СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды общения!!!!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды общения!!!!»

  1. Определите специальности, в которых императивный тип общения используется эффективно. Опишите сферы человеческих отношений, где применение императива невозможно.

Императивное общение отличается тем, что один из партнёров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определённым действиям.

  • отношения в армии, где всё определено воинским уставом;

  • отношения между начальником и подчинённым;

  • все виды работ в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах, когда нет времени на обсуждения и промедление может привести к непоправимым потерям.

Но можно выделить и те сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно.

  • Это отношение между друзьями, супругами,

  • Детско-родительские контакты,

  • а также вся система педагогических отношений.

  1. Дать характеристику диалогическому общению

Диалогическое – равноправное сотрудничество между партнерами. Необходимо соблюдать правила: психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника, доверие намерениям партнера, восприятие партнера как равного себе, разговор надо вести от собственного имени. Диалогическое общение является сложной формой социального взаимодействия между двумя и более участниками общения, его главное назначение – передача содержательной информации от одного участника общения к другому.

Сформулируйте принципы возникновения манипуляций в межличностном отношении

Манипулятивное общение – воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений.

Манипуляция - это негативное явление. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. Манипулятивное общение в основном встречается там, где существует совместная деятельность. Важно помнить об одном существенном моменте - отношении человека к манипулятивному общению.

В межличностных отношениях Манипуляции в межличностном общении чаще всего бывают основаны на гендерной принадлежности. Этот фактор позволяет использовать стереотипы поведения («Все женщины делают это», «Настоящие мужчины так не поступают»).

Другой вариант – вызвать желание защитить свою гендерную принадлежность («Ты все правильно сделал, это поступок настоящего мужчины»). Успешность психологического воздействия напрямую зависит от арсенала средств и умения их использовать в разных ситуациях.

Примеры:

-В семейных отношениях. Самыми распространенными семейными манипуляциями являются истерики, молчание, демонстративный отъезд «к маме».

Вас делают другом. Манипулятор доверительно рассказывает о себе, а затем обращается с какой-нибудь обременительной просьбой: «Я вижу, вы мне так сочувствуете….вот спасибо…я думаю., вы не откажетесь…»

  1. Определите особенности коммуникации, её роль и функции. Сформулируйте преимущества и негативные последствия смешения межличностного и ролевого общения. Рассмотрите взаимосвязь деятельности и общения.

Особенности:

Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации, здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на партнера.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причиной могут быть социальные, политические, возрастные особенности индивида.

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное различиями между партнерами. Различия могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и т.п. С другой стороны, барьеры могут носить и чисто выраженный психологический характер, возникая или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений.

С помощью общения происходит организация целесообразного взаимодействия людей в ходе совместной деятельности, передача опыта, трудовых и бытовых навыков, проявление и удовлетворение духовных потребностей.

По цели общения выделяются следующие функции:

  • контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);

  • информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);

  • побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);

  • координационная (взаимное ориентирование и согласование действий в рамках совместной деятельности);

  • понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);

  • эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);

  • установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);

  • оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).

Взаимосвязь деятельности и общения.

В психологии общение рассматривают как одну из проявлений совместной деятельности. Потому что деятельность – это не только труд, но и непосредственное общение во время труда. Общение и деятельность тесно связаны между собой. Люди, занятые одним делом, неизбежно будут общаться как по поводу этой деятельности, так и просто. Деятельность происходит в процессе понимания получаемой информации, а также в процессе передачи информации другому человеку в письменной либо устной форме.

Единство общения и деятельности заключается еще в том, что в процессе деятельности происходить своеобразное «формирование» общения как такового. Исходя из этого, делаем вывод, что в процессе совместной деятельности любой человек обогащается путем общения.


  1. Охарактеризуйте свою профессиональную деятельность.

В своей профессиональной деятельности я использую диалогический тип общения. Так как это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

- Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам, что является профессионально значимым для педагога.

Так же данный тип предполагает:

-Умение учителя видеть и субъективные и личностные свойства учащихся, оптимистичность характеристики учащихся;

- «открытое обращение» относительно друг друга учителя и ученика;

- совместную направленность учителя и ученика к разрешению проблем.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!