СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды работ по профилактике дислексии и дисграфии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробно рассказывается о нарушениях. Дисграфия и дислексия

Просмотр содержимого документа
«Виды работ по профилактике дислексии и дисграфии»

Занятие на тему:

«Виды работ по профилактике дисграфии и дислексии у детей»

Приложение Конспект открытого занятия № Тема:

Виды работ по профилактике дисграфии и дислексии у детей. Цель.

  1. Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутье, прививать интерес к нормам литературного произношения и правилам русского языка.

  2. Учить детей быть наблюдательными, замечать ошибки и проверять себя в тех случаях, когда возникают сомнения в подборе необходимой буквы, слога, слова.

  3. Развивать логическое мышление, память, зрительное и слуховое

внимание.

  1. Развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

  2. Развивать пространственное восприятие, тактильные ощущения.

  3. Закрепить умение выделять ударный гласный звук в слове, подбирать

родственные слова.

  1. Закрепить навыки детей в выделении предлогов, союзов, как самостоятельных слов, а также в умении составлять с ними предложения.

  2. Учить детей работе по распространению данного предложения, подсчитывать количество слов в данном предложении.

  3. Учить находить границы предложения, выделяя начало и конец.

  4. Поддерживать интерес детей к достопримечательностям Санкт-

Петербурга, прививать любовь к родному городу.

Оборудование:

Доска, мел, фланелеграф, схемы слов и предложений, мяч, карточки с надписями слов, написанными разным шрифтом словами, счетные палочки, карандаши, карточки с индивидуальными заданиями, картонные буквы, карточки с ”зеркальнымиМ и правильными буквами, ребусы, изографы, карточки с элементами букв, карточки для определения места ударения.

План занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Виды работ по профилактике дисграфии и дислексии на уровне буквы:

восстановление буквы по элементу; определение правильной буквы среди зеркально написанных букв; определение буквы на ощупь; построение буквы из палочек.

  1. Виды работ по профилактике ошибок чтения и письма на уровне слога:

составление слога из данных букв,

- выделение первого слога из данных слов и составление нового слова; перестановка слогов местами составление и прочтение слогов.

  1. Виды работ по профилактике ошибок чтения и письма на уровне слова:

    • придумывание слова к заданной схеме с уделением особого внимание гласным буквам•

    • с оставление слова из данных букв чтение слов, написанных разным шрифтом, а также написанных по верхней или нижней половине буквы; подбор слова к схемам (особое внимание уделяется ударению); определение количества букв в слове; подбор родственных слов к данному слову; отгадывание ребусов, определение слов и выделение предлогов, соЮзов, как самостоятельных слов.

  1. Виды работ по профилактике ошибок чтения и письма на уровне предложения и текста:

    • придумывание предложения по опорному слову; придумывание предложения с данным предлогом; придумывание предложения к схеме с учетом количества слов; нахождение границ предложений в деформированном тексте, исправление ошибок в тексте.

  2. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

  • Какое сегодня число, день недели, какой идет месяц?

  • Ребята, сегодня мы с вами вспомним разные игры, связанные с языком, в которые играли на разных занятиях.

Играем в звуковую цепочку. Учитель-логопед называет первое слово, передает мяч ребенку, а тот должен назвать слово, начинающееся с последнего звука предыдущего слова, передать мяч соседу и сесть на место.

Например: весна — апрель — лед — трамвай — ясень — НИТКИ — индюк. Игра ”Сломалась буква“

Учитель-логопед показывает карточки с элементами букв, а дети называют букву,

2. Вспоминаем игры на буквы,

Назовите букву, которая сломалась (предъявляются карточки)

Кто больше вспомнит букв с данным элементом? Запишите на листочке буквы.

Учитель-логопед показывает карточки, а дети карандашами на индивидуальных листочках изображают буквы, содержащие следующие элементы:

Покажите на пальчиках, сколько вспомнили букв с таким элементом, Игра ” Умные ручки“

В мешочке спрятались буквы, смотреть на них нельзя, надо узнать букву, ощупав ее руками, Достать букву можно только тогда, когда скажешь 2-3 слова, начинающихся с этой буквы или заканчивающихся ею.

(Ребенок ощупывает букву в мешочке, называет слова, а тот, кто быстрее по названным словам угадает, какая буква в руках у водящего, может сам угадывать следующую букву.)

В мешочке находятся буквы: А,Е,З,И М,Н,СГ;Р,У,Ф,Ь. Варианты ответов:

А — арка, аиея, аптека• Ь -—- конь, день, корабль.

Игра ”Внимательные глазки“

Постройте из палочек на столе все буквы, какие изображены на картинке. Кто больше успеет составить букв за одну минуту?

Вспоминаем игры на слоги Игра ”Живые буквы”.

Составить слоги из тех букв, которые лежат на столе (буквы из мешочка).

Игра ”Внимательные ушки“ .

Выделите первый слог в словах и запомните.

Логопед называет слова: ива, зенит, музыкант.

Назовите первые слоги по порядку.

Дети называют: И, ЗЕ, МУ.

Игра ”Живые слоги“

Дети из букв, лежащих на столе, составляют слоги: И, ЗЕ, МУ У каждого ребенка только одна буква!

Какое слово можно составить из этих слогов?

Поменяйте слоги местами, чтобы получилось новое слово: МУ— И— ЗЕ (музеи); НАРЬ— ФО (фонарь).

Придумайте предложения с этими словами.

4. Вспоминаем игры на слова.

Выделите гласные звуки в слове ФОНАРЬ, (они будут О и А). Какие еще слова можно придумать к этой схеме?

О а

(Дома, вода, нога, гроза,„)

Дети называют слово и родственные ему, для того, чтобы убедиться, что данное слово подходит к схеме:

дома — дом, домик; вода — водный, воды. Составьте слово из букв А,Р,З,Г,(),

Игра ”Рассыпались буквы“

Игра ”Рассыпалось слово“

Должно получиться слово ГРОЗА.

Игра ”Буква заблудилась“

В слове ”гроза” замените первую букву на букву ”п” и назовите новое слово (ПРОЗА).

Игра ”Слово наоборот“

К слову ”проза” подберите антоним ”ПОЭЗИЯ”

Минутка поэзии, поэтическая минутка.

Чтение стихотворения В.Рождественского ”Адриан Захаров“ из цикла ”Зодчие на Неве”

Прочитайте слова, написанные по верхней или нижней половине буквы, а также слово, написанное буквами разного шрифта:

КОЛОННЫ УЛИЦЫ АДМИРАЛТЕЙ( ТВО

Подберите слова к схемам, учитывая количество букв и место ударения в слове.

А ист, УТКА, ИННА ром, ШАРФ, РУКИ БРАТ, ПАУК, ШКАФ

ЛИСА, ЗИМА, ОКНО

  1. Предыдущая игра на подбор слов к схемам включает в себя подсчет количества букв в придуманном слове и подбор родственных ему слов. Ребенок у доски указкой показывает, к какой схеме он придумал слово, называет каждую букву этого слова и подбирает родственные слова. Например:

нога — слово к четвертой схеме, ”ноги” проверочное ко второй; ножи — нож, ножик, ножичек; коза — козы, козочка, козлик, козье.

Какие слова зашифрованы в ребусах? Выделите предлог или союз, которые помогли отгадать ребус:

Слова: Надя, заяц, лото, нота, наука, оса, панамка, почта, лук, кит.

  1. Вспомним задания и игры на предложения.

Отгадайте, какое слово спряталось на картинке. (Работа с изографами)

Со словом на картинке составить предложение. Слова: утка, гусь, аист, курица, трактор.

По мере отгадывания картинок их переворачивают, а в конце надо вспомнить, какое слово было на второй картинке справа, на третьей слева, на первой слева и т.д.

Что общего во всех этих понятиях и что различного?

Утка, гусь, аист, курица и трактор передвигаются. Птицы и транспорт, живое и неживое.

Какая картинка лишняя? Почему? С этим словом составить предложение (ТРАКТОР).

Придумать предложение, взяв за основу слово на изографе и предлог из ребуса (любые, по выбору детей).

Игра ”Лесенка предложений“

Соревнование по колонкам: кто быстрее дойдет до конца лесенки.

Дети сами выходят к доске и на фланелеграфе показывают схему, к которой придумывают предложение.

Условие: предложение придумывать по заданной теме. Первая схема -—- это заглавие, тема — ГОРОД.

Например:

  1. Улицы.

  2. Улицы красивые. З. Улицы города красивые.

  1. Улицы нашего города красивые.

  2. Улицы нашего города очень красивые.

Игра ”Грамотейка”

Исправьте ошибки в тексте на доске.

Дети выходят к доске, стирают ошибку, пишут правильно. ”Заблудилась точка, потерялась большая буква“ На доске написано:

Ярко светит, солнце поют, птицы дует, весенний ветер. Надо исправить:

Ярко светит солнце. Поют птицы. Дует весенний ветер.

  1. Необходимо дописать слово из элементов букв на индивидуальных карточках, предварительно разложенных на столах у детей. Какое слово получилось? (конец)

Вспомните, чем занимались, в какие игры играли.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!