Виды национального орнамента.
Тема урока: Орнамент. Виды национального орнамента.
Цель: сформировать знания учащихся о видах казахского орнамента.
Тип урока: урок - сообщение новых знаний.
Форма урока: словено-наглядная.
Методы: беседа, метод творческого осмысления с помощью компьютерной презентации. Формативное оценивание на протяжении всего урока.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с историей возникновения и видами национального казахского орнамента; сформировать у учащихся знания и навыки компоновки орнамента в определенной геометрической фигуре.
Развивающая: развивать творческие способности, образное мышление учащихся, способности к художественному творчеству.
Воспитательная: совершенствовать умения работать в группах, в парах.
Признаки достижения цели (ожидаемый результат):
* Знать историю возникновения орнамента;
* Понимать различия видов орнамента;
* Уметь компоновать орнаментальную композицию в геометрическую фигуру.
Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, музыкальное сопровождение урока, презентация к уроку, оформление доски: плакаты с изображением видов узоров разных стран, таблица казахских узоров. Художественные принадлежности :ФорматА-3, цветные мелки, карандаши, маркеры.
Звуковой ряд: мелодии казахский күев.
Ход урока
1. Организационный момент.
Отметить в классном журнале отсутствующих. Проверить наличие принадлежностей необходимых к уроку.
Учитель - изобразите на листочках, какое у вас настроение sadsmile
Итак, начинаем наш урок.
I . Вызов. Просмотр презентации.
Диалоговая форма работы.
- Прежде чем начать наш урок давайте внимательно посмотрим на экран.
Звучит спокойная казахская мелодия. На интерактивной доске ребята видят слайды с изображением казахской степи, танцующих пар в национальном костюме, верблюдов, лошадей, коров пасущихся в степи и пр.
«Корзина идей» - как вы думаете, что объединяет эти предметы?
- Что вы заметили на этих рисунках?
- Что было бы, если на этих картинах не было бы орнаментов?
Предполагаемый ответ детей:
-мой Казахстан, родной край, быт казахов, узоры казахов, орнаменты.
Открывается слайд с изображением орнамента, видов узора.
II . Осмысление - Ребята, что такое орнамент?
Предполагаемый ответ детей: - Орнамент это украшение предметов быта, это узор, это оформление для красоты чего либо.
Вопросы к детям-
1- так что такое орнамент?
2- На основе, каких племен формировался орнамент?
3- На какие виды делятся орнаменты?
Парная формы работы. Диалоговое обучение: ученик-ученик. Работа с учебником. (составление проблемных вопросов)
2. Орнамент – один из древнейших видов декоративно-прикладного творчества. Его история насчитывает ни одно тысячелетие. В переводе с лат. Ornamentum означает «украшение».
3. Казахский орнамент формировался на основе искусства древних скотоводческих племен- саков, усуней, гуннов, тюрков, канглы и кипчаков.
4. Основные узоры в казахском орнаменте можно разделить на космогонические, зооморфные, растительные и геометрические.
Учитель – В природе человека заложено стремление к красоте и гармонии. Казахский народ испокон веков занимался скотоводством и вел полукочевой образ жизни. На живописных пастбищах - джайлау они наблюдали – за полетом птиц, стрекотание насекомых, легкое прикосновение ветерка к еще нераскрывшимся бутонам тюльпанов, блеянием овец.
Просмотр слайдов (М4)-
- Что они могли нарисовать, видя перед собой все это?
Предполагаемый ответ детей: - верблюда, птиц, орнаменты.....
Учитель – Правильно орнаменты. Посмотрите на них-(Кошкармуюз, буршик, тарак, кус канаты.)
(зрительный ряд) Желающие ученики выходят к доске и показывают – находят орнаменты соответствующие названию.
1. Растительный
2. Зооморфный
3. Геометрический
4. Космогонический
Формативное оценивание – ребята оцените ответы своиходнокласников (Сигнал рукой)
отлично хорошо плохо
Закрепление-Физминутка «казахский узор»
Деление на группы.
Теперь, ребята мы с вами разобьемся на пары. Как гласит одна казахская пословица: «Сила птицы – в крыльях, а человека – в дружбе». И вы будите дружной командой.
Деление, используя стратегию «Пазлы», цель стратегии собрать геометрическую фигуру.
Практическая работа.- Итак, теперь «Круги» - Это будет первая команда.
«Треугольники - Это будет вторая команда.
«Овалы» - Это будет третья команда.
«Квадраты» - Это будет четвертая команда.
Задание – Ребята, ваша задача – составить орнамент в геометрической фигуре, которая соответствует названию вашей команды при помощи шаблонов.
1. Команда «Круг» - составляет растительный орнамент в
2. Команда «Треугольник» - составляет геометрический орнамент в
3. Команда «Овал» - составляет зооморфный орнамент в
4. Команда «Квадрат» - составляет космогонический орнамент в
Прежде чем вы приступите к выполнению заданию скажите, по каким критериям мы будем проверять, оценивать работы?
На доске один ученик записывает критерии успеха:
• А
• Б
• В
Команды, выполнившие работу выходят перед классом для взаимооценивания при этом лидер команды защищает свои орнаменты, рассказывая, что он узнал или знает о нем.
Учащиеся из других команд оценивают их работы придерживаясь, критерий оценивания
Формативное оценивание. (Техника «рецензирование ответов и работ других учащихся»)
Суммативное оценивание- Учитель выставляет оценки в журнал.
Рефлексия –синквейн на слово «Орнамент»
Ребята есть ли у вас - пожелания товарищам по классу
- пожелания учителю,
-пожелания себе.
Учащиеся в устной форме излагают свои мысли.
Задание на дом: Написать «Эссе о казахском орнаменте» - 5 предложений.
Принести художественные принадлежности.