Урок технологии в 6 классе № дата:
Тип урока: урок открытие новых знаний.
Тема урока: «Виды плечевой одежды. Понятие о моде, стиле, силуэте, покрое, фасоне, модели».
Цель урока: «Формирование представления о классификации одежды».
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с видами и признаками одежды; силуэтами и стилями.
Метапредметные: способствовать развитию памяти, самостоятельности, развитию творческого мышления, навыкам самоконтроля и взаимоконтроля; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать логическое мышление, исполнительские умения.
Личностные: воспитывать эстетический вкус, внимательность, творческую активность.
Оборудование: эскизы, альбом, цветные карандаши.
Структура урока.
I. Этап мотивации.
1. Приветствие, проверка присутствующих и их готовность к уроку.
2. … Без духовной оседлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования.
Д.С. Лихачев
3. Игра «Объяснялки»:
заголовки (плечевая и поясная одежда)
выбрать и приколоть виды одежды на свое место
2 человека (скорость, правильность, внимательность)
II. Этап актуализации.
- Как вы думаете, что такое силуэт?
- Какие силуэты вы знаете?
- С какими стилями вы уже знакомы?
- Какие виды плечевых изделий вы знаете?
- Какие требования люди предъявляют к одежде?
III. Этап целеполагания.
Озвучивание цели урока.
IV. Этап открытия нового знания.
1. Классификация, виды и признаки одежды:
- одежду делят по назначению:
Бытовая одежда: должна быть модной, красивой, современной, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, быть комфортной, соответствовать размерам тела человека и сохранять потребительские свойства в течение срока пригодности.
Спортивная одежда - для выполнения физических упражнений.
Производственная одежда - защищает человека от неблагоприятных производственных факторов и загрязнения.
Форменная одежда - должна указывать на принадлежность тому или иному ведомству, роду войск и т.п.
- По целевому назначению на повседневную, торжественную, домашнюю, для активного отдыха и занятий спортом.
Рабочая одежда - должна быть удобной для выполнения разных работ.
- По модельно-конструктивному признаку одежду подразделяют на костюмно-платьевые изделия, бельевые, чулочно-носочные, платочно-шарфовые и головные уборы.
- По условиям эксплуатации — верхние, бельевые, корсетные изделия.
- По сезону— летняя, зимняя, демисезонная и всесезонная.
- По половозрастному назначению одежду подразделяют на изделия для детей и для взрослых. Одежду для детей подразделяют на одежду для мальчиков и девочек младшего дошкольного, младшего школьного, старшего школьного и подросткового возраста. Одежда для взрослых подразделяется на мужскую и женскую.
- По применяемым материалам — одежда из тканей, трикотажа, нетканых материалов, натуральной и искусственной кожи и меха, комплексных, пленочных материалов.
2. Виды и признаки одежды.
Виды и характеристика плечевых изделий:
Платье — женская одежда, состоящая из лифа и юбки, объединенных в одно целое. Платье может быть отрезное по линии талии и не отрезное; с воротником, рукавами и без них; с застежкой спереди, сзади, сбоку и без застежки; различной длины, с различными видами отделки.
Сарафан — разновидность платья, но без рукавов, иногда на бретелях, обычно без воротника.
Халат- одежда иногда удлиненная, почти до пят, с разрезом или застежкой от верха до низа, с рукавами и воротником и без них, с поясом и без него.
Блузка- женская одежда, покрывающая верхнюю часть туловища. Блузка может быть с рукавами и без них, с застежкой и без нее, с воротником и без него.
Жилет- одежда с проймами, без рукавов, различной длины, с застежкой и без нее.
3. Требования к одежде.
- Эксплуатационные требования к одежде заключаются в том, что она должна быть удобной в носке, достаточно прочной и износоустойчивой. Чтобы одежду было удобно
носить, ее размеры, расположение отдельных узлов и деталей должны соответствовать фигуре. Кроме того, необходимо, чтобы она не деформировалась — при долгой носке не теряла форму, не боялась яркого света и проливного дождя. Изделие должно быть надежным, т.е. не разрушаться под воздействием кратковременных напряжений, например под действием растягивающих усилий.
Износоустойчивость и надежность изделия зависят от покроя, конструкции изделия, свойств ткани, качества обработки, условий носки.
- Эстетические требования, предъявляемые к одежде, состоят в том, что она должна быть красивой, современной, высокохудожественной. Она должна соответствовать хорошему вкусу и одновременно воспитывать этот вкус. При создании одежды нужно учитывать возраст, особенности телосложения и другие особенности внешности человека. Учет этих требований дает возможность создавать выразительную, красивую, изящную одежду, преображающую внешний облик человека.
- Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной. Экономичность модели во многом определяется конструкцией, так как от конструкции изделия зависит расход ткани, а в себестоимости изделия стоимость материала составляет 85—90 %.
4. Мода, стиль, силуэт, покрой, фасон, модель.
Создание модели, композиции одежды – это большое сложное искусство. Под композицией одежды понимается согласованность всех её элементов в целое художественное произведение, называемое модой.
Мода (в переводе с французского) – мера, способ, правило.
1. Мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле – смена форм и образцов одежды.
2. Непрочная, быстро проходящая популярность.
Мода по своему существу динамична. В ней появляются стремления к новизне всего того, что её окружает. Под модой понимается господство отдельных вкусов в какой-либо сфере жизни или культуры. Истоки моды одни авторы относят к средневековью, другие к более раннему периоду.
Долгое время центром моды был и остаётся Париж, это обусловлено его экономикой.
Если моду рассматривать на протяжении долгого исторического промежутка, то её изменения кажутся регулярными. Если изучить закон моды, то её можно прогнозировать.
Смена мод приводит к утверждению трёх основных стилей:
Классический стиль – соразмерность, целесообразность, лаконичность, ясность. В моде многое меняется, но есть такие вещи, которые остаются неизменными. Общее мнение признаёт их превосходными, примерными, образцовыми. Пропорции одежды классического стиля соответствуют естественным пропорциям фигуры человека, линии форм и деталей просты и лаконичны.
Спортивный стиль – свободные формы обеспечивают активные движения. Сложился под влиянием на моду удобной, гигиеничной и красивой одежды для спорта. В спортивном стиле может быть выдержана одежда различного назначения. Характерные черты стиля : удобство, практичность, сочетание тканей различных структур, разнообразие фурнитуры, отделочные детали.
«Фантазии» или романтический стиль - необычность форм, разнообразие отделок.
В конце 70-х гг. XX столетия в характере массовой моды произошли принципиальные изменения. Определяя модность одежды, мы говорим не только о фасонах, силуэте, но и о стиле. Характер одежды зависит от стиля. Поэтому наряду с основными стилями в нашей жизни присутствуют и другие:
1. Молодёжный стиль – строится на основе контрастов, сочетания элементов, которые во взрослой моде считаются не сочетаемыми или признаются только в авангардной моде. Нарядная блузка с юбкой или платье, пошитые в романтическом или фольклорном стиле, могут по законам молодёжного ансамбля сочетаться с пиджаком делового характера. В многоступенчатом ансамбле обыгрывается сочетание элементов одежды разных уровней длины.
2. Фольклорный стиль (деревенский или «кантрилук» - использование мотивов, идей, образов, приёмов кроя и отделки народного костюма. Чаще всего это одежда для отдыха, дома, свободного времени. Появился в 50-е гг. XX в.
3. Джинсовый стиль – джинсовая мода. Характерная особенность – спортивность, точный крой, обилие карманов, молний, отделка, строчка, металлические пуговицы, заклёпки и т.д., украшения вышивкой, ситцевыми вставками, аппликация из кожи.
4. Стиль ретро – направление современной моды, использующей мотивы, детали, приёмы моделирования прошлых лет.
5. Индивидуальный стиль – предполагает не только индивидуальный внешний облик человека, т.е. телосложение, осанку, одежду, макияж, причёску, но и походку, жесты, речь, стиль, мимику. Всё это составляет единое целое и ассоциируется только с конкретным человеком.
Стильный образ – цельный, законченный; в нём всё продумано: от пуговиц до пряжек на туфлях. Но при этом важно не выглядеть идеально, как эталон или маникен. Умение носить вещи, способность подать себя, некий шарм, лёгкая небрежность и в т же время изысканность – вот что делает образ стильным и неповторимым.
Стильно одетый человек не просто одет со вкусом и продумал все детали гардероба от пуговиц до носового платка. Ему действительно подходит всё, что он носит. Это и есть взаимосвязь внешнего и внутреннего, соответствие имиджа стилю, а стиля имиджу. Всё это предполагает индивидуальный стиль.
Каждый человек сам создаёт свой образ, который выражается в манере одеваться, в общении с окружающими, в умении себя преподнести. Хорошо, если это соответствует индивидуальности, не портит фигуру, удачно подчёркивает достоинства и скрывает недостатки, но бывает, что чувство меры и вкус изменяют.
Для того чтобы правильно подбирать себе одежду, нельзя слепо следовать моде, а необходимо развивать эстетический вкус и точно знать, что вы хотите и что вам нужно для создания индивидуального стиля.
Существуют определённые принципы в создании индивидуального стиля, которые складываются из эстетических критериев и выражаются в следующем:
определить пропорции фигуры, телосложения, устранить недостатки за счёт покроя одежды, деталей, фасона;
подобрать цветовую гамму и фактуру ткани;
выбрать стиль одежды;
укомплектовать костюм дополнениями, аксессуарами, макияжем, причёской, создание рационального гардероба.
5. Историческое развитие костюма.
Плечевая одежда берет свое начало от первобытных плащей — шкур. Через тысячелетия эта одежда трансформировалась, например в мужские и женские костюмы греков. Они представляли собой несколько кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали фигуру человека. Костюм состоял из двух частей: нижней рубашки — хитона и верхней накидки — гиматия. Эта накидка перекидывалась через левое плечо на спину и грудь. Более длинный и широкий гиматий назывался пеплос — большой кусок шерстяной материи. Размеры пеплоса менялись в зависимости от общественного положения и вкуса человека.
Одежда жителей древнего Египта была, напротив, в основном облегающей фигуру.
Показ эскизов: греческий костюм, готика, барокко, романтизм, модерн.
6. Модель – это образец изделия в виде рисунка, фотографии или готового изделия.
Основу композиции одежды составляет совокупность образуемых одежду объёмов, пропорций или её силуэт.
7. Силуэт – это плоское контурное изображение предмета, подобное его тени.
Силуэт даёт чёткое представление об объёмности одежды, т.е. имеет чёткие внешние контуры в виде правильной тени.
Различают два вида силуэта:
скульптурный – выявляющий, повторяющий формы человека, подчёркивающий его недостатки и достоинства;
декоративный – отступающий от естественных сочетаний фигуры, маскирующий и скрывающий её недостатки.
Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с геометрическими фигурами:
силуэт, основные линии которого расходятся книзу, приравнивают к трапеции;
силуэт с расходящимися линиями вверх и вниз от линии талии, напоминает два треугольника с вершинами в общей точке;
если силуэт образован правильными кривыми линиями, его сравнивают с овалом.
Иногда силуэты сравнивают с буквами и предметами:
силуэты с сильно зауженными плечами и плавно расширенной юбкой напоминают букву. А;
силуэт юбки сильно зауженной книзу сравнивают с бочонком.
Силуэт одежды является выражением моды, меняется мода, прежде всего в силуэте т.к. он первый надоедает людям.
Силуэт – это рамка, в пределах которой разрабатывается форма и создаётся фасон.
Фасон – это внешние черты изделия, определяемые формой деталей, конструктивными линиями, отделками.
Конкретную форму одежды определяет покрой, его изменения связаны с изменением конструктивной основы модели. Используя одну конструктивную основу изделия, т.е. не меняя местоположения плечевых и боковых швов, направления вытачек, силуэт можно создать несколько разнообразных фасонов за счёт изменения конфигурации горловины, проймы и т.д.
Создавая эскиз модели, художник – модельер, прежде всего, продумывает и рисует силуэт, при этом он учитывает новые тенденции в отношении длины и ширины одежды, а также пластические свойства новых тканей, от которых зависит создание силуэта.
Композиция (в переводе с латинского языка) – составление, связывание.
Силуэт (в переводе с французского языка) – внешние очертания предмета.
Фасон (в переводе с французского языка) – внешняя форма.
3. Физкультминутка.
Исходное положение – стоя, руки опущены.
Руки в стороны, пытаемся «дотянутся» до стены.
Руки вверх, пытаемся «дотянутся» до потолка.
Исходное положение – стоя, руки на поясе, выполняем перекат с пятки на носок 6-8 раз.
Гардероб девушки может состоять из одежды разных стилей, но выбор одежды должен соответствовать ее назначению.
Девушка в платье с декольте и блестящей вышивкой в учебном заведении или на работе выглядит нелепо. Так же будет выглядеть в театре поклонница спортивного стиля, одетая в джинсовую одежду. В то же время, строгий элегантный костюм не будет вписываться в веселую атмосферу дискотеки, а повседневная одежда — в праздничную обстановку. Одежда человека, его поведение характеризуют его внутреннюю культуру, образ мыслей, интересы.
V. Этап включения в систему знаний.
Практическая работа:
выполнить эскизы плечевой лёгкой одежды в определённом стиле.
выполнить рисунки силуэтов современного направления моды.
VI. Этап подведения итогов урока.
Проверить выполненные работы, сделать необходимые замечания, выставить оценки.
VII. Этап рефлексии и оценивания.
Удовлетворены ли вы работой на уроке?
Что нового узнали?
С каким настроением уходите с урока?