий, внеклассных мероприятий. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Написание рефератов и сообщений на предложенную тему. Организация проектной деятельности. Поиск дополнительных источников информации по разным темам. Работа над курсовым проектом. |
|
| |||||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Сравнительный анализ игрушек в разных возрастных группах ДОУ, формулировка приоритетных направлений воспитания, где можно использовать данные виды игрушек. Проектирование сюжетно-ролевой игры в одной из возрастных групп, включая подготовительную работу. Подготовка к обсуждению двух противоположных точек зрения на происхождение игры. Построение таблицы по материалам лекций в соответствии с позициями С. Л. Новоселовой и Т. М. Бабуновой. Составление синквейна по каждой группе игр (краткое описание сущности изучаемой темы.) Составление тематического тезауруса, раскрывающего специфику режиссерских игр. Составление концептуальной карты научных подходов к организации сюжетно-ролевой игры в условиях ДОУ. Разработка матрицы «Идеи, развитие сюжетно-ролевой игры» на основе анализа лекций, дополнительной литературы и интернет-информации. Формулировка тезисов для родителей и воспитателей или лично для себя, убеждающих в неоспоримой значимости игры. Самостоятельное изучение и анализ научных трактовок, понятий «интеллект и интеллектуальное развитие», приведенных в тексте лекции, подтверждение или опровержение утверждения о приоритетной роли игры в интеллектуальном развитии дошкольников .. Формулировка гипотезы относительно условий развития театрализованной игры в ДОУ. Составление аннотированного списка литературы по играм социоигровой направленности. Разработка содержания поручений для средней группы. Составление графика дежурств для уголка природы в разных возрастных группах. Подбор высказываний педагогов-классиков о труде. Конспектирование статьи А.Д. Шатовой «Воспитание дошкольников в труде». Разработка сообщений для родителей «Что по силам дошкольникам?». Оформление альбома с пословицами, поговорками о труде. Подготовка доклада на тему «Как знакомить детей с трудом взрослых». Создание проекта и презентации «Труд в природе». Моделирование и разработка конспекта занятий по изобразительной деятельности. Моделирование и разработка конспекта досуговой деятельности с использованием нетрадиционных материалов. Систематизация и оформление пооперационных карт по видам изобразительной деятельности. Упражнения в освоении базовых форм в конструировании из бумаги. Поиск дополнительных источников информации по использованию интегрированных занятий. Составление списка обязанностей дежурных в разных возрастных группах. Моделирование и разработка конспекта вечера развлечений «Путешествия в страну красок». Разработка и моделирование конспекта занятий по коллективной аппликации. Составление таблицы «Усложнение рисования деревьев в разных возрастных группах». Составление таблицы «Усложнение рисования животных в разных возрастных группах». Составление таблицы «Усложнение рисования человека в разных возвратных группах». Оформление пооперационных карт по силуэтному, симметричному вырезанию.. Составление методической разработки по конструированию из бумаги предметов на основе одной базовой формы. Оформление наглядного материала для занятия «Варианты образцов по декоративному рисованию в средней группе». Выполнение творческого проекта по народным сказкам «Рисование сказочных птиц» (использовать мотивы Городецкой росписи). Подготовка информации «Что может рассказать детский рисунок об авторе?» Изучение теоретического материала « Игровые методы и приёмы обучения изобразительной и конструктивной деятельности вне занятий в ДОУ». Оформление дидактической игры по сенсорному воспитанию. Подготовка реферата «Методы обучения рисованию в дошкольном возрасте». Составление таблицы «Динамика усложнения образовательных задач по рисованию, лепке, аппликации в разных возрастных группах». Составление картотеки игровых приёмов для проведения занятия по рисованию. Подбор малых литературных форм для создания игровой мотивации на занятии. Подготовка реферата «Развитие у детей творческих способностей при освоении дошкольниками искусства оригами». Сравнительный анализ литературы по проблеме «Методы обучения конструированию в детском саду». Анализ программы детского сада и начальной школы ( по художественному воспитанию). Поиск дополнительных источников информации по разным видам обработки материала. Моделирование и разработка конспекта внеклассного мероприятия на тему: «Тайна поздравительной открытки». Подготовка презентации на тему: «История кукольного театра». Подготовка реферата на тему: «Ознакомление с народным орнаментом на уроках декоративной аппликации». Определение методики обследования предметов с учетом различной техники вырезания из бумаги. Систематизация и оформление пооперационных карт по выполнению элементов нитяной графики. Изготовление схем открыток – раскладушек. Упражнения в усвоении условных обозначений и базовых форм оригами. Проектирование коллективного панно в технике модульного оригами. Проектирование оформления выставки творческих работ на тему: «Новогодняя елочка – сувенир из неожиданных материалов». Реклама новых идей в создании новогодних оконных картинок в технике модульного оригами. Поиск дополнительных источников информации о дизайне. Фото коллаж из журналов. Лепка по мотивам дымковской игрушки с самостоятельным выбором орнамента. Создание упаковок различных форм, выполненных по развертке. Оформление наглядного материала на тему: «Поучимся у природы» (нерукотворные узоры). Выполнение творческого проекта на тему: «Герб сказочной страны» в технике транспортного вырезания. Составление таблицы «Изменение содержания и форм общения в зависимости от возраста детей». Подготовка сообщения «Общение младенца со взрослым». Выполнение компьютерного проекта «Роль игрушки в психическом развитии ребенка».
|
| ||||||||
Учебная практика. Виды работ: Наблюдение работы воспитателя по организации сюжетно-ролевых игр во второй половине дня. Определение уровня развития творческих игр, используя предложенный диагностический лист. Анализ взаимоотношений детей в процессе игры. Подбор игрушек и игрового оборудования. Наблюдение работы воспитателя по организации театрализованных игр во второй половине дня. Составление показателей детского творчества в ходе наблюдения за игрой. Наблюдение работы воспитателя по организации игр социоигровой направленности во второй половине дня, с целью понимания и утверждения их собственной личности, пробуждение интереса друг к другу. Развитие личности дошкольника в трудовой деятельности изучение оборудования, необходимого для организации трудовой деятельности дошкольника. Изучение видов труда и их освоенности детьми данной возрастной группы. Участие в педагогическом наблюдении и анализе разных видов и форм организации изобразительной деятельности детей. Дифференциация задач и содержания работ с детьми на занятиях и самостоятельной художественной деятельности Наблюдение и анализ занятий по видам изобразительной деятельности. Осознание необходимости специальной предварительной подготовки к занятию. Установление взаимосвязи изодеятельности с другими видами детской деятельности, общевоспитательной работой и специальной подготовкой детей к занятию. Изучение педагогической документации по организации работы по изобразительной деятельности. Наблюдение и анализ интегрированного занятия по художественному труду в разных возрастных группах. Анализ перспективного и календарного планов воспитателя по разделу «Художественный ручной труд» в разных возрастных группах Ознакомление со спецификой работы с родителями. Определение особенностей построения предметно-развивающей среды для изобразительной деятельности. Ознакомление с методическим и художественным фондом ДОУ. Наблюдение и анализ интегрированного занятия по художественному труду в разных возрастных группах. .Знакомство с планами проведения музыкальных занятий и музыкальной деятельности в повседневной жизни дошкольников в ДОУ. Наблюдение методики организации музыкальной деятельности в повседневной жизни дошкольников в ДОУ под руководством воспитателя. Знакомство с планами проведения музыкальных развлечений в разных возрастных группах ДОУ. Наблюдение методики проведения музыкально-игровых досугов для дошкольников в разных возрастных группах ДОУ. |
| ||||||||
| |||||||||
| |||||||||
Производственная практика (по профилю специальности) Самостоятельная организация и проведение сюжетно-ролевых игр. Регулирование взаимоотношений в процессе игры, развитие сюжета. Организация различных игр с детьми раннего и дошкольного возраста. Самостоятельная организация и проведение театрализованных игр. Создание в группе предметно- развивающей среды. Самостоятельная организация и проведение игр социоигровой направленности. Использование приемов, направленных на решение воспитательных задач в складывающихся ситуациях (игры для рабочего настроения, приобщения к делу, игры творческого самоутверждения ). Планирование игр социоигровой направленности и общения детей. Участие в исследовательской и проектной деятельности игр. Организация и проведение уборки книжного и игровых уголков. Самостоятельная организация труда детей в уголке природы. Организация дежурств по столовой, занятию в своей возрастной группе. Подготовка к занятию по художественному ручному труду. Проведение анкетирования по ожидаемым результатам практики Подготовка и проведение занятий по рисованию, оформление методического материала. Анализ и самоанализ занятия. Анкетирование родителей по изучению художественных интересов детей. Подготовка и проведение занятий по лепке, оформление методического материала. Анализ и самоанализ занятия. Организация и проведение индивидуальной работы с детьми по художественному труду вне занятий .Анализ и самоанализ занятия. Использование поделок, выполненных на уроках, для проведения игр, бесед с детьми. Подготовка и проведение занятий по аппликации, оформление методического материала. Анализ и самоанализ занятия. Прогнозирование дальнейшего педагогического руководства, направленного на развитие художественно-изобразительной деятельности и личности ребенка в данных условиях Совместное участие студентов и воспитателя в организации и проведении проектной деятельности дошкольников. Организация и проведение интегрированного занятия по художественному труду. Проведение анализа и самоанализа занятия. Организация самостоятельной художественной деятельности детей во 2 пол.дня. Разработка рекомендаций для родителей по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста Подготовка и проведение занятий с детьми по конструированию, оформление методического материала. Анализ и самоанализ занятия Мониторинг динамики творческого развития детей. Организация и вариативность оформления детских работ Моделирование вариантов тематического оформления интерьера групповой комнаты. Изготовление пособий и атрибутов для проведения досуговой и игровой деятельности Участие в работе круглого стола по итогам практики на основе анализа проведённой работы. Итоговое анкетирование.. Определение качества детских работ, степень самостоятельности, результатов продуктивной деятельности. Проведение индивидуальной работы с детьми, определение и анализ характера задач, содержания, методов. Планирование цикла занятий с усложнением задач и методов обучения. Проектирование и участие в оформлении групповой комнаты к празднику, развлечению. Разработка и рекомендации для родителей по эстетическому воспитанию дошкольников данной возрастной группы. Проведение пробных занятий по организации слушания – восприятия музыки в разных возрастных группах. Пробное проведение диагностического обследования уровня музыкального развития детей и составление индивидуальной характеристики ребенка. Проведение пробных занятий по организации музыкально – дидактических игр в разных возрастных группах. Проведение пробных занятий по организации игр с пением в разных возрастных группах. Пробное проведение музыкально-игровых досугов для дошкольников в разных возрастных группах ДОУ. Самостоятельная организация ситуаций общения в повседневной жизни, игре, совместном труде. Анализ особенностей детского общения, интерпретация невербальных проявлений. |
|
| |||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту): Тематика курсовых работ (проектов) по модулю: Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом. Особенности использования дидактических игр на занятиях в средней группе. Организация игр детей с природным материалом. Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей (на примере конкретной возрастной группы). Педагогические условия развития театрализованных игр (на примере конкретной возрастной группы). Влияние трудового воспитания на формирование личности дошкольника. Формирование у детей представлений о труде взрослых. Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений. Организация дежурств детей в старшем дошкольном возрасте. Роль трудового воспитания в умственном развитии ребенка. Ознакомление дошкольников с национальным искусством Поволжья в процессе декоративного рисования. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе обучения модульному оригами. Роль лепки в развитии сенсорных способностей младших школьников. Развитие личностных качеств дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Вариативность использования игровых технологий на занятиях предметного рисования. Интеллектуальное развитие дошкольника в процессе овладения возможностями нестандартного изобразительного материала. Формирование у дошкольника представлений о выразительных средствах книжной иллюстрации. Организация общения для предупреждения задержек речевого развития ребенка. Особенности общения с ребенком в период кризиса трех лет. Роль общения в психическом развитии ребенка раннего возраста. Роль общения в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Сравнительный анализ особенностей общения мальчиков и девочек. Использование убеждений в общении с детьми разных возрастов. Воспитание культуры общения у старших дошкольников |
|
| |||||||
| |||||||||
Итого: | 1036 |
|
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов педагогики и психологии, изобразительной деятельности и методики развития детского изобразительного творчества, методики музыкального воспитания, ритмики и хореографии, зал ритмики.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета дошкольной педагогики и психологии:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект бланков педагогической документации;
- наглядные пособия (схемы, таблицы, стенды, дидактический наглядный материал, папки-передвижки, комплекты конспектов, разработок, видеоматериал).
- мультимедийные учебники и обучающие диски;
- мультимедийный комплекс.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета изобразительной деятельности и методики развития детского изобразительного творчества:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- мольберты;
- швейные машины, оборудование для лепки, аппликации, конструирования;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (визуальные поурочные таблицы, схемы и пособия по темам курса, видеоматериалы, слайды, репродукции, конспекты уроков);
- оборудование для натурных постановок;
- мультимедийный комплекс.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета методики музыкального воспитания, ритмики и хореографии:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- фортепиано, аккордеон;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (таблицы и плакаты по темам курса);
- детские музыкальные инструменты;
- музыкальный центр, диски с аудиозаписями изучаемых музыкальных произведений;
- мультимедийный комплекс
Оборудование зала ритмики:
- хореографические станки;
- зеркала для самоконтроля качества выполнения упражнений и танцевальных композиций;
- фортепиано, аккордеон;
- рабочее место концертмейстера;
- музыкальный центр;
- мультимедийный комплекс
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Буре Р.С. дошкольника труд. Теория и методика трудового воспитания. М.: Мозаика – Синтез, 2017.
2. Григорьева Г.Г.Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. -М.: Академия, 2017. Гриф МО РФ.
3. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М.: 2017. Гриф МО РФ.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольника педагогика, М.:Академия, 2017. Гриф МО РФ.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. Васильевой М.А. – М.: Мозаика–Синтез, 2017. Гриф МО РФ.
5. Радуга: программа воспитания, образований и развитий детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон. М.,: Просвещение, 2017
Дополнительные источники:
1. Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра» СПб.: ООО «Детство – Пресс»,2017.
2. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М.: Форум,2017.
3. Виноградова Н.А. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников. М.: Айрис – пресс, 2017.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология. – М.: 2007.
5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. –М.: 2005.
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. – СПб.:2008
7. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты – М.: Учебная литература 2017.
8. Гогоберидзе А. Г. Ребёнок и музыка. // Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ Под ред. Логинова В.И. и др. СПб.:2017.
9. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. – М.:2017.
10. Дыбина О.В. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 2017
11. Методика обучения изобразительной деятельности конструированию./ Под ред.Т.С. Комаровой. - М.:Просвещение, 2017.
12. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально – игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.:Айрис-пресс, 2017.
Интернет-ресурсы:
Федеральный портал «Российское образование».
http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал.
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Дополнительное образование детей».
http://www.vidod.edu.ru
Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей».
http://neo.edu.ru
Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий».
http://www.megabook.ru
Служба тематических толковых словрей «Глоссарий. ру».
http://www.glossary.ru
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. | - план воспитательно-образовательной работы составлен в соответствии с образовательной программой, возрастными и индивидуальными особенностями детей; | Экспертная оценка выполнения практических заданий на производственной практике Экзамен (выполнение практико-ориентированных заданий) |
Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста | - реализация содержания игровой деятельности в соответствии с методическими требованиями к организации разных видов игр; | Экспертная оценка выполнения практических заданий на производственной практике Формализованное наблюдение за деятельностью студентов на производственной практике |
Организовывать посильный труд и самообслуживание | - реализация содержания трудовой деятельности в соответствии с методическими требованиями к его организации; | Экспертная оценка выполнения практических заданий на производственной практике Формализованное наблюдение за деятельностью студентов на производственной практике |
Организовывать общение детей | - процесс общения организован с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и заданной ситуации.; | Экспертная оценка выполнения практических заданий на производственной практике Формализованное наблюдение за деятельностью студентов на производственной практике |
Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация. конструирование) | - процесс организации продуктивной деятельности осуществлен в соответствии с требованиями образовательной программы и методическими рекомендациями; | Экспертная оценка выполнения практических заданий на производственной практике Формализованное наблюдение за деятельностью студентов на производственной практике |
Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста | - процесс организации и проведения праздников и развлечений осуществлен в соответствии с учетом методических рекомендаций образовательных программ; | Экспертная оценка выполнения практических заданий на производственной практике Формализованное наблюдение за деятельностью студентов на производственной практике |
Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей | - анализ процесса и результата организации различных видов деятельности выполнен в соответствии с методикой проведения системного анализа различных видов деятельности и общения детей
| Экспертная оценка выполнения практических заданий на производственной практике Экзамен (выполнение практико-ориентированных заданий) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
| Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
| Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
| Экспертное наблюдение и оценка выполнения работ по учебной и производственной практике. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
для эффективного выполнения профессиональных задач в соответствии с заданной ситуацией; | Экспертная оценка выполнения работ на практических занятиях и по производственной практике. Курсовое проектирование |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
| Наблюдение за навыками работы в глобальных и локальных информационных сетях. |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
| Наблюдение за ролью обучающихся в группе. |
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
| Экспертное наблюдение и оценка выполнения работ по учебной и производственной практике. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
| Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты творческих и проектных работ. |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
| Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы; выполнение исследовательской творческой работы. |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | - демонстрация знаний техники безопасности и умение использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности. | Экспертное наблюдение и оценка выполнения работ по учебной и производственной практике. |
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. |
| Экспертная оценка на практическом занятии. |
1