Просмотр содержимого документа
«Виды работ с интерактивными социально - экономическими картами на уроке географии в 9 классе»
Виды работ с интерактивными социально-экономическими картами
Урок по теме «Северо-Кавказский экономический район» (9класс)
Характеристика района обычно даётся по определённому плану. При комплексном описании района на основе интерактивной электронной карты можно легко создать логический опорный конспект, который проиллюстрирует любой пункт плана характеристики.
Состав Северо-Кавказского района.
Административно-территориальное деление России изучалось ранее, поэтому, сняв с электронной карты все слои, можно попросить учащихся подписать субъекты Федерации, входящие в состав района, а затем осуществить самопроверку, включив слой с их названиями.
Положение Северного Кавказа по отношению к другим странам и районам можно охарактеризовать тем же путем, что и состав (подписать страны (Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан) и районы-соседи (Поволжский, Центрально-Чернозёмный) на «немой» карте). Для оценки положения относительно экономических центров и транспортных путей можно воспользоваться функцией рисования: выделить на карте, где включен слой с путями сообщения, экономические центры (Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь) и важнейшие транспортные магистрали, проходящие через территорию района (указать возможность выхода в Азовское и Черное моря, Каспийское море - озеро). Такая последовательность действий учителя соответствует логике построения опорного конспекта, по которому ученики легко сделают вывод о выгодном экономико-географическом приморском, транзитном положении района.
При характеристике природных условий Северного Кавказа нужно сопоставлять много карт (физическую района, агроклиматическую России и др.). Сведения о природных ресурсах района содержатся в одном из слоев социально-экономической карты. На этом этапе можно вновь актуализировать опорные знания учащихся, полученные в ходе общей характеристики природы и хозяйства России, и попросить их, используя функцию рисования, обозначить на интерактивной электронной карте важнейшие месторождения полезных ископаемых (нефти, газа, каменного угля, цементного сырья, руд цветных металлов), а также другие виды ресурсов (минеральные воды, рекреационные) на территории района. Включив слой карты с природными ресурсами, можно осуществить самопроверку.
Историю освоения района учитель может «нарисовать», выключив все слои электронной карты и превратив ее в контурную карту.
При изучении населения Северного Кавказа, превратив электронную карту в контурную, можно сделать опорный конспект, посвященный национальному и религиозному составу населения района. Сняв с карты слой с названиями, целесообразно попросить ребят подписать город-миллионер (Ростов-на-Дону) и другие крупнейшие города района.
Изучение хозяйственного комплекса района можно построить на основе анализа слоя карты, содержащего дополнительный материал. Этот слой может служить и иллюстрацией к рассказу учителя, и основой для фронтальной беседы, и источником для организации самостоятельной работы. В первом случае учитель сопровождает свой рассказ об отраслях специализации Северного Кавказа (сельскохозяйственное машиностроение, пищевая, угольная, химическая промышленность) демонстрацией иллюстративного материала карты. Во втором случае, выводя на экран фотографии и включив слои карты с природными ресурсами, сельскохозяйственными районами, транспортными путями, населенными пунктами и их названиями, учитель просит ребят назвать отрасли специализации Северного Кавказа и выявить причины, по которым они здесь сформировались. Эта же работа может быть организована как индивидуальная самостоятельная.
Проблемы и перспективы развития района можно отразить на логическом опорном конспекте, включив нужные для этого слои электронной карты.