СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды предложений»

Тема: Виды предложений. 5 класс


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: знакомство учащихся с видами предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику предложения по цели высказывания, зависимость цели высказывания от речевой ситуации по эмоциональной окраске; уметь определять вид предложения по цели высказывания;

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, обрабатывать информацию и представлять в готовом виде;

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования


Необходимое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор;

Основные понятия: цель высказывания, повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, эмоциональная окраска, восклицательные и невосклицательные предложения


Основные методы обучения:

  • Проблемное изложение

  • Частично-поисковый

  • Словесный

  • Самоконтроль

  • Наглядно-вербальный

  • Диалогический

  • Эвристический

  • Творческий

Ход урока


1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.

Ребята, посмотрите друг на друга – улыбнитесь, посмотрите на меня – улыбнитесь. У нас хорошее настроение. Мы рады видеть друг друга.


2. Проверка домашнего задания.

А) Приём «Верю - не верю» (учащиеся соглашаются /не соглашаются с утверждениями, аргументируют свою точку зрения)

- Верите ли вы, что Сочетание слов ОТКРЫТЫЙ УРОК является предложением?

- Верите ли вы, что сочетание слов ДРУЖНЫЙ КЛАСС является глагольным словосочетанием?

- Сочетание слов ПРИШЛИ ГОСТИ является словосочетанием?

- Верите ли вы, что ФОНЕТИКА - это раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений?

- Верите ли вы, что в слове «предложение» пишется буква А?

Б) Орфографическая пятиминутка

1. Ребята, какую орфограмму я забыла в слове «предл..жение»? На какое правило данная орфограмма? (чередование гласных)

Давайте вспомним, какие корни с чередованием мы изучали: гар – гор, лаг – лож, раст – ращ – рос, зар – зор, скак - скоч. На каждый корень с чередованием - по примеру. Примеры комментируем.

1 ученик записывает на доске, остальные - в тетрадь и что делаем? Ответ детей: выделяем корень и подчеркиваем орфограмму.

А теперь обмениваемся тетрадями и проверяем (все обмениваются тетрадями, проверяют)

2. Следующее задание: составьте предложение, используя слово или слова, записанные вами.


3. Изучение новой темы

А) Видеообращение 5д класса. Давайте ответим на вопрос: Как звучит тема сегодняшнего урока? (Виды предложений)

Записываем тему.

А теперь давайте определим, что мы должны узнать и чему мы должны научиться?

Из ответов учащихся:

- Узнать, что такое предложение;

- Узнать, какие виды предложений бывают;

- Чем отличаются друг от друга предложения;

- Какие знаки ставятся в конце предложения;

- Правильно ставить знаки в конце предложений.

Б) Работа с учебником. Ребята, а что такое предложение? В этом разобраться нам поможет учебник. Откройте учебник на с. 25. Прочитайте правило, ответьте на вопросы, используя словосочетания (слайд 1):

1. Предложение – это… (языковая единица)

2. Для чего служит? (для выражения законченной мысли)

3. Что обязательно имеет? (грамматическую основу)

4. Как произносится? (с определенной интонацией)

5. Что передает интонация? (цель высказывания и эмоциональную окраску)

6. С помощью каких знаков препинания оформляется граница предложения? ( . ! ? …)

(По очереди, потом 1 ученик рассказывает полностью всё правило.)

В) Слайд 2. Роль знаков препинания. Ребята, все знаки препинания (их 10!) делятся на 3 группы. Скажите, к какой группе будут относиться знаки (запятая, восклицательный знак, тире…).

Г) Игра. Слайд 3. Можно ли написать письмо, используя только знаки завершения?

А Виктор Гюго смог…

Д) Слайд 4. Знаете ли вы, что знаки препинания появились только в 15 веке. А до этого времени тексты на русском языке или писались без промежутков между словами, или делились на нерасчлененные отрезки.

Слайд 5. Примерно в 1480 году появилась точка, а ещё через 50 лет – запятая. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.

Физминутка

Если в конце предложения ставим

? – руки вверх

. – поработать плечами,

! – хлопаем в ладоши.

Какая река самая страшная?

Морозы сковали землю.

Соблюдайте правила дорожного движения.

Какой город летает?

Замерзли реки и озера.

Не играйте на мостовой.

Может ли страус назвать себя птицей?

Дети рады зиме.

Не перебегайте улицу перед близко идущим транспортом

Что станет с зеленым мячиком, если он упадет в Желтое море?

По свежему снегу приятно бежать на лыжах.

На какой вопрос нельзя ответить «ДА»?

Ура, скоро каникулы!

Скоро Новый год!

Молодцы. Хорошо справились. А теперь для вас следующее задание…


Слайд 6. Какой знак препинания вы поставите в конце предложения?

Мы поедем в субботу к бабушке?

Мы поедем в субботу к бабушке.

Давайте поедем к бабушке.

Ура, мы в субботу поедем к бабушке!


- Что вызвало у вас затруднение?

- В каком предложении содержится сообщение о чем-либо?

КАК НАЗЫВАЮТСЯ ТАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В каком - вопрос? А ТАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

В каком - побуждение к действию? А ТАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

Ребята, последнее предложение что содержит? Чем оно отличается от предыдущих?

(учащиеся определяют повествовательные, вопросительные, побудительные предложения).


Слайд 7. Проверка


Слайд 8. Таблица

Ребята, составьте 3 предложения, разных по цели высказывания.

Проверка - 2-3 ученика.


Вывод. Слайд 9 (виды предложения)

Скажите, повествовательные предложения могут быть восклицательными?

А вопросительные?


Слайд 10. Списать, расставить знаки препинания.

Слайд 11. Самопроверка.


Итог урока. Рефлексия

  • Что мы сегодня узнали на уроке?

  • Что содержат повествовательные предложения?

  • Что выражают вопросительные предложения?

  • Что выражают побудительные предложении?

  • Чему мы научились на уроке?

  • Что понравилось на уроке?


А мне понравилось, как вы работали, особенно….

Оценки за урок.


Домашнее задание. Составить небольшой текст, используя разные виды предложений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!