СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды подчинения придаточных в СПП. ОГЭ. Подготовка к заданию 13.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна учителям, готовящим девятиклассников к государственной итоговой аттестации по русскому языку. В презентации содержатся наглядные материалы по заданию номер 13 ОГЭ и задания для практической работы.

Просмотр содержимого документа
«Виды подчинения придаточных в СПП. ОГЭ. Подготовка к заданию 13.»

Виды подчинения придаточных в СПП

Виды подчинения придаточных в СПП

Ветер беспокойно содрогался в деревьях, и где-то далеко сердито ворчал гром. 2. Все уже были дома, когда я вернулся.
  • Ветер беспокойно содрогался в деревьях, и где-то далеко сердито ворчал гром.

2. Все уже были дома, когда я вернулся.

Последовательное подчинение придаточных (определительное) (причина) Я встретил подругу которую давно не видел потому что мы живем в разных городах

Последовательное подчинение придаточных

(определительное)

(причина)

Я встретил подругу

которую давно не видел

потому что мы живем в разных городах

Однородное подчинение придаточных Я встретил подругу , которую давно не видел по которой очень скучал с которой мы дружим с детства (определительное) (определительное) (определительное)

Однородное подчинение придаточных

Я встретил подругу ,

которую давно не видел

по которой очень скучал

с которой мы дружим с детства

(определительное)

(определительное)

(определительное)

Неоднородное (параллельное) подчинение придаточных я встретил подругу , которую давно не видел Когда я ехал в метро, (место) (определительное)

Неоднородное (параллельное) подчинение придаточных

я встретил подругу ,

которую давно не видел

Когда я ехал в метро,

(место)

(определительное)

 Определите вид придаточного. 1. Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.

Определите вид придаточного.

1. Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.

2. Нужно только подумать, сколько нужно ума, таланта и знаний, чтобы написать книгу.

2. Нужно только подумать, сколько нужно ума, таланта и знаний, чтобы написать книгу.

3. Когда первый купол, стёртый, багряный, растворился, ушел вверх, второй, пламенеюще-золотой, накалившийся добела, породил нечто третье в своей глубине.

3. Когда первый купол, стёртый, багряный, растворился, ушел вверх, второй, пламенеюще-золотой, накалившийся добела, породил нечто третье в своей глубине.

4. Иду еще раз взглянуть на давно знакомые полотна, что ежегодно выставляет напоказ золотая осень.

4. Иду еще раз взглянуть на давно знакомые полотна, что ежегодно выставляет напоказ золотая осень.

 5. Однажды в этом лесу мастера выбирали древесину, чтобы делать музыкальные инструменты для королевского оркестра.

5. Однажды в этом лесу мастера выбирали древесину, чтобы делать музыкальные инструменты для королевского оркестра.

6. Оно необходимо птицам и нам самим, ибо приносит очищение совести и благотворение души поступком.

6. Оно необходимо птицам и нам самим, ибо приносит очищение совести и благотворение души поступком.

7. Никто не признал бы его слепым, если бы эти глаза не были так неподвижны и если бы его не вела молодая белокурая дама.

7. Никто не признал бы его слепым, если бы эти глаза не были так неподвижны и если бы его не вела молодая белокурая дама.

8. И вот сверху я увидел, как дрожь прошла по всему зеленому телу тополя, как он зашатался, мгновение подумал и рухнул на новую улицу, перекрыв ее во всю ширину шумящей зеленой обвальной листвой.

8. И вот сверху я увидел, как дрожь прошла по всему зеленому телу тополя, как он зашатался, мгновение подумал и рухнул на новую улицу, перекрыв ее во всю ширину шумящей зеленой обвальной листвой.

Определить вид подчинения придаточных. 1. После кипучего Картунского бора, после сладкой земляники и мягких светлых трав – после всего мирного, шелестящего и живущего – это настолько неожиданно, что замираешь на месте, забыв о ягодах, которые крепко сжимаешь в руке.

Определить вид подчинения придаточных.

1. После кипучего Картунского бора, после сладкой земляники и мягких светлых трав – после всего мирного, шелестящего и живущего – это настолько неожиданно, что замираешь на месте, забыв о ягодах, которые крепко сжимаешь в руке.

2. Все знали, что такое блокада и что такое Ленинград.

2. Все знали, что такое блокада и что такое Ленинград.

3. Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край жёлтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости.

3. Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край жёлтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости.

3. Кто-то рассказал мальчику, что прямо под мельницей на другом конце земного шара находится Китай и что китайцы довольно легко могут прокопать подземный ход в Одензе и внезапно появиться на улицах заплесневелого датского городка в красных атласных халатах.

3. Кто-то рассказал мальчику, что прямо под мельницей на другом конце земного шара находится Китай и что китайцы довольно легко могут прокопать подземный ход в Одензе и внезапно появиться на улицах заплесневелого датского городка в красных атласных халатах.

4. В этой картине он выразил все, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением.

4. В этой картине он выразил все, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением.

5. Я думаю, что в тот день это самое слово – «милосердие» – прозвучало в стенах нашего класса впервые за все семь лет, которые мы провели в школе.

5. Я думаю, что в тот день это самое слово – «милосердие» – прозвучало в стенах нашего класса впервые за все семь лет, которые мы провели в школе.

6. Когда они уходили, огонь так ярко спеленал всю нижнюю часть могучего лиственя, так хватко и жорко рвался вверх, что сомневаться в нем было бы совестно.

6. Когда они уходили, огонь так ярко спеленал всю нижнюю часть могучего лиственя, так хватко и жорко рвался вверх, что сомневаться в нем было бы совестно.

Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением придаточных. (1) Сегодня утром я шел по улице старого Дрездена. (2) На душе было неприятно и неловко: шел я смотреть на нее, прославленную Сикстинскую мадонну. (3) Ею все восхищаются. (4) Между тем бесчисленные снимки с картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в недоумении, чем тут можно восхищаться. (5) Мне нравились только два ангелочка внизу. (6) «Ничего я не стыжусь, - не нравится, да и баста!..»

Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением придаточных.

(1) Сегодня утром я шел по улице старого Дрездена. (2) На душе было неприятно и неловко: шел я смотреть на нее, прославленную Сикстинскую мадонну. (3) Ею все восхищаются. (4) Между тем бесчисленные снимки с картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в недоумении, чем тут можно восхищаться. (5) Мне нравились только два ангелочка внизу. (6) «Ничего я не стыжусь, - не нравится, да и баста!..»