СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды сказуемых .Урок-практикум .8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к нему. Весь материал  урока объединен темой "Дерево русское -  рябина"

Цель

  1. Закрепление особенностей составных именных сказуемых.
  2. Вырабатывать умение видеть в предложении и тексте составные сказуемые и простое глагольное сказуемое.
  3. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: практикум

Просмотр содержимого документа
«Виды сказуемых»

. Виды сказуемых. Урок-практикум. 8-й класс

Цель

  1. Закрепление особенностей составных именных сказуемых.

  2. Вырабатывать умение видеть в предложении и тексте составные сказуемые и простое глагольное сказуемое.

  3. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: практикум

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Словарная работа.

1. Диктант.

Рябина, удивительное дерево, рябиновый, красные как кровь плоды, зимостойкое растение, ароматные цветы, ценная древесина, плакучая форма рябины, ажурная развесистая крона, поэтический символ России.

(Проверка правильности написания - слайд 2, )

1)Назовите словосочетания, встречающиеся в диктанте. Какой способ образования этих словосочетаний (удивительное дерево, зимостойкое растение, ароматные цветы, ценная древесина - согласование)

 

2)Какие средства изобразительности использованы в диктанте? (сравнение – красные, как кровь; эпитеты – удивительное (дерево); ароматные (цветы); метафора – поэтический символ России)

 

3)Составьте предложение с последним сочетанием слов.
(Если учащиеся затрудняются записать предложение - слайд 3, )
Являясь наряду с берёзой поэтическим символом России, рябина - ещё и знак счастья и мира в семье.
(, повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное распространённое, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.)

4)Назовите вид сказуемого, употреблённого в предложении для синтаксического разбора. (Составное именное сказуемое)

2. Новое слово.

Терпкий – 1. Не дающий услады, требующий терпения. 2. Кислый и вяжущий, вызывающий оскомину (вяжущее ощущение во рту).

Придумайте предложение с этим словом.

(Слайд 4, приложение 1)

(У рябины очень терпкие и горькие плоды.)

(Если ученики не затрудняются придумать предложение, то поможет слайд 5, приложение 1)

III. Практикум.

1. Ответьте на вопросы:

-Какой член предложения называется сказуемым? (Сказуемое – это главный член предложения, обозначающий признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечающий на вопросы: что делает предмет речи? каков он? кто он такой? что он такое?)

-Назовите виды сказуемых. (Простое глагольное, составное глагольное, составное именное.)

-Чем отличается простое глагольное сказуемое от составного глагольного?

-В чём состоит особенность составного глагольного и составного именного сказуемого?

2.Выполните кластер

3. Выполните орфографический разбор предложения. (В это время - ученик у доски выполняет сам работу:_
Выписать основы предложений, охарактеризовать сказуемые:

Солнце зашло. Запад пылал, как лицо запыхавшегося от беготни ребёнка. Восточная половина неба была залита нежно-алыми, лиловыми и палевыми оттенками. Воздух был тих и звучен. Грустная задумчивость разлита была в его светлом колыхании.)(Ф. Сологуб)

1.Укажите вид сказуемого в каждом случае.

2.Какого вида сказуемых не встретилось в тексте

3.Объясните лексическое значение слова «палевыми» (палевый – бледно-жёлтый, тускло-жёлтый)

орфографический разбор предложения :Осенью ажурные, с зубчатыми краями листья рябины нередко становятся малиново-красными.

(Слайд 6,

-Отметьте грамматическую основу предложения.

-Определите вид сказуемого (составное именное сказуемое)

4.Решите тестовые задания. ( На столе у каждого ученика - тесты)

(Слайд 7,

ТЕСТ

  1. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные глагольные.
    а) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
    я) Рябина в красных бусинах так грустно гроздья свесила.
    о) Я б тогда не стала гнуться и качаться.
    ё) Рябина – одно из любимых растений Руси.

  2. Укажите номер предложения, в котором сказуемые составные именные.
    з) С вечера мою рябину дождичком мочило.
    с) Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата.
    г) В поле красная рябина начала качаться.
    к) Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.

  3. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые простые глагольные.
    о) И в темноте дрожащий свет не перестанет струиться от её плодов.
    а) А рябина всё краше от купели студёной.
    и) Средь обезлиственных дерев ты вся обвешана кораллом.
    е) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах

  4. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные именные.
    н) Нет ничего волшебнее рябины. Красавиц нет нарядней, чем она.
    к) Вот трепещет усталое сердце веткой рябины на белом снегу.
    л) Солдат надолго из дома уходил и у калитки рябину посадил.
    м) Стоит рябина одиноко и красной кистию кричит.

  5. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые не простые глагольные.
    ю) Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты?
    й) Мы любим, покуда поют на рябинах свирели.
    ь) Рябина! Воспета ты в песнях!
    ъ) Раскраснелась рябина, светит гроздьями ало – это осень рубины ей в наследство прислала.

осень (Слайд 8, )

5. Напишите изложение по данному тексту.

Рябина — любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре славян есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября. Это то время, когда созревают рябиновые ягоды. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Такой обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. В осенние свадьбы девушкам дарили бусы из рябины , защищая от злых людей

Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина — это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.

(95 слов)

Озаглавьте своё сочинение.

Используйте в своей работе разные виды сказуемых.

(Слайд 9,)

IV. Итог урока.

Домашнее задание.

§§ 9, 10.

  1. Упражнение 



Просмотр содержимого презентации
«виды сказуемых 8 класс»

Обобщающий урок русского языка  8 класс

Обобщающий урок русского языка 8 класс

Цель урока:   Закрепление особенностей составных именных сказуемых. Вырабатывать умение видеть в предложении и тексте составные сказуемые и простое глагольное сказуемое. Воспитывать любовь к природе.  Тип урока: практикум.

Цель урока:

  • Закрепление особенностей составных именных сказуемых.
  • Вырабатывать умение видеть в предложении и тексте составные сказуемые и простое глагольное сказуемое.
  • Воспитывать любовь к природе.

  • Тип урока: практикум.

Рябина; удивительное дерево;  рябиновый;  красные, как кровь, плоды;  ажурная развесистая крона;  зимостойкое растение;  ароматные цветы;  ценная древесина;   поэтический символ  России. Являясь наряду с берёзой поэтическим символом России, рябина - ещё и знак счастья и мира в семье.

Рябина; удивительное дерево; рябиновый; красные, как кровь, плоды; ажурная развесистая крона; зимостойкое растение;

ароматные цветы; ценная древесина;

поэтический символ России.

Являясь наряду с берёзой поэтическим символом России, рябина - ещё и знак счастья и мира в семье.

Терпкий   – 1. Не дающий услады, требующий терпения.  2. Кислый и вяжущий, вызывающий оскомину (вяжущее ощущение во рту).  - Придумайте предложение с этим словом.

Терпкий

  • 1. Не дающий услады, требующий терпения. 2. Кислый и вяжущий, вызывающий оскомину (вяжущее ощущение во рту).

- Придумайте предложение с этим словом.

У рябины очень терпкие и горькие плоды. Варенье из ягод рябины терпкое.

У рябины очень терпкие и горькие плоды.

Варенье из ягод рябины терпкое.

кластер Виды сказуемого Простое  глагольное  составное Глагольное Глагол в одном из наклон. Именное Вспомогательный . Гл. инфинитив Гл.-связка Именная часть

кластер

Виды сказуемого

Простое глагольное

составное

Глагольное

Глагол в одном из наклон.

Именное

Вспомогательный . Гл.

инфинитив

Гл.-связка

Именная часть

Осен ью ажурные,  с зубчатыми кр а ями листья р я бины  не ре д ко становя тся малинов о - к расными.

Осен ью ажурные, с зубчатыми кр а ями листья р я бины не ре д ко становя тся малинов о - к расными.

тест 1. Укажите предложение, в котором все сказуемые составные глагольные (смотрите тест) 2. Укажите предложение, в котором сказуемые составные именные. 3.Укажите предложение  , в котором все сказуемые простые глагольные. 4. Укажите предложение в котором все сказуемые составные именные. 5. Укажите предложение, в котором все сказуемые не простые глагольные.

тест

  • 1. Укажите предложение, в котором все сказуемые составные глагольные (смотрите тест)
  • 2. Укажите предложение, в котором сказуемые составные именные.
  • 3.Укажите предложение , в котором все сказуемые простые глагольные.
  • 4. Укажите предложение в котором все сказуемые составные именные.
  • 5. Укажите предложение, в котором все сказуемые не простые глагольные.

1 - Я б тогда не стала гнуться и качаться (о)  2 – Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата. (с)  3 - На холмах и на равнинах зреют кисти на рябинах. (е)  4 - Нет ничего волшебнее рябины. Красавиц нет нарядней, чем она . (н)  5 - Рябина! Воспета ты в песнях! (ь) осень

1 - Я б тогда не стала гнуться и качаться (о)

2 – Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата. (с)

3 - На холмах и на равнинах зреют кисти на рябинах. (е)

4 - Нет ничего волшебнее рябины. Красавиц нет нарядней, чем она . (н)

5 - Рябина! Воспета ты в песнях! (ь)

осень

Работа с текстом. 1. Озаглавьте текст. 2. Напишите изложение  с элементами сочинения .  Используйте в своей  работе разные виды  сказуемых.

Работа с текстом.

1. Озаглавьте текст.

2. Напишите изложение с элементами сочинения .

Используйте в своей

работе разные виды

сказуемых.

Спасибо  за работу на уроке.

Спасибо за работу на уроке.