СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды плечевой одежды. Понятие о моде, стиле, силуэте, покрое, фасоне, модели.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование представление о классификации одежды.

Просмотр содержимого документа
«Виды плечевой одежды. Понятие о моде, стиле, силуэте, покрое, фасоне, модели.»

Урок технологии в 6 классе № дата:

Тип урока: урок открытие новых знаний.

Тема урока: «Виды плечевой одежды. Понятие о моде, стиле, силуэте, покрое, фасоне, модели».

Цель урока: «Формирование представления о классификации одежды».

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с видами и признаками одежды; силуэтами и стилями.

Метапредметные: способствовать развитию памяти, самостоятельности, развитию творческого мышления, навыкам самоконтроля и взаимоконтроля; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать логическое мышление, исполнительские умения.

Личностные: воспитывать эстетический вкус, внимательность, творческую активность.

Оборудование: эскизы, альбом, цветные карандаши.

Структура урока.

I. Этап мотивации.

1. Приветствие, проверка присутствующих и их готовность к уроку.

2. … Без духовной оседлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования.

Д.С. Лихачев

3. Игра «Объяснялки»:

заголовки (плечевая и поясная одежда)

выбрать и приколоть виды одежды на свое место

2 человека (скорость, правильность, внимательность)

II. Этап актуализации.

- Как вы думаете, что такое силуэт?

- Какие силуэты вы знаете?

- С какими стилями вы уже знакомы?

- Какие виды плечевых изделий вы знаете?

- Какие требования люди предъявляют к одежде?

III. Этап целеполагания.

Озвучивание цели урока.

IV. Этап открытия нового знания.

1. Классификация, виды и признаки одежды:

- одежду делят по назначению:

Бытовая одежда: должна быть модной, красивой, современной, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, быть комфортной, соответствовать размерам тела человека и сохранять потребительские свойства в течение срока пригодности.
Спортивная одежда - для выполнения физических упражнений.
Производственная одежда - защищает человека от неблагоприятных произ­водственных факторов и загрязнения.
Форменная одежда - должна указывать на принадлежность тому или иному ведомству, роду войск и т.п.
- По целевому назначению на повседневную, торже­ственную, домашнюю, для активного отдыха и занятий спортом.

Рабочая одежда - должна быть удобной для выполнения разных работ.

- По модельно-конструктивному признаку одежду подразделяют на костюмно-платьевые изделия, бельевые, чулочно-носочные, платочно-шарфовые и головные уборы.

- По условиям эксплуатации  — верхние, бельевые, корсетные изделия.

- По сезону— летняя, зимняя, демисезонная и всесезонная.

- По половозрастному назначению одежду подразделяют на изделия для детей и для взрослых. Одежду для детей подразделяют на одежду для мальчиков и дево­чек младшего дошкольного, младшего школьного, старшего школьного и подрост­кового возраста. Одежда для взрослых подразделяется на мужскую и женскую.

- По применяемым материалам — одежда из тканей, трикотажа, нетканых материа­лов, натуральной и искусственной кожи и меха, комплексных, пленочных материалов.


2. Виды и признаки одежды.

Виды и характеристика плечевых изделий:

Платье — женская одежда, состоящая из лифа и юбки, объединенных в одно целое. Платье может быть отрезное по линии талии и не отрезное; с воротником, рукавами и без них; с застежкой спереди, сзади, сбоку и без застежки; раз­личной длины, с различными видами отделки.

Сарафан — разновидность платья, но без рукавов, ино­гда на бретелях, обычно без воротника.

Халат- одежда иногда удлиненная, почти до пят, с разрезом или застежкой от верха до низа, с рукавами и воротником и без них, с поясом и без него.

Блузка- женская одежда, покрывающая верхнюю часть туловища. Блузка может быть с рукавами и без них, с застежкой и без нее, с воротником и без него.

Жилет- одежда с проймами, без рукавов, различной длины, с застежкой и без нее.


3. Требования к одежде.

- Эксплуатационные требования к одежде заключаются в том, что она должна быть удобной в носке, достаточно проч­ной и износоустойчивой. Чтобы одежду было удобно

носить, ее размеры, расположение отдельных узлов и деталей должны соответствовать фигуре. Кроме того, необходимо, чтобы она не деформировалась — при долгой носке не теря­ла форму, не боялась яркого света и проливного дождя. Из­делие должно быть надежным, т.е. не разрушаться под воз­действием кратковременных напряжений, например под действием растягивающих усилий.

Износоустойчивость и надежность изделия зависят от покроя, конструкции изделия, свойств ткани, качества об­работки, условий носки.

- Эстетические требования, предъявляемые к одежде, со­стоят в том, что она должна быть красивой, современной, высокохудожественной. Она должна соответствовать хо­рошему вкусу и одновременно воспитывать этот вкус. При создании одежды нужно учитывать возраст, особенности те­лосложения и другие особенности внешности человека. Учет этих требований дает возможность создавать вырази­тельную, красивую, изящную одежду, преображающую внешний облик человека.

- Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной. Экономичность моде­ли во многом определяется конструкцией, так как от конст­рукции изделия зависит расход ткани, а в себестоимости из­делия стоимость материала составляет 85—90 %.


4. Мода, стиль, силуэт, покрой, фасон, модель.

Создание модели, композиции одежды – это большое сложное искусство. Под композицией одежды понимается согласованность всех её элементов в целое художественное произведение, называемое модой.

Мода (в переводе с французского) – мера, способ, правило.

1. Мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле – смена форм и образцов одежды.

2. Непрочная, быстро проходящая популярность.

Мода по своему существу динамична. В ней появляются стремления к новизне всего того, что её окружает. Под модой понимается господство отдельных вкусов в какой-либо сфере жизни или культуры. Истоки моды одни авторы относят к средневековью, другие к более раннему периоду.

Долгое время центром моды был и остаётся Париж, это обусловлено его экономикой.

Если моду рассматривать на протяжении долгого исторического промежутка, то её изменения кажутся регулярными. Если изучить закон моды, то её можно прогнозировать.

Смена мод приводит к утверждению трёх основных стилей:

  1. Классический стиль – соразмерность, целесообразность, лаконичность, ясность. В моде многое меняется, но есть такие вещи, которые остаются неизменными. Общее мнение признаёт их превосходными, примерными, образцовыми. Пропорции одежды классического стиля соответствуют естественным пропорциям фигуры человека, линии форм и деталей просты и лаконичны.

  2. Спортивный стиль – свободные формы обеспечивают активные движения. Сложился под влиянием на моду удобной, гигиеничной и красивой одежды для спорта. В спортивном стиле может быть выдержана одежда различного назначения. Характерные черты стиля : удобство, практичность, сочетание тканей различных структур, разнообразие фурнитуры, отделочные детали.

  3. «Фантазии» или романтический стиль - необычность форм, разнообразие отделок.


В конце 70-х гг. XX столетия в характере массовой моды произошли принципиальные изменения. Определяя модность одежды, мы говорим не только о фасонах, силуэте, но и о стиле. Характер одежды зависит от стиля. Поэтому наряду с основными стилями в нашей жизни присутствуют и другие:

1. Молодёжный стиль – строится на основе контрастов, сочетания элементов, которые во взрослой моде считаются не сочетаемыми или признаются только в авангардной моде. Нарядная блузка с юбкой или платье, пошитые в романтическом или фольклорном стиле, могут по законам молодёжного ансамбля сочетаться с пиджаком делового характера. В многоступенчатом ансамбле обыгрывается сочетание элементов одежды разных уровней длины.


2. Фольклорный стиль (деревенский или «кантрилук» - использование мотивов, идей, образов, приёмов кроя и отделки народного костюма. Чаще всего это одежда для отдыха, дома, свободного времени. Появился в 50-е гг. XX в.


3. Джинсовый стиль – джинсовая мода. Характерная особенность – спортивность, точный крой, обилие карманов, молний, отделка, строчка, металлические пуговицы, заклёпки и т.д., украшения вышивкой, ситцевыми вставками, аппликация из кожи.


4. Стиль ретро – направление современной моды, использующей мотивы, детали, приёмы моделирования прошлых лет.


5. Индивидуальный стиль – предполагает не только индивидуальный внешний облик человека, т.е. телосложение, осанку, одежду, макияж, причёску, но и походку, жесты, речь, стиль, мимику. Всё это составляет единое целое и ассоциируется только с конкретным человеком.


Стильный образ – цельный, законченный; в нём всё продумано: от пуговиц до пряжек на туфлях. Но при этом важно не выглядеть идеально, как эталон или маникен. Умение носить вещи, способность подать себя, некий шарм, лёгкая небрежность и в т же время изысканность – вот что делает образ стильным и неповторимым.

Стильно одетый человек не просто одет со вкусом и продумал все детали гардероба от пуговиц до носового платка. Ему действительно подходит всё, что он носит. Это и есть взаимосвязь внешнего и внутреннего, соответствие имиджа стилю, а стиля имиджу. Всё это предполагает индивидуальный стиль.

Каждый человек сам создаёт свой образ, который выражается в манере одеваться, в общении с окружающими, в умении себя преподнести. Хорошо, если это соответствует индивидуальности, не портит фигуру, удачно подчёркивает достоинства и скрывает недостатки, но бывает, что чувство меры и вкус изменяют.

Для того чтобы правильно подбирать себе одежду, нельзя слепо следовать моде, а необходимо развивать эстетический вкус и точно знать, что вы хотите и что вам нужно для создания индивидуального стиля.

Существуют определённые принципы в создании индивидуального стиля, которые складываются из эстетических критериев и выражаются в следующем:

  1. определить пропорции фигуры, телосложения, устранить недостатки за счёт покроя одежды, деталей, фасона;

  2. подобрать цветовую гамму и фактуру ткани;

  3. выбрать стиль одежды;

  4. укомплектовать костюм дополнениями, аксессуарами, макияжем, причёской, создание рационального гардероба.


5. Историческое развитие костюма.

Плечевая одежда берет свое начало от первобытных пла­щей — шкур. Через тысячелетия эта одежда трансформиро­валась, например в мужские и женские костюмы греков. Они представляли собой несколько кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали фигуру человека. Костюм состоял из двух частей: нижней рубашки — хитона и верхней накидки — гиматия. Эта накидка перекидывалась через левое плечо на спину и грудь. Более длинный и ши­рокий гиматий назывался пеплос — большой кусок шер­стяной материи. Размеры пеплоса менялись в зависимости от общественного положения и вкуса человека. 


Одежда жителей древнего Египта была, напротив, в ос­новном облегающей фигуру.

Показ эскизов: греческий костюм, готика, барокко, романтизм, модерн.


6. Модель – это образец изделия в виде рисунка, фотографии или готового изделия.

Основу композиции одежды составляет совокупность образуемых одежду объёмов, пропорций или её силуэт.

7. Силуэт – это плоское контурное изображение предмета, подобное его тени.

Силуэт даёт чёткое представление об объёмности одежды, т.е. имеет чёткие внешние контуры в виде правильной тени.

Различают два вида силуэта:

  1. скульптурный – выявляющий, повторяющий формы человека, подчёркивающий его недостатки и достоинства;

  2. декоративный – отступающий от естественных сочетаний фигуры, маскирующий и скрывающий её недостатки.

Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с геометрическими фигурами:

  1. силуэт, основные линии которого расходятся книзу, приравнивают к трапеции;

  2. силуэт с расходящимися линиями вверх и вниз от линии талии, напоминает два треугольника с вершинами в общей точке;

  3. если силуэт образован правильными кривыми линиями, его сравнивают с овалом.

Иногда силуэты сравнивают с буквами и предметами:

  1. силуэты с сильно зауженными плечами и плавно расширенной юбкой напоминают букву. А;

  2. силуэт юбки сильно зауженной книзу сравнивают с бочонком.

Силуэт одежды является выражением моды, меняется мода, прежде всего в силуэте т.к. он первый надоедает людям.

Силуэт – это рамка, в пределах которой разрабатывается форма и создаётся фасон.

Фасон – это внешние черты изделия, определяемые формой деталей, конструктивными линиями, отделками.

Конкретную форму одежды определяет покрой, его изменения связаны с изменением конструктивной основы модели. Используя одну конструктивную основу изделия, т.е. не меняя местоположения плечевых и боковых швов, направления вытачек, силуэт можно создать несколько разнообразных фасонов за счёт изменения конфигурации горловины, проймы и т.д.

Создавая эскиз модели, художник – модельер, прежде всего, продумывает и рисует силуэт, при этом он учитывает новые тенденции в отношении длины и ширины одежды, а также пластические свойства новых тканей, от которых зависит создание силуэта.

Композиция (в переводе с латинского языка) – составление, связывание.

Силуэт (в переводе с французского языка) – внешние очертания предмета.

Фасон (в переводе с французского языка) – внешняя форма.

3. Физкультминутка.

Исходное положение – стоя, руки опущены.

Руки в стороны, пытаемся «дотянутся» до стены.

Руки вверх, пытаемся «дотянутся» до потолка.

Исходное положение – стоя, руки на поясе, выполняем перекат с пятки на носок 6-8 раз.


Гардероб девушки может состоять из одежды разных стилей, но выбор одежды должен соответствовать ее назна­чению.

Девушка в платье с декольте и блестящей вышивкой в учебном заведении или на работе выглядит нелепо. Так же будет выглядеть в театре поклонница спортивного стиля, одетая в джинсовую одежду. В то же время, строгий элегантный костюм не будет вписываться в веселую атмо­сферу дискотеки, а повседневная одежда — в праздничную обстановку. Одежда человека, его поведение характеризуют его внутреннюю культуру, образ мыслей, интересы.

V. Этап включения в систему знаний.

Практическая работа:

      1. выполнить эскизы плечевой лёгкой одежды в определённом стиле.

      2. выполнить рисунки силуэтов современного направления моды.

VI. Этап подведения итогов урока.

Проверить выполненные работы, сделать необходимые замечания, выставить оценки.


VII. Этап рефлексии и оценивания.

Удовлетворены ли вы работой на уроке?

Что нового узнали?

С каким настроением уходите с урока?






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!