СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды нарушений речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расмматриваются нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Виды нарушений речи»

Виды нарушений речи:


  • Нарушения устной речи:

- нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения темпоритмической организации речи, нарушения голоса)

- системные нарушения речи (алалия у детей, афазия у детей и взрослых)


  • Нарушения письменной речи:

дисграфия (нарушение письма)

дислексия (нарушение чтения)


Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • возникнув, нарушение, как правило, закрепляется, а не исчезает самостоятельно

  • нарушение может отражаться на общем психическом развитии

  • Нарушение обязательно требует логопедического вмешательства


Логопедическое воздействие как правило комплексное, реализуется по следующим направлениям:


- развитие сенсорных функций

- развитие общей речевой моторики

- развитие внимания, памяти и познавательной деятельности в целом

- коррекция нарушения речи и развитие речи

- формирование и коррекция личности

- воздействие на социальное окружение пациента


Формы воздействия:

воспитание речи при полном ее отсутствии

перевоспитание неправильно сформированной речи

медицинское воздействие, включающее лекарственную терапию, хирургическое вмешательство, психотерапию, массаж, ЛФК


Методы воздействия:

метод прямого воздействия (тренировка нарушенных функций)

метод обходных путей (опора на компенсаторные возможности человека, его сохранные анализаторы)


Речевое развитие включает в себя две стадии:

  • Понимание речи

  • Самостоятельная речь

Развитие понимания речи в онтогенезе идет от комплексных форм к единичным, конкретным. Вначале ребенок понимает лишь общий смысл речи, далее развивается ситуационное понимание речи: до 1 года ребенок понимает слова, фразы, связанные с конкретной ситуацией, произносимые одинаковым тоном. Позднее он начинает понимать речь, опираясь на языковые средства.

К году он начинает понимать слова и фразы различной звукослоговой структуры, с различным ритмом, однако, ребенок еще не может различать слова, отличающиеся одним звуком, т. е. сходные по структуре. К концу 2-го года - фонемная стадия восприятия речи, т. е. понимание речи на основе фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия идет в направлении от различения более контрастных звуков к различению сходных.

В формировании произносительной стороны речи можно выделить два периода:

  • дофонемный (от рождения до 1 года), характеризуется первыми голосовыми (неречевыми) реакциями ребенка на окружающую среду. Крики, предречевые вокализации появляются к 2-3 месяцам, гуление - 3 месяца, лепет ;-6 месяцев. У ребенка вырабатываются определенные моторно - акустические связи.

  • Фонемный период (после 1 года) продолжается примерно до 5 лет. В это время ребенок овладевает всей языковой системой. Последовательность появления звуков определяется возможностями речедвигательного анализатора и идет в направлении от простых по артикуляции звуков к сложным.


Краткая характеристика развития экспрессивной речи:

  • Гуление 2-3 месяца

  • Лепет 4 месяца (до 6 месяцев)

  • Первые слова 10-12 месяцев

  • Слова-предложения примерно 1г. 2 мес.

  • Фразы из двух слов и словарь около 175 слов примерно в 1г. 9 мес.

  • Фразы в 2-3 слова и словарь около 300 слов к 2г.

  • Формирование грамматического строя речи и словарь около 800-1000 слов от 2,5 лет

  • Сформированность всех грамматических категорий, появление сложных предложений в речи к 3 г.

  • Дифференциация всех звуков речи к 4г.

  • Произнесение всех звуков речи, свободное владение сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями, словарь около 2500-3000 слов к 5 г.