Тема: Виды предложений. 5 класс
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: знакомство учащихся с видами предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику предложения по цели высказывания, зависимость цели высказывания от речевой ситуации по эмоциональной окраске; уметь определять вид предложения по цели высказывания;
Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, обрабатывать информацию и представлять в готовом виде;
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Необходимое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор;
Основные понятия: цель высказывания, повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, эмоциональная окраска, восклицательные и невосклицательные предложения
Основные методы обучения:
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Словесный
Самоконтроль
Наглядно-вербальный
Диалогический
Эвристический
Творческий
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.
Ребята, посмотрите друг на друга – улыбнитесь, посмотрите на меня – улыбнитесь. У нас хорошее настроение. Мы рады видеть друг друга.
2. Проверка домашнего задания.
А) Приём «Верю - не верю» (учащиеся соглашаются /не соглашаются с утверждениями, аргументируют свою точку зрения)
- Верите ли вы, что Сочетание слов ОТКРЫТЫЙ УРОК является предложением?
- Верите ли вы, что сочетание слов ДРУЖНЫЙ КЛАСС является глагольным словосочетанием?
- Сочетание слов ПРИШЛИ ГОСТИ является словосочетанием?
- Верите ли вы, что ФОНЕТИКА - это раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений?
- Верите ли вы, что в слове «предложение» пишется буква А?
Б) Орфографическая пятиминутка
1. Ребята, какую орфограмму я забыла в слове «предл..жение»? На какое правило данная орфограмма? (чередование гласных)
Давайте вспомним, какие корни с чередованием мы изучали: гар – гор, лаг – лож, раст – ращ – рос, зар – зор, скак - скоч. На каждый корень с чередованием - по примеру. Примеры комментируем.
1 ученик записывает на доске, остальные - в тетрадь и что делаем? Ответ детей: выделяем корень и подчеркиваем орфограмму.
А теперь обмениваемся тетрадями и проверяем (все обмениваются тетрадями, проверяют)
2. Следующее задание: составьте предложение, используя слово или слова, записанные вами.
3. Изучение новой темы
А) Видеообращение 5д класса. Давайте ответим на вопрос: Как звучит тема сегодняшнего урока? (Виды предложений)
Записываем тему.
А теперь давайте определим, что мы должны узнать и чему мы должны научиться?
Из ответов учащихся:
- Узнать, что такое предложение;
- Узнать, какие виды предложений бывают;
- Чем отличаются друг от друга предложения;
- Какие знаки ставятся в конце предложения;
- Правильно ставить знаки в конце предложений.
Б) Работа с учебником. Ребята, а что такое предложение? В этом разобраться нам поможет учебник. Откройте учебник на с. 25. Прочитайте правило, ответьте на вопросы, используя словосочетания (слайд 1):
1. Предложение – это… (языковая единица)
2. Для чего служит? (для выражения законченной мысли)
3. Что обязательно имеет? (грамматическую основу)
4. Как произносится? (с определенной интонацией)
5. Что передает интонация? (цель высказывания и эмоциональную окраску)
6. С помощью каких знаков препинания оформляется граница предложения? ( . ! ? …)
(По очереди, потом 1 ученик рассказывает полностью всё правило.)
В) Слайд 2. Роль знаков препинания. Ребята, все знаки препинания (их 10!) делятся на 3 группы. Скажите, к какой группе будут относиться знаки (запятая, восклицательный знак, тире…).
Г) Игра. Слайд 3. Можно ли написать письмо, используя только знаки завершения?
А Виктор Гюго смог…
Д) Слайд 4. Знаете ли вы, что знаки препинания появились только в 15 веке. А до этого времени тексты на русском языке или писались без промежутков между словами, или делились на нерасчлененные отрезки.
Слайд 5. Примерно в 1480 году появилась точка, а ещё через 50 лет – запятая. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.
Физминутка
Если в конце предложения ставим
? – руки вверх
. – поработать плечами,
! – хлопаем в ладоши.
Какая река самая страшная?
Морозы сковали землю.
Соблюдайте правила дорожного движения.
Какой город летает?
Замерзли реки и озера.
Не играйте на мостовой.
Может ли страус назвать себя птицей?
Дети рады зиме.
Не перебегайте улицу перед близко идущим транспортом
Что станет с зеленым мячиком, если он упадет в Желтое море?
По свежему снегу приятно бежать на лыжах.
На какой вопрос нельзя ответить «ДА»?
Ура, скоро каникулы!
Скоро Новый год!
Молодцы. Хорошо справились. А теперь для вас следующее задание…
Слайд 6. Какой знак препинания вы поставите в конце предложения?
Мы поедем в субботу к бабушке?
Мы поедем в субботу к бабушке.
Давайте поедем к бабушке.
Ура, мы в субботу поедем к бабушке!
- Что вызвало у вас затруднение?
- В каком предложении содержится сообщение о чем-либо?
КАК НАЗЫВАЮТСЯ ТАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В каком - вопрос? А ТАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
В каком - побуждение к действию? А ТАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
Ребята, последнее предложение что содержит? Чем оно отличается от предыдущих?
(учащиеся определяют повествовательные, вопросительные, побудительные предложения).
Слайд 7. Проверка
Слайд 8. Таблица
Ребята, составьте 3 предложения, разных по цели высказывания.
Проверка - 2-3 ученика.
Вывод. Слайд 9 (виды предложения)
Скажите, повествовательные предложения могут быть восклицательными?
А вопросительные?
Слайд 10. Списать, расставить знаки препинания.
Слайд 11. Самопроверка.
Итог урока. Рефлексия
Что мы сегодня узнали на уроке?
Что содержат повествовательные предложения?
Что выражают вопросительные предложения?
Что выражают побудительные предложении?
Чему мы научились на уроке?
Что понравилось на уроке?
А мне понравилось, как вы работали, особенно….
Оценки за урок.
Домашнее задание. Составить небольшой текст, используя разные виды предложений.