Виды и формы контроля знаний студентов.
Нетрадиционные формы контроля на учебных занятиях в системе СПО
Главная задача контроля заключается в обеспечении высокого уровня знаний студентов, прочности практических навыков.
Контроль непосредственно связан с процессом усвоения знаний. В этом случае он выполняет роль обратной связи.
Обратная связь, как чётко сформулированное понятие, впервые было введено в практику в связи с возникновением кибернетики. Однако, фактически необходимость понятия обратной связи была осознана психологами и физиологами ещё в XIX веке и теоретически осмыслена в работах И.П. Павлова, П.К. Анохина.
В кибернетике обратная связь трактуется как информация о состоянии управляемой системы, идущая в управляющую систему. Эта трактовка применима и по отношению к учебному процессу. Обратная связь позволяет оценивать состояние системы (учебного процесса) по выходным показателям информации и управлять ею, корректируя отклонения этих показателей путём воздействия на входные параметры.
Для учебного процесса выходными показателями системы являются знания, умения и навыки студентов, приобретённые в ходе учёбы.
В учебном процессе обратную связь подразделяют на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя обратная связь направлена к студенту и позволяет ему на основе анализа собственных ошибок исправлять их и совершенствовать систему приобретения знаний.
Внешняя обратная связь направлена к преподавателю. С её помощью преподаватель имеет возможность оценить состояние процесса обучения на основе определённых показателей оценки знаний, умений и навыков студентов.
Определение объективной картины текущего состояния учебного процесса - это не контроль студентов для фиксации оценки, а определение степени эффективности учебного процесса.
Показателями внешней обратной связи могут быть активность студентов на всех видах занятий, их самостоятельная работа, ответы на вопросы преподавателя.
Такого рода обратная связь требует от преподавателя специальной организации и соответствующей методической подготовки.
Основными целями контроля знаний являются:
- определение степени достижения поставленных целей обучения;
- выявление отношения студентов к учебному труду;
- стимулирование самостоятельной работы слушателей;
- получение информации, необходимой для управления учебным процессом, для совершенствования методики преподавания и организационных форм самостоятельной работы студентов.
Различают несколько педагогических функций контроля: проверочную, обучающую, воспитательную и организующую.
Проверочная функция обеспечивает возможность постоянно изучать и знать действительное состояние процесса обучения, сопоставлять его содержание и методы с потребностями войск.
Обучающая функция выражается в том, что проанализированные и обобщённые данные контроля, отражающие опыт учебно-воспитательного процесса, становятся достоянием всего коллектива военной кафедры.
Воспитательная функция состоит в том, что контроль стимулирует преподавателей и студентов, способствуя воспитанию добросовестного отношения к учебному труду, выработки воли и настойчивости, развивает самокритичность.
Организующая функция призвана обеспечить выполнение учебного плана и целевых установок учебных программ. Контроль способствует улучшению организации учебной, методической и воспитательной работы, повышает организованность студентов.
Указанные функции контроля знаний основываются, прежде всего, на известных дидактических принципах обучения, таких как идейность и научность, посильность для студентов уровня контроля, системность и регулярность.
Анализ опыта и проведённые исследования показывают, что при проведении контроля знаний надо исходить из следующих принципов:
- полнота контроля, то есть охват контролем всех студентов в процессе обучения. Этот принцип необходим для обеспечения функции обратной связи;
- плановость контроля, учитывающая весь объем контроля по данной дисциплине по содержанию, уровню, затратам времени и срокам проведения;
- достоверность результатов контроля, что существенно как в учебных, так и в воспитательных целях: оценка сильных и слабых сторон личности студента, интереса к учебе, повышение личной ответственности;
- объективность контроля. Это требование предполагает снижение субъективного влияния преподавателей на результаты контроля. Требование объективности обеспечивается соответствующей разработкой контрольного учебного материала и оценкой знаний студентов на основе этого материала;
- дифференцированность контроля по уровню. Это требование предполагает обязательность соответствия глубины (уровня) контроля тем целям, которые ставились при изучении контролируемого учебного материала;
- автоматизация контроля знаний, то есть применение технических средств с учетом цели контроля и специфики контролируемого учебного материала;
- простота организационных форм проведения контроля. По своей форме система контроля должна быть организована так, чтобы свести к минимуму затраты времени преподавателей и студентов.
Система проверки и оценки знаний, навыков и умений включает взаимосвязанные виды и формы контроля. Их взаимосвязь заключается, прежде всего, в том, что согласовываются цели контроля.
Так, общие и конечные его цели вытекают из требований к объему знаний, навыков и умений, а частичные (промежуточные) из установок учебных программ дисциплин. Более детальная проверка (особенно в ходе изучения дисциплин) соответствует целям проведения отдельных занятий. Совокупность различных видов и форм контроля будет являться системой лишь тогда, когда все цели его и частные задачи будут объединены единой структурной схемой. Когда можно проследить, как, на каких этапах, и в какой последовательности осуществляется проверка достижения каждой конечной цели обучения.
На практике сложились следующие виды контроля:
:
-предварительный;
-текущий;
-тематический;
-рубежный;
-итоговый;
-отсроченный.
Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности студентов, в первую очередь – индивидуального уровня каждого студента. Результаты такого контроля используются для адаптации учебного процесса к особенностям контингента студентов. Цель его - ознакомиться с общим уровнем подготовки по предмету, установить объем и уровень знаний студентов, выявить, что сохранилось и что «улетучилось» из того, что изучалось ими в предыдущих учебных годах.
На первом уроке преподаватели проводят диагностическую контрольную работу по проверке минимума школьных знаний. На основе собранных данных каждый преподаватель планирует повторение и строит изучение нового материала.
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях преподавателя за учебно-познавательной деятельностью студента на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний студентов и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как студенты усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает преподавателю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы студентов, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому.
К данному виду контроля предъявляются следующие требования:
- текущий контроль должен осуществляться строго индивидуально с использованием оценочной шкалы, учитывающей индивидуальные способности и особенности студента;
- процедура текущего контроля строится по принципу восходящей сложности: сложность и трудоемкость заданий должна повышаться от элементарных до границ возможностей конкретного студента;
- тактические цели обучения могут изменяться в процессе и по результатам контроля в зависимости от успехов или затруднений студента.
Формы текущего контроля разнообразны. Сочетание различных форм контроля зависит от темы и цели занятия, от особенностей учебной группы, индивидуальных качеств преподавателя, его методического мастерства.
Текущий контроль учебной деятельности студентов в нашем техникуме предполагает ежемесячное подведение итогов их работы и обеспечивает возможность заведующему отделением, воспитателю учебной группы, родителям студента проверять уровень усвоения знаний студента, ритмичность его деятельности, а также своевременно контролировать посещаемость занятий и устранять причину пропусков. По итогам учёбы студента за месяц преподаватель выставляет в журнал оценку (оперативную оценку), в случае невозможности выставления оценки (ввиду большого количества пропусков) допускается выставление отметки «не аттестован». Студенты обязаны исправить неудовлетворительные оперативные оценки в течение следующего месяца. Для обеспечения накопляемости оценок необходимо подумать о формах, методах контроля и его организации: кого, когда и сколько студентов нужно спросить и оценить.
По способу взаимодействия учителя и студента методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития студента можно подразделить на следующие: 1) устные; 2) письменные; 3) практические (работы); 4) тесты. Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.
Устные методы. Они наиболее распространены в учебном процессе и проводятся как опрос студентов и собеседование. Так проверяется и выполнение студентами домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и умение рассуждать, и повторение ранее изученного. Эффективность опроса и собеседования при проверке знаний достигается тем, что преподаватель предварительно определяет темы и вопросы для устного контроля, намечает конкретных студентов, с которыми затем проведет собеседование, предусматривает варианты своих действий на тот случай, если студенты затрудняются или не смогут ответить на поставленные вопросы. Это могут быть: дополнительное разъяснение неусвоенного материала, изучение методических пособий по теме, консультация. Во всяком случае, получив обратную информацию в процессе опроса и собеседования о низком качестве знаний и умений студентов (некоторых из них или группы), преподаватель предпринимает работу по доведению уровня этих знаний в соответствие с требованиями программы.
Письменные методы проверки знаний и умений также широко используются на занятиях в разных стадиях учебного процесса. Это и математические диктанты, и работа по карточкам (индивидуально и в группах), и практические работы, и тесты.
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) к основным видам учебных занятий, наряду с другими, отнесены практические занятия. В процессе практического занятия студенты выполняют одну практическую работу под руководством преподавателя в соответствии с содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических работ направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства практической и интеллектуальной деятельности;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, творческая инициатива.
Практические занятия могут носить репродуктивный и частично-поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:
- цель работы;
- пояснения (теория, основные формулы);
- порядок выполнения работы;
- контрольные вопросы;
- учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. Они требуют от студентов самостоятельного выбора способов выполнения работы.
При организации деятельности студентов на практических работах используются индивидуальная и групповая формы деятельности. Для повышения качества проведения практических занятий каждый преподаватель создаёт методическую разработку заданий для подготовки студентов к выполнению практической работы, которая имеется в свободном доступе в библиотеке.
Задолженности по практическим работам студенты отрабатывают на консультациях(отработках). Консультации, как правило, предполагают вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен студентами, либо не усвоен совсем. Поэтому основная цель консультаций – восполнение пробелов в знаниях студентов. На консультациях студент может пересдать неудовлетворительные, а также сдать пройденный материал в случае пропуска занятий.
Тест является средством контроля знаний, умений и навыков и уровня развития студентов. Тесты выполняют и диагностическую, и контролирующую функции.
Тесты представляют собой серию вопросов и заданий по проверяемой теме. Однако, он не показывает надо ли дополнительно учить что-либо по теме, а если надо, то что именно. Тест замеряет и фиксирует факт: студент на таком-то (высоком, среднем или низком) уровне владеет материалом, который проверяется.
Тесты как инструмент контроля знаний, умений и навыков студентов удобны тем, что они выполняются в короткий срок, позволяют проверить всех студентов. Полученные данные можно подвергнуть статистическому анализу и на этой основе дать качественную характеристику успеваемости студентов.
Проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в большинстве случаев в пользу последних. Считается, что хотя устный контроль больше способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь, он не обеспечивает надлежащей объективности. Письменная проверка, обеспечивая более высокую объективность, кроме того, способствует развитию логического мышления, целенаправленности: студент при письменном контроле более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа. Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связности изложения мыслей.
Формы контроля, как устные, так и письменные, включают в себя: опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный, уплотненный), практические работы, тестирование, зачет, экзамен.
Индивидуальная проверка знаний. Ее задача — глубокий и всесторонний контроль знаний, умений и навыков студента, уровня его разностороннего и, прежде всего, интеллектуального развития. Такая проверка дает значительный материал для объективного суждения и соответствующих выводов о каждом студенте, для организации индивидуального подхода к нему в процессе учебно-воспитательной работы.
Индивидуальная проверка отнимает много времени на уроке, в этом ее недостаток.
Групповая проверка предполагает контроль учебной работы целой группы. Это особенно удобно, если студенты выполняли работу группой. При такой проверке следует дойти до каждого, а не ограничиваться «огульной» оценкой всей группы. Необходимо выяснить, каков вклад каждого в общее дело.
Фронтальная проверка организуется следующим образом. Опрашивается вся группа, вопросы задаются небольшие, требующие краткого ответа. Вся группа в момент опроса работает напряженно и в быстром темпе. Если какой-то студент затрудняется ответить на вопрос, преподаватель не ждет, когда он подготовит основательный ответ, а обращается к другому, третьему студенту, предлагает ответить тому, кто уже готов. Разумеется, после постановки вопроса преподаватель делает небольшую паузу, чтобы студенты успели осмыслить его и обдумать ответ. В процессе фронтальной проверки, которую также называют “беглым опросом”, по сути, каждый студент успевает хотя бы один раз ответить на какой-либо вопрос, дополнить или уточнить предыдущий ответ одногруппника.
Фронтальная проверка позволяет в короткий срок повторить (воспроизвести, актуализировать) для студентов группы материал, на который преподаватель будет опираться при изучении новой информации на данном уроке. К такому же беглому опросу преподаватель прибегает в конце урока для того, чтобы убедиться, что студенты правильно усвоили новую тему.
Таким образом, мобильность, экономия времени, охват большинства, а в лучшем случае — даже всех студентов группы активной работой являются достоинствами фронтального опроса.
Комбинированный (уплотненный) опрос. На одном уроке на этапе проверки домашних заданий преподавателю необходимо, не затрачивая лишнего времени, решить целый ряд контрольных задач — проверочных, диагностических, стимулирующих. Возникает сложная ситуация: каким образом все это совместить? Помочь в этой ситуации может комбинированный опрос.
До занятия преподаватель заготавливает вопросы и задания на отдельных листках (карточках), в зависимости от сложности заданий их может быть 2-5. Кроме того, ряд вопросов предназначен для устного ответа. Учитель заранее определяет тех студентов, которых будет проверять.
На самом уроке отвечать одновременно выходят 6-8 человек. Двое выполняют задание на доске (само задание записано у каждого на листке). В это время четверо – шестеро садятся за первые столы и каждый самостоятельно письменно отвечают на вопросы своей карточки. Студент отвечает у доски, его ответы развернутые, с дополнительными вопросами и ответами, т.е. идет глубокая индивидуальная проверка. Пока устно отвечает первый студент, второй, работающие у доски, успевает подготовить свою часть задания. Потом выслушивается его ответ. Те студенты, которые на листочках выполняли задания и писали письменные ответы, сдают листочки-ответы преподавателю. Если позволяет время, то ответы анализируют, если нет, то их проверяют после занятия.
Таким образом, при уплотненной проверке удается опросить и оценить многих студентов, повторить значительный по объему материал.
Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, раздела. Назначение тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы, раздела; путем повторения и проверки знаний, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов и подготовки к экзамену.
Формы тематического контроля могут быть как устные, так и письменные. Устный предусматривает проведение зачета, который позволяет в течение одного учебного занятия проверить, во-первых, знание студентов основного учебного материала, во-вторых, проверить умение рационально использовать его для решения практических задач, в-третьих, умение грамотно объяснять полученные результаты.
Зачёт состоит из двух частей: теоретической и практической. Вопросы зачёта определяются заранее, в начале изучения темы. На занятии каждому студенту выдаётся карточка с обязательным и дополнительным заданием. Во время работы студентов преподаватель имеет возможность устно провести опрос по теоретической части зачёта. Студенты, быстро справившиеся со своим заданием, получают карточки, содержащие нестандартные задачи по изученной теме. Такая форма организации зачёта даёт всем равные возможности для достижения хороших результатов.
Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
С этой целью студентам в начале изучения раздела выдаются вопросы и задачи для конспектирования. Ответы на вопросы и решение задач выполняются дома в отдельной тетради, а в конце изучения темы сдаются преподавателю на проверку. Система оценки – бальная, каждая карточка содержит критерии перевода баллов в оценку. Ответы на вопросы и решение задач по теме значительно облегчает подготовку к экзамену, так как они содержат теоретические вопросы, выносимые на экзамен, и решение типовых задач. Студенты в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием студента, отражает его желание и интерес к учению.
Итоговый контроль— экзамен (зачёт) по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе.
Если учебным планом предусмотрен зачёт, то итоговая оценка выставляется автоматически, как среднее арифметическое, полученных в семестре оперативных оценок, при условии полной отработки практических работ.
Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы и охватывают её наиболее актуальные разделы и темы. К экзамену допускаются студенты, полностью выполнившие практические работы.
Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более).
Срезовая контрольная работа охватывает основные разделы дисциплины. Проведение срезовой контрольной работы позволяет проверить уровень остаточных знаний по дисциплине..
Контроль призван помочь студентам критически оценить свои успехи и промахи в изучении данного материала, правильно организовать свою дальнейшую работу, обеспечить ее системность и систематичность.
В связи с новыми требованиями к качеству подготовки специалистов ведутся интенсивные поиски повышения эффективности учебного процесса путём совершенствования содержания нетрадиционных форм обучения.
Также виды контроля классифицируют по применяемым формам:
а) традиционные, ставшие привычными, контроль за усвоением ведется чаще всего методом индивидуального опроса, а также с помощью периодических контрольных фронтальных письменных работ.
б) нетрадиционные, куда можно, например, отнести интеграционные формы (сочетание отдельных элементов разных форм в нестандартных комбинациях), деловые игры, интерактивные формы проведения контроля.
Вообще, «нетрадиционность» означает новшество, новизну, изменения. Применительно к контролю знаний, умений и навыков «нетрадиционность» означает введение нового в способы и формы организации контроля. Нетрадиционные формы контроля имеют гибкую, вариативную структуру и ориентируются главным образом на повышение интереса к учению обучающихся.
Какие формы нетрадиционного контроля описываются в современной педагогической и методической теории?
К таковым можно отнести:
- матричный контроль;
- контроль знаний в системе коллективного обучения;
- тестовый контроль рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений;
- игровые формы проведения контроля знаний.
Охарактеризуем эти формы контроля подробнее:
- матричный контроль - первенец нетрадиционных форм контроля знаний. Суть матричного контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты заранее заготовленных матриц, с вопросами и каждый из них выбирает из всех предложенных в матрице ответов только один правильный, фиксируя, его знаком « X » или « + ». По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами учащихся и сравнивает их с контрольной матрицей, накладывая ее поочередно на все матрицы с ответами учащихся. За очень короткий промежуток времени можно проверить все работы учащихся;
- контроль знаний в системе коллективного обучения. Первые 45 минут учитель кратко отвечает на все экзаменационные или зачетные вопросы. Затем на следующем уроке желающие отвечают у доски на любой вопрос из экзаменационных билетов, подготовив необходимые записи и чертежи (таких обычно находится 8-10 человек). Отличный ответ у доски дает право ученику экзаменовать всех остальных учащихся;
- тестовый контроль;
- организация объективного контроля знаний учащихся. При объективном контроле знаний каждая оценка имеет строгий однозначный смысл и отражает достигнутый учеником уровень усвоения деятельности. Уровень деятельности считается достигнутым, если ученик или студент выполняет правильно не менее 70% предъявленных ему тестов заданного уровня;
- рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений.
Рейтинг - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Принят и такой термин - индивидуальный, кумулятивный индекс. В учебной практике рейтинг - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале и интегрально характеризующая успеваемость и знания обучающегося по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год);
- интерактивные формы контроля - это формы контроля, которые предполагают активное творческое взаимодействие по следующим коммуникативным линиям: педагог- ученик, ученик-материал, ученик-ученик. Причем каждая из этих линий взаимодействия может варьироваться, видоизменяться и совершенствоваться в процессе проведения контроля.
- экспресс – контроль – форма контроля, позволяющая в течении нескольких минут выяснить, как обучаемые усвоили учебный материал и оценить их знания. Берутся наиболее главные определения, положения, даты и т.д., преподаватель зачитывает вопрос, студенты пишут только ответ, как правило пять вопросов, я использую шесть, даю обучаемым ещё один дополнительный балл в случае правильного ответа. Пример –тест по педагогике, предлагаю в течении 4-5 минут решить его.
-ещё вариант экспресс контроля, тест из10-12 вопросов по теме, например, остановка кровотечения, тема , безусловна важна для студента-медика и поэтому уё можно оценить так- одна ошибка оценка «хорошо», две уже «неуд» т.к от правильных действий зависит жизнь человека.
Вашему вниманию предлагаю таблицу, где наглядно показаны формы контроля.
| |
контроль | ВИДЫ КОНТРОЛЯ |
   |
![]() текущий | промежуточный | итоговый |
 ![]()   |
входной | оперативный | рубежный | зачет (без оценки) | дз (оценка) | экзамен | |
вступительное тестирование: ■ устное ■ письменное ■ смешанное | учебное занятие: ■ опрос ■ сам. раб. ■ контр. раб. ■ тест ■ аудирование ■ высказывание по теме ■ реферат, доклад ■ презентация и т. д. | контроль темы раздела: ■ сам. раб. ■ контр. раб. ■ тест ■ доклад, реферат, эссе и т. п. ■ презентация ■ проект и т. д. | ■ теоретический (лексико-грамматические тесты) ■ практический (рефераты, доклады, аудирование, высказывание по теме, проекты) ■ комплексный (теор.+ практ.) | ■ контр. раб. ■ тест ■ устная форма работы (выступление студентов, презентация и т. д.) ■ ИКТ | ■ устный ■ письменный ■ смешанный (комплексный) | ФОРМЫ КОНТРОЛЯ |
В условиях профессионального образования эти формы контроля позволяют:
• повысить степень познавательной активности обучающихся;
• вывести их на творческий уровень применения знаний и умений;
• повысить уровень мотивации обучения.
Преподаватель Иванов П.А.