Виды нарушений речи:
- нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения темпоритмической организации речи, нарушения голоса)
- системные нарушения речи (алалия у детей, афазия у детей и взрослых)
дисграфия (нарушение письма)
дислексия (нарушение чтения)
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
возникнув, нарушение, как правило, закрепляется, а не исчезает самостоятельно
нарушение может отражаться на общем психическом развитии
Нарушение обязательно требует логопедического вмешательства
Логопедическое воздействие как правило комплексное, реализуется по следующим направлениям:
- развитие сенсорных функций
- развитие общей речевой моторики
- развитие внимания, памяти и познавательной деятельности в целом
- коррекция нарушения речи и развитие речи
- формирование и коррекция личности
- воздействие на социальное окружение пациента
Формы воздействия:
воспитание речи при полном ее отсутствии
перевоспитание неправильно сформированной речи
медицинское воздействие, включающее лекарственную терапию, хирургическое вмешательство, психотерапию, массаж, ЛФК
Методы воздействия:
метод прямого воздействия (тренировка нарушенных функций)
метод обходных путей (опора на компенсаторные возможности человека, его сохранные анализаторы)
Речевое развитие включает в себя две стадии:
Понимание речи
Самостоятельная речь
Развитие понимания речи в онтогенезе идет от комплексных форм к единичным, конкретным. Вначале ребенок понимает лишь общий смысл речи, далее развивается ситуационное понимание речи: до 1 года ребенок понимает слова, фразы, связанные с конкретной ситуацией, произносимые одинаковым тоном. Позднее он начинает понимать речь, опираясь на языковые средства.
К году он начинает понимать слова и фразы различной звукослоговой структуры, с различным ритмом, однако, ребенок еще не может различать слова, отличающиеся одним звуком, т. е. сходные по структуре. К концу 2-го года - фонемная стадия восприятия речи, т. е. понимание речи на основе фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия идет в направлении от различения более контрастных звуков к различению сходных.
В формировании произносительной стороны речи можно выделить два периода:
дофонемный (от рождения до 1 года), характеризуется первыми голосовыми (неречевыми) реакциями ребенка на окружающую среду. Крики, предречевые вокализации появляются к 2-3 месяцам, гуление - 3 месяца, лепет ;-6 месяцев. У ребенка вырабатываются определенные моторно - акустические связи.
Фонемный период (после 1 года) продолжается примерно до 5 лет. В это время ребенок овладевает всей языковой системой. Последовательность появления звуков определяется возможностями речедвигательного анализатора и идет в направлении от простых по артикуляции звуков к сложным.
Краткая характеристика развития экспрессивной речи:
Гуление 2-3 месяца
Лепет 4 месяца (до 6 месяцев)
Первые слова 10-12 месяцев
Слова-предложения примерно 1г. 2 мес.
Фразы из двух слов и словарь около 175 слов примерно в 1г. 9 мес.
Фразы в 2-3 слова и словарь около 300 слов к 2г.
Формирование грамматического строя речи и словарь около 800-1000 слов от 2,5 лет
Сформированность всех грамматических категорий, появление сложных предложений в речи к 3 г.
Дифференциация всех звуков речи к 4г.
Произнесение всех звуков речи, свободное владение сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями, словарь около 2500-3000 слов к 5 г.