СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды работ над текстом на занятии по РРС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование различных видов работ над текстом

Просмотр содержимого документа
«Виды работ над текстом на занятии по РРС»

КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1»













Доклад на тему:

«Виды работ над текстом на занятии по РРС»

(МО учителей-дефектологов)





Учитель-дефектолог

Мосиевская Л.С.

















Барнаул 2025



Виды работ над текстом на занятии по РРС

Основным средством развития слухового восприятия речи у слабослышащих школьников является работа над текстом, и проводится она в строгой системе в соответствии с аналитико-синтетическим методом. В подготовительном и первом классе слуховое восприятие детей должно поддерживаться наглядным материалом- картинками, макетами, игрушками и пр. Такое начало станет этапом для достаточно сложной работы в дальнейшем.

С детьми в самостоятельной речи которых связный рассказ вообще отсутствует, требуется большая предварительная работа. На протяжении нескольких занятий в качестве наглядного материала применяется картинка (или их набор) с изображением трёх-четырёх сюжетов. Например, «Мама моет посуду»; «Девочка вытирает посуду»; «Мальчик ставит посуду в шкаф». Эти сюжеты связаны между собой общностью темы (уборка после обеда). Содержание текстов должно быть написано на отдельных карточках.

Порядок работы при использовании такого приёма напоминает обычную игру в лото. Перед ребёнком располагают набор сюжетных картинок по одной теме. Табличка с текстом находится у учителя. Учитель на слух предъявляет ребёнку слова, словосочетания или фразы, связанные с сюжетом. После верного воспроизведения услышанного ребёнком и показа соответствующего изображения на одной из картинок, учитель даёт ученику карточку, ею ребёнок закрывает «отработанную» картинку.

  • Начиная работу, учитель предъявляет на слух слова, как правило, обозначающие героев сюжета, например, мама, мальчик, девочка.

  • На втором уровне на слух предъявляются короткие предложения (предварительно ребёнок может сам составить их по картинке) Например: Мама моет. Девочка вытирает. Мальчик ставит.

  • Далее на слух предлагаются более длинные фразы и сложные по конструкции. Мальчик ставит посуду. Мальчик ставит посуду в шкаф.

Самое трудное задание в такой работе – воспринимать на слух фразовый материал, относящийся к нескольким наборам картинок, расположенных перед ребёнком. При этом учитель может предлагать фразы, характеризующие не только действия героя, но и второстепенные детали сюжета: «У девочки короткие волосы» и т.п.

Работа с этими же картинками (сериями картинок) может стать фрагментом работы первой половины занятия. При работе над произношением попутно можно уточнять словарь, помогать ребёнку составлять предложения по содержанию картинки и, в конечном итоге, составить короткий рассказ. Однако текст, раскрывающий содержание картинки, с которой ребёнок работал над коррекцией произношения, на слух можно предлагать только по прошествии какого-то времени.

Не следует облегчать задачу! Если ребёнок справляется с восприятием текста без зрительной опоры, с ним следует работать без картинки. А если используется картинка, то можно предложить из нескольких картинок выбрать ту, которая иллюстрирует текст, после того, как ребёнок услышал его по фразам или на этапе ответа на вопросы. В конце работы картинку можно рассмотреть вместе, чтобы ещё раз убедиться в том, как точно ребёнок всё услышал и пересказал, и порадоваться этому.

Предъявленный на слух текст ученик воспроизводит в форме пересказа, устного повторения каждого предложения, или записи под диктовку. При этом выявляются ошибки, которые должны исправляться педагогом на слух. Как правило, работа над текстом идёт в течение двух занятий: целью первого является успешное освоение ребёнком содержания текста, на втором – педагог после напоминания содержания предлагает ответить на вопросы по тексту, выполнить задания, предлагаемые на слух.

Особенно сложно воспринимать на слух тексты «трудным» детям. Для них этот процесс описан достаточно подробно, с указанием вспомогательных опор. Естественно, необходимо строго соблюдать этапы работы над текстом и с успешным ребёнком. Конечно, ему не потребуется предварительная работа, можно не использовать таблички и иллюстрации.

Обучение восприятию на слух текстов любой структуры и любого объёма проводится в такой последовательности.

  1. Текст 1-2 раза предлагается ученику на слух целиком. После каждого предъявления учитель выясняет, что услышал ребёнок. При этом важно стимулировать его не бояться вслушиваться в материал любой сложности и, опираясь на узнанную ситуацию, стараться понять, о чём говорится в тексте. После глобального прослушивания текста выясняется, уловил ли ребёнок его основное содержание.

  2. Текст читается по фразам, которые, в свою очередь, могут делиться на словосочетания и слова. Ученик слушает текст, предъявляемый ему за экраном последовательно, предложение за предложением. После прослушивания каждого предложения ребёнок должен точно, соблюдая данную последовательность слов, повторить фразу. Если ученик не решается полностью воспроизвести услышанное, но учитель понимает, что ребёнок близок к точному восприятию, фразу можно повторять до 5 раз. При этом та часть материала, которая услышана и точно воспроизведена, может произноситься учителем без экрана. Например:



Учитель. На деревьях распустились первые листочки.

Ученик. На деревьях листочки.

Учитель. (На деревьях) распустились первые (листочки).



На данном этапе работы над текстом дети могут делать аппликации, зарисовки. В том случае, если используется серия картинок, - последовательно располагать их.

Подобным же образом предъявляются и другие фразы текста. Работа с каждым предложением, вне зависимости от успешности его восприятия на слух, заканчивается прочтением фразы по табличке. После того как перед ребёнком открыт весь текст, педагог предлагает за экраном послушать его название и повторить его.

Особо следует сказать о том, как должна выглядеть табличка с текстом. Каждая фраза должна быть написана с новой строки, так как в работе над текстом учитель последовательно открывает фразу за фразой, и та часть текста, которую ребёнок не слушал остаётся закрытой. Поскольку название текста может служить подсказкой, в большинстве случаев его предлагают на слух после того как ребёнок услышал весь текст. При подготовке таблички следует подумать, как до нужного момента закрывать название текста. Количество орфоэпических знаков в табличке определяется степенью сформированности произносительных навыков детей.

  1. За экраном вновь целиком воспроизводится весь рассказ. На начальном этапе обучения ребёнок слушает его, опираясь на лежащий перед ним текст. Поскольку важно и полезно, чтобы ребёнок следил за чтением учителя, его нужно приучать к этому. Педагог может договориться с ребёнком, что в случае паузы, он будет продолжать чтение сам. После прочтения текста табличка убирается, и ребёнок целиком пересказывает текст.

  2. На данном этапе на слух различаются фразы, слова, словосочетания текста в разных комбинациях. В некоторые предложения вносятся изменения (перестановки, дополнения и т.п.) Как обычно, каждая речевая единица повторяется несколько раз. При сохранении затруднений можно показать на табличке предложение, из которого взято слово, словосочетание, предъявляющееся на слух, либо обозначить ситуацию, описываемую в предложении словами, указав на картинку, которой была заменена табличка с текстом.

  3. Ребёнку предлагается ответить на вопросы и выполнить задания по тексту, воспринятые на слух (при предъявлении до 3-5 раз). Как обычно, в случае неудачи, вопрос повторяется сначала для слухо-зрительного восприятия, а затем – снова на слух. При восприятии на слух вопросов и заданий перед ребёнком может быть опора в виде текста рассказа, или сюжетной картинки.

При первой возможности от опор в виде картинок, табличек следует отказываться, и в этом случае этапы работы с текстом станут более компактными.

Объём текста, предлагаемого детям, зависит от уровня речевой подготовки. Для кого-то вначале это маленькие тексты из 3-4 предложений. Постепенно объем текстов возрастает, слабослышащие школьники учатся воспринимать новые и более сложные рассказы.

Например, 2 текста на одну и ту же тему на начальном этапе обучения и в конце начальной школы.

Воскресный день

Воскресный день

Воскресенье. Мама и девочка дома. Мама готовит обед. Девочка рисует. Потом мама и девочка пообедали и пошли в кино.

Сегодня воскресный день, и вся семья дома: мама, папа, Таня и Вова. После завтрака дети помогали маме убрать со стола. Вова собрал грязную посуду. А Таня надела фартук, вымыла посуду. Потом папа и Вова пошли кататься на лыжах. А мама и Таня поехали на интересную выставку. Там они посмотрели разных кошек.



Текст считается усвоенным, если ребёнок может точно пересказать его, различает на слух слова, словосочетания и фразы, входящие в его состав, отвечает на вопросы и выполняет задания, предъявленные на слух.