9 класс, 19-20 урок
Учитель: Брух Т.В.
Дата: __________
Тема урока: «Виды моделей: имитационные, игровые, табличные. Таблица как представление отношения»
Цель урока: дать представление о типах информационных моделей. Ознакомить учеников с основными понятиями темы: таблицы типов «объект-свойство», «объект-объект», двоичные матрицы;
Определить уровень знаний по пройденным темам;
Формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала, воспитание информационной культуры у учащихся;
Развить умение определять и анализировать объем информации
Задачи урока: научить различать типы информационных моделей; научить строить графы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Повторение
Схемы на А4
Перед учащимися ставятся вопросы: что такое модель, на какие типы делятся модели, что такое информационная модель?
Модель - это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
Классификация по способу представления: материальные и информационные.
В свою очередь информационные модели имеют следующую структуру: знаковые, смешанные, образные.
Информационная модель - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.
2. Объяснение нового материала
Сегодня мы будем рассматривать Виды моделей, но остановимся в большей степени на знаковых информационных моделях
Смотреть презентацию.
В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значение их свойств в следующих столбцах (или строках таблицы).
Класс объектов - множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами.
Свойства - характеристики, признаки объекта.
У каждого свойства есть название и значение.
Рассмотрим табличные модели. В табличной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы.
Таблица типа "объект-свойство": в одной строке содержится информация об одном объекте или одном событии.
Таблица типа "объект-объект": отражают взаимосвязи между разными объектами.
Таблица типа "двойная матрица": отражают качественный характер связи между объектами.
Примеры.
Таблица типа "объект-свойство"
Дата | осадки | темп |
15.03 | снег | - 15 |
16.03 | дождь | - 20 |
Таблица типа "объект-объект"
Ученик | русский | алгебра |
Иванов | 4 | 4 |
Сидоров | 5 | 3 |
Таблица типа "двойная матрица"
Граф - это средство для наглядного представления состава и структуры системы
Иерархическая модель - система, элементы которой находятся друг с другом в отношении вложенности или подчиненности.
Иерархическая модель - граф, в которой вершины верхнего уровня связаны с вершинами нижнего уровня как "один ко многим"
Пример: весь животный мир
Сетевая модель - граф, в которой вершины различных уровней связаны между собой по принципу "многие ко многим"
Пример: Интернет
Семантическая модель - модель знаний в форме графа, в основе которой лежит идея о том, что любые знания можно представить в виде совокупности объектов (понятий) и связей (отношений) между ними.
Табличная модель по позиционным системам счисления.
Что такое система счисления?
На каких два класса делятся системы счисления?
Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной?
Система счисления | Основание | Алфавит цифр |
Двоичная | 2 | 0,1 |
Десятичная | 10 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
Восьмеричная | 8 | 0,1,2,3,4,5,6,7 |
Шестнадцатеричная | 16 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,В,С,D,E,F |
3. Закрепление материала – работа на ПК
1. Задание Построить табличную информационную модель задачи:
В школе учатся четыре талантливых подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. Один из них — будущий хоккеист, другой преуспел в футболе, третий — легкоатлет, четвертый подает надежды как баскетболист.
О них известно следующее:
1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет.
2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста.
3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном.
4. Иван незнаком с Алексеем, так как они учатся в разных классах и в разные смены. Кто чем увлекается?
2. Задание Нарисовать иерархическую информационную модель, состоящую из одноклассников, между которыми существуют следующие взаимоотношения: дружат Андрей и Даша, Андрей, Маша и Катя, Даша и Саша, Саша и Андрей. С кем Андрей может поделится секретом, не рискуя, что он станет известен кому – другому.
3. Задание «Табличная модель» Трое подростков, Саша, Миша и Андрей, живут на одной улице. Одного все знают как отличного шахматиста, другой - заядлый футболист и болельщик, а третий - компанейский парень, любитель всяческих тусовок. Однажды футболист пришел к своему другу, чтобы поучиться приемам игры в шахматы, но мама сказала, что сын ушел с известной всей улице
личностью на дискотеку. Известно, что Андрей никогда не слышал о Мише. Кто есть кто?
4. Подведение итогов
Перед учащимися ставится вопрос: что мы сегодня узнали?
Выставляются оценки.
5. Домашнее задание
Домашнее задание.
№ урока | 9А | 9Б | 10А | 10Б | 11А | 11Б |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
В данной таблице закрашенные клетки в расписании занятий соответствуют урокам физкультуры в 9-11 классах школы.
Выполните следующие задания:
Определите, какое минимальное количество учителей физкультуры требуется при таком расписании;
Найдите один из вариантов расписания, при котором можно обойтись двумя учителями физкультуры;
В школе три учителя физкультуры: Иванов, Петров, Сидоров; распределите между ними уроки в таблице так, чтобы ни у кого не было «окон»;
Распределите между тремя учителями уроки так, чтобы нагрузка у всех была одинаковой.