Тема: Организация снабжения предприятий общественного питания
Разработала преподаватель: Машкова Мария Николаевна
Цели урока
1.Формирование умения различать виды снабжения
2. Формирование знаний о процессах товародвижения
3. Закрепление знаний о источниках снабжения
4.Способствовать формированию ответственного отношения к процессу организации снабжения предприятий общественного питания
Виды снабжения ПОП
Рациональная организация снабжения ПОП сырьем, полуфабрикатами, продуктами и материально-техническими средствами является важнейшей предпосылкой эффективной и ритмичной работы производства.
Снабжение
Материально-техническое
Топливно-энергетическое
продовольственное
Требования предъявляемые к организации продовольственного снабжения ПОП
снабжения
продовольственного снабжения
материально-технического снабжения
- обеспечение широкого ассортимента товара в достаточном кол-ве и надлежащего качества
- своевременность и ритмичность завоза товаров при соблюдении графика завоза
- сокращение звенности продвижении товаров
- оптимальный выбор поставщиков и заключение договоров
- Бесперебойное снабжение оборудованием, инвентарем, спецодеждой, столовой посудой, оборудованием, и др.
источники снабжения ПОП
Предприятия-изготовители
Выходные базы
Источники
снабжения
Торгово-закупочные базы
Торговые базы
Оптовые базы
Предприятия—изготовители продовольственных товаров различных форм собственности: государственные предприятия пищевой промышленности, акционерные общества, объединения, частные фирмы, изготовляющие продукты питания.
Большой вклад в организацию продуктового снабжения вносят производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, многие из которых преобразовались в акционерные общества; фермерские хозяйства, частники, предлагающие излишки сельскохозяйственной продукции.
Предприятия общественного питания могут закупать продукты на рынках, оптовых рынках, в магазинах, у частников; в сезон овощей, фруктов многие предприятия для расширения ассортимента выпускаемой продукции занимаются самозаготовкой (соление, квашение, консервирование и т. п.). Крупные фирмы, предприятия, заводы могут организовывать подсобные хозяйства (парники, небольшие свинооткормочные пункты и др.).
Поставщиками сырья и товаров являются предприятия пищевой промышленности, базы, холодильники оптовых организаций, колхозы и совхозы. В качестве поставщиков могут выступать предприятия общественного питания, изготовляющие для других предприятий полуфабрикаты, кондитерские изделия и друг
Характеристика оптовых баз
- оптовые базы и холодильники , снабжающие мясом, маслом, рыбными и гастрономическими продуктами;
- оптовые базы , снабжающие бакалейной продукцией;
- оптовые плодоовощные базы .
Необходимость в услугах посредников возникает в тех случаях, когда требуется накопление продуктов и у предприятия есть условия, необходимые для хранения. В этих случаях посредник должен взять на себя функции, связанные с продвижением товара от изготовителя до потребителя.
Оптовые базы закупают товары у предприятий-изготовителей для последующей их продажи розничным торговым предприятиям и предприятиям общественного питания.
характеристика выходных баз
Выходные базы размещаются непосредственно при крупных промышленных предприятиях.
Главная их функция — организация процесса товародвижения из пунктов производства в пункты потребления. Они организуют оптовую продажу товаров крупными партиями оптовым и розничным предприятиям.
характеристика торгово-закупочных баз
Торгово-закупочные базы располагаются в районах, где много предприятий - изготовителей накапливают товары для продажи их в места потребления.
Торговые базы находятся в местах потребления. Они закупают товары у изготовителей, выходных и торгово-закупочных баз и других посредников и продают их розничным предприятиям и предприятиям общественного питания.
В качестве посредников между изготовителем и потребителем могут выступать брокеры, торговые агенты.
Деятельность этих посредников отличается от функций оптовых баз следующим:
- они не берут на себя право собственности на товар;
- выполняют ограниченное число функций.
Главная их функция — содействие купле-продаже. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение; основная задача - найти покупателя и продавца, свести их, помочь договориться об условиях купли-продажи, поставки.
основные характеристики договора купли-продажи
Договор - это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей
Договор купли-продажи – юридический документ; констатирует, дополняет или уточняет отношения сторон.
Оформляется в соответствии с законом, правовыми и нормативными государственными актами.
Цель договора:
юридически закрепить отношения между партнёрами;
определить порядок, способы и последовательность действий партнёров;
предусмотреть способы обеспечения обязательств и последствия их невыполнения.
Форма (бланк) договора определяется сторонами самостоятельно, или используется разработанная органами государственного управления.
основные требования к структуре договора
Преамбула(вступительная часть нормативного акта)
Предмет договора
Права и обязанности сторон
Условия обеспечения обязательств
Прочие условия
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА
- ПРЕАМБУЛА (ИЛИ ВВОДНАЯ ЧАСТЬ): 1) Наименование договора (купли-продажи, поставки, аренды и пр.). 2) Дата подписания договора и окончания срока действия. 3) Место подписания договора (город или населенный пункт). 4) Полное наименование контрагента, а также сокращенное название сторон по договору («Заказчик», «Покупатель», «Исполнитель» и пр.) 5) Должности, фамилии, имена, отчества лиц, подписывающих договор. 2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА: 1) Предмет договора, т.е. о чем конкретно договариваются стороны. 2) Обязанности и права первой стороны по договору. 3) Обязанности и права второй стороны по договору. 4) Срок выполнения сторонами своих обязательств. 5) Порядок расчета. 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА: 1) Способы обеспечения обязательств. 2) Основания изменения или расторжения договора в одностороннем порядке. 3) Условия о конфиденциальности информации по договору. 4) Порядок разрешения споров между сторонами договора. 4. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА. Эти условия могут включать следующие вопросы: 1) Особенности согласования между сторонами - сроки связи, способы связи (телефон, факс, телеграф и пр.). 2) Реквизиты сторон: а) почтовые реквизиты; б) адрес предприятия; в) банковские реквизиты.
Организация снабжения
- На крупных фирмах на ПОП - создаются отделы снабжения.
- На небольших предприятиях – работник ответственный за организацию снабжения
Прохождение материального потока в цепи
СНАБЖЕНИЕ - ПРОИЗВОДСТВО - СБЫТ
ЛОГИСТИКА- это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению материального потока от пункта закупки сырья до пункта конечного потребителя
Для обеспечения предприятия продовольственными продуктами решаются следующие задачи:
- Что закупить;
- Сколько закупить;
- У кого закупить;
- На каких условиях закупить.
- Заключить договор;
- Проконтролировать исполнение договора;
- Организовать доставку;
- Организовать складирование и доставку.
критерии выбора поставщика
критерии выбора поставщика
Удаленность поставщика от потребителя
Сроки выполнения заказов
Организация управления качеством у поставщика
Финансовое положение поставщика, его кредитоспособность
Зачастую при выборе поставщиков ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции , а также надёжностью поставок .
Технологический процесс товародвижения
Товародвижение – транспортировка товаров от мест их производства до мест потребления. Основные принципы товародвижения:
- оптимальные звенности товародвижения; - эффективное использование транспортных средств; - эффективное использование торгово-технологического оборудования; - сокращение количества операций с товаром.
характеристика товародвижения
(транзитный)
(складской)
принципы товародвижения и основные понятия
- Оптимальная звенность товародвижения
- Эффективность использования транспортных средств
- Эффективность использования торгово-технологического оборудования
- Сокращение количества операций с товаром
формы и способы товародвижения
Снабжение
(по форме поставки товаров)
Транзитное
Складское
Поставщик-предприятие минуя промежуточные оптовые базы
через несколько складов проходит товар на пути его движения от производства до потребителя . Применяется для нескоропортящихся товаров
Применяется для скоропортящихся товаров
способы доставки продуктов
Снабжение
Децентрализованное
Централизованное
осуществляется
Вывоз товаров от поставщиков обеспечивает непосредственно само предприятие используя свой транспорт
силами и средствами
поставщиков , предприятие освобождается от необходимости иметь свой транспорт
Централизованная доставка (кольцевой маршрут)- позволяет более полно использовать грузоподъёмность транспорта, сократить транспортные расходы, ускорить возврат тары.
Децентрализованная доставка продуктов – линейный (маятниковый маршрут)
Транспортные организации в процессе передвижения товаров должны обеспечить: - сохранность груза при транспортировке; - своевременную доставку груза; - соблюдение правил загрузки и транспортирования груза; - эффективное использование транспортных средств. Для перевозки продовольственных товаров используется специализированный транспорт, имеющий маркировку «Продукты» .
Кузова таких машин изнутри обиваются оцинкованным железом или листовым алюминием. На каждую машину, предназначенную для перевозки продуктов, должен быть санитарный паспорт, выданный учреждениями санитарно-эпидемиологической службы сроком не более чем на один год.
Особо скоропортящиеся продукты перевозят изотермическим транспортом
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО