СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды работ по изучению сказки Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной перзентации показаны  виды работ по выявлению знаний текста (тесты, теоретический диктант, проблемные ситуации,игра )

Просмотр содержимого документа
«Виды работ по изучению сказки Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"»

Михаил Евграфович  Салтыков – Щедрин  ( 1826 – 1889 ) Сказка «Дикий помещик».  (1869г.)  900igr.net

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин ( 1826 – 1889 )

Сказка «Дикий помещик».

(1869г.)

900igr.net

Впервые сказка была опубликована в 1869 году в журнале «Отечественные записки».

Впервые сказка была опубликована в 1869 году в журнале «Отечественные записки».

Теоретический диктант  1) Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности  2) Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности  3) Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка  4) Едкая, язвительная насмешка  5) Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков  6) Художественная речь,  основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца)  7) Эмоционально окрашенное определение  8) Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном плане

Теоретический диктант

1) Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности

2) Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности

3) Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка

4) Едкая, язвительная насмешка

5) Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков

6) Художественная речь, основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца)

7) Эмоционально окрашенное определение

8) Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном плане

2)гипербола 1) аллегория 3)гротеск 4)сарказм 5)сатира 6)эзопов язык 8)юмор 7)эпитет

2)гипербола

1) аллегория

3)гротеск

4)сарказм

5)сатира

6)эзопов язык

8)юмор

7)эпитет

 Что сближает сказку Салтыкова-Щедрина с народными сказками?  В чём их отличие?

Что сближает сказку Салтыкова-Щедрина с народными сказками?

В чём их отличие?

Общие черты Сказки русского народа   Зачин  Сказочный сюжет  Фольклорные выражения  Народная лексика  Сказочные персонажи  Концовка Сказки Салтыкова-Щедрина   Зачин  Сказочный сюжет  Фольклорные выражения  Народная лексика  Сказочные персонажи  Концовка

Общие черты

Сказки русского народа

Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка

Сказки Салтыкова-Щедрина

Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка

Отличительные черты Сказки Салтыкова-Щедрина   Сатира  Сарказм  Смешение категорий добра и зла  Нет положительного героя  Уподобление человека животному Сказки русского народа   Юмор  Гипербола  Победа добра над злом  Положительный герой  Очеловечивание животных

Отличительные черты

Сказки Салтыкова-Щедрина

Сатира Сарказм Смешение категорий добра и зла Нет положительного героя Уподобление человека животному

Сказки русского народа

Юмор Гипербола Победа добра над злом Положительный герой Очеловечивание животных

 Перечислите фантастическое и реальное в сказке «Дикий помещик».

Перечислите фантастическое и реальное в сказке «Дикий помещик».

 Например: летающие, роящиеся мужики; одичалый помещик; его охота на зайца; дружба с медведем.

Например: летающие, роящиеся мужики; одичалый помещик; его охота на зайца; дружба с медведем.

 Например: угнетение помещиком крестьян, налоги, штрафы; занятия помещика – карты, театр, пасьянсы, чтение газеты «Вести».

Например: угнетение помещиком крестьян, налоги, штрафы; занятия помещика – карты, театр, пасьянсы, чтение газеты «Вести».

 Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в то же время называет его “русским помещиком” ?

Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в то же время называет его “русским помещиком” ?

 Эта тюркская фамилия возникла не случайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придёт в голову мысль “сократить” население, уничтожить русского кормильца.

Эта тюркская фамилия возникла не случайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придёт в голову мысль “сократить” население, уничтожить русского кормильца.

 Какие пороки обличает писатель в сказке «Дикий помещик»?

Какие пороки обличает писатель в сказке «Дикий помещик»?

 Жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя.  Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ-создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Бессилие, полная зависимость дворянского сословия от крестьянского приводит первых к деградации и полному одичанию – физическому, интеллектуальному, гражданскому, моральному. Ничтожен помещик без мужика; народ – источник не только материальных, но и духовных благ.

Жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя.

Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ-создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Бессилие, полная зависимость дворянского сословия от крестьянского приводит первых к деградации и полному одичанию – физическому, интеллектуальному, гражданскому, моральному. Ничтожен помещик без мужика; народ – источник не только материальных, но и духовных благ.

Проблемная ситуация. Выскажите вашу точку зрения по данному заключению цензора Лебедева:

Проблемная ситуация.

Выскажите вашу точку зрения по данному заключению цензора Лебедева:

"…То, что господин Салтыков-Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки – та же сатира и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства…".

Игра по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина 1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?  А) в результате кораблекрушения.  Б) по щучьему велению, по моему хотению  В) прилетели на ковре-самолете  2. В чем мужик варил суп? А) в котелке Б) в пригоршне В) в кокосовой скорлупе  3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове? А) «Московскую правду» Б) «Московские ведомости» В) «Вестник Москвы»

Игра по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

  • 1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?
  • А) в результате кораблекрушения.
  • Б) по щучьему велению, по моему хотению
  • В) прилетели на ковре-самолете
  • 2. В чем мужик варил суп?
  • А) в котелке
  • Б) в пригоршне
  • В) в кокосовой скорлупе
  • 3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
  • А) «Московскую правду»
  • Б) «Московские ведомости»
  • В) «Вестник Москвы»
4. Как генералы отыскали на острове мужика? А) по следам на песке Б) по звуку балалайки В) по запаху мякинного хлеба 5. В каком виде генералы прибыли на остров? А) в мундирах Б) в ночных рубашках В) раздетые 6. Какой предмет проглотил генерал за неимением ужина? А) пуговицу Б)орден В) тапочки

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

А) по следам на песке

Б) по звуку балалайки

В) по запаху мякинного хлеба

5. В каком виде генералы прибыли на остров?

А) в мундирах

Б) в ночных рубашках

В) раздетые

6. Какой предмет проглотил генерал за неимением ужина?

А) пуговицу

Б)орден

В) тапочки

7. На какой улице в Петербурге жили два генерала? А) на Подьяческой Б) на Фонтанке В) на Невском 8.Чем генералы наградили мужика? А) бутылкой пива Б) медалью В) рюмкой водки и пятаком 9. Чем был недоволен герой сказки «Дикий помещик»? А) маленькой пенсией Б) обилием мужиков В) отсутствием жены

7. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

А) на Подьяческой

Б) на Фонтанке

В) на Невском

8.Чем генералы наградили мужика?

А) бутылкой пива

Б) медалью

В) рюмкой водки и пятаком

9. Чем был недоволен герой сказки «Дикий помещик»?

А) маленькой пенсией

Б) обилием мужиков

В) отсутствием жены

10.чем помещик угощал всех гостей? А) колбасой Б) пряниками В) ягодами и грибами  11. с кем помещик охотился на зайцев? А) с волком Б) с медведем В) с кабаном  12. какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»? А) вперед Б) старайся В) даёшь
  • 10.чем помещик угощал всех гостей?
  • А) колбасой
  • Б) пряниками
  • В) ягодами и грибами
  • 11. с кем помещик охотился на зайцев?
  • А) с волком
  • Б) с медведем
  • В) с кабаном
  • 12. какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?
  • А) вперед
  • Б) старайся
  • В) даёшь
13. что помещик, одичав, не успел приобрести? А) когтей Б) хвоста В) звериной силы  14.кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика помещику? А)сам помещик Б)губернское начальство В) царь  15. какой способ прогулки помещик считал самым «приличным и удобным»? А)на четвереньках Б) в карете В) верхом на лошади
  • 13. что помещик, одичав, не успел приобрести?
  • А) когтей
  • Б) хвоста
  • В) звериной силы
  • 14.кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика помещику?
  • А)сам помещик
  • Б)губернское начальство
  • В) царь
  • 15. какой способ прогулки помещик считал самым «приличным и удобным»?
  • А)на четвереньках
  • Б) в карете
  • В) верхом на лошади