СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды моделей: имитационные, игровые, табличные. Таблица как представление отношения

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Виды моделей: имитационные, игровые, табличные. Таблица как представление отношения»

Цель урока: дать представление о типах информационных моделей. Ознакомить учеников с основными понятиями темы: таблицы типов «объект-свойство», «объект-объект», двоичные матрицы;

  • Определить уровень знаний по пройденным темам;
  • Формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала, воспитание информационной культуры у учащихся;
  • Развить умение определять и анализировать объем информации

Задачи урока: научить различать типы информационных моделей; научить строить графы. Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.  Повторение

Схемы на А4

Перед учащимися ставятся вопросы: что такое модель, на какие типы делятся модели, что такое информационная модель?

Модель - это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса. Классификация по способу представления: материальные и информационные. В свою очередь информационные модели имеют следующую структуру: знаковые, смешанные, образные. Информационная модель - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.

2. Объяснение нового материала

Сегодня мы будем рассматривать Виды моделей, но остановимся в большей степени на знаковых информационных моделях

Смотреть презентацию.

В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значение их свойств в следующих столбцах (или строках таблицы). Класс объектов - множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами.  Свойства - характеристики, признаки объекта.  У каждого свойства есть название и значение.

Рассмотрим табличные модели. В табличной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы. Таблица типа "объект-свойство": в одной строке содержится информация об одном объекте или одном событии.  Таблица типа "объект-объект": отражают взаимосвязи между разными объектами. Таблица типа "двойная матрица": отражают качественный характер связи между объектами. Примеры.

Таблица типа "объект-свойство"

Дата

осадки

темп

15.03

снег

- 15

16.03

дождь

- 20

Просмотр содержимого документа
«Виды моделей: имитационные, игровые, табличные. Таблица как представление отношения»

9 класс, 19-20 урок

Учитель: Брух Т.В.

Дата: __________

Тема урока: «Виды моделей: имитационные, игровые, табличные. Таблица как представление отношения»

Цель урока: дать представление о типах информационных моделей. Ознакомить учеников с основными понятиями темы: таблицы типов «объект-свойство», «объект-объект», двоичные матрицы;

  • Определить уровень знаний по пройденным темам;

  • Формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала, воспитание информационной культуры у учащихся;

  • Развить умение определять и анализировать объем информации

Задачи урока: научить различать типы информационных моделей; научить строить графы.
Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Повторение

Схемы на А4

Перед учащимися ставятся вопросы: что такое модель, на какие типы делятся модели, что такое информационная модель?

Модель - это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
Классификация по способу представления: материальные и информационные.
В свою очередь информационные модели имеют следующую структуру: знаковые, смешанные, образные.
Информационная модель - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.

2. Объяснение нового материала

Сегодня мы будем рассматривать Виды моделей, но остановимся в большей степени на знаковых информационных моделях

Смотреть презентацию.

В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значение их свойств в следующих столбцах (или строках таблицы).
Класс объектов - множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами. 
Свойства - характеристики, признаки объекта. 
У каждого свойства есть название и значение.

Рассмотрим табличные модели. В табличной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы.
Таблица типа "объект-свойство": в одной строке содержится информация об одном объекте или одном событии. 
Таблица типа "объект-объект": отражают взаимосвязи между разными объектами.
Таблица типа "двойная матрица": отражают качественный характер связи между объектами.
Примеры.

Таблица типа "объект-свойство"

Дата

осадки

темп

15.03

снег

- 15

16.03

дождь

- 20

Таблица типа "объект-объект"

Ученик

русский

алгебра

Иванов

4

4

Сидоров

5

3

Таблица типа "двойная матрица"

 

1

2

1

1

2

2

2

4

Граф - это средство для наглядного представления состава и структуры системы

Иерархическая модель - система, элементы которой находятся друг с другом в отношении вложенности или подчиненности. 
Иерархическая модель - граф, в которой вершины верхнего уровня связаны с вершинами нижнего уровня как "один ко многим"
Пример: весь животный мир

Сетевая модель - граф, в которой вершины различных уровней связаны между собой по принципу "многие ко многим"
Пример: Интернет

Семантическая модель - модель знаний в форме графа, в основе которой лежит идея о том, что любые знания можно представить в виде совокупности объектов (понятий) и связей (отношений) между ними.
Табличная модель по позиционным системам счисления.

Что такое система  счисления?
На каких два класса делятся системы счисления?
Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной?

Система счисления

Основание

Алфавит цифр

Двоичная

2

0,1

Десятичная

10

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

Восьмеричная

8

0,1,2,3,4,5,6,7

Шестнадцатеричная

16

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,В,С,D,E,F

3. Закрепление материала – работа на ПК

1. Задание  Построить табличную информационную модель задачи:

В школе учатся четыре талантливых подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. Один из них — будущий хоккеист, другой преуспел в футболе, третий — легкоатлет, четвертый подает надежды как баскетболист. 
О них известно следующее: 
1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет. 
2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста. 
3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном. 
4.  Иван незнаком с Алексеем, так как они учатся в разных классах и в разные смены. Кто чем увлекается?

2. Задание  Нарисовать иерархическую информационную модель, состоящую из одноклассников, между которыми существуют следующие взаимоотношения: дружат Андрей и Даша, Андрей, Маша и Катя, Даша и Саша, Саша и Андрей. С кем Андрей может поделится секретом, не рискуя, что он станет известен кому – другому. 

3. Задание «Табличная модель» Трое подростков, Саша, Миша и Андрей, живут на одной улице. Одного все знают как отличного шахматиста, другой - заядлый футболист и болельщик, а третий - компанейский парень, любитель всяческих тусовок. Однажды футболист пришел к своему другу, чтобы поучиться приемам игры в шахматы, но мама сказала, что сын ушел с известной всей улице 
личностью на дискотеку. Известно, что Андрей никогда не слышал о Мише. Кто есть кто?     

4. Подведение итогов

Перед учащимися ставится вопрос: что мы сегодня узнали?
Выставляются оценки.

5. Домашнее задание

Домашнее задание.

урока

10А

10Б

11А

11Б

1







2







3







4







5







6







В данной таблице закрашенные клетки в расписании занятий соответствуют урокам физкультуры в 9-11 классах школы.

Выполните следующие задания:

  • Определите, какое минимальное количество учителей физкультуры требуется при таком расписании;

  • Найдите один из вариантов расписания, при котором можно обойтись двумя учителями физкультуры;

  • В школе три учителя физкультуры: Иванов, Петров, Сидоров; распределите между ними уроки в таблице так, чтобы ни у кого не было «окон»;

  • Распределите между тремя учителями уроки так, чтобы нагрузка у всех была одинаковой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!