Урок русского языка
(4 класс)
«Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.» Иван Сергеевич Тургенев
Вставь пропущенные буквы в слова и объясни их написание.
С…л…вей, лес…ница,
оди(н,нн)адцать, во…зал, об…яние, с…ница, оз…рник, ч…модан, еж…вика, т…атр, а(п, пп)етит, наро…но, инт…рес, есл…
Словосочетание в предложении. Виды связи слов в словосочетании.
Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём.
Минутка чистописания
л л л ле ле ле лес
Сияет лес густым румянцем
Листочков милых, озорных,
Отсвечивает в небе глянцем
Ветвей пушистых, кружевных…
I. ( Что?) лес – сущ.
Н.Ф. – лес.
II. Пост. – нариц., неодуш., м.р., 2 скл.
Непост. – в форме ед.ч., И.п.
III. Сияет (что?) лес.
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?
- берёза –
- ель –
- сосна –
- дуб –
- осина –
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?
- берёза – берёзовая роща
- ель –
- сосна –
- дуб –
- осина –
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?
- берёза – берёзовая роща
- ель – еловый лес
- сосна –
- дуб –
- осина –
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?
- берёза – берёзовая роща
- ель – еловый лес
- сосна – сосновый бор
- дуб –
- осина –
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?
- берёза – берёзовая роща
- ель – еловый лес
- сосна – сосновый бор
- дуб – дубовый лес
- осина –
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?
- берёза – берёзовая роща
- ель – еловый лес
- сосна – сосновый бор
- дуб – дубовый лес
- осина – осиновый лес
Словосочетание – это сочетание двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу подчинительной связью и грамматически .
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Грачи прилетели», 1871г.
Вьют, высоких, на грачи, берёзах, хлопотливые, гнёзда.
- грачи (какие?) хлопотливые
- вьют (что?) гнёзда
- вьют (где?) на берёзах
- на берёзах (каких?) высоких
Смысловая связь устанавливается по вопросам , которые ставятся от главного слова к зависимому:
грачи (какие?) хлопотливые, вьют (что?) гнёзда.
Грамматическая связь выражается с помощью окончания или предлога и окончания:
на берёзах (каких?) высоких, вьют (где? на чём?) на берёзах .
- грачи (какие?) хлопотливые
- вьют (что?) гнёзда
- вьют (где?) на берёзах
- на берёзах (каких?) высоких
Виды связи слов в словосочетании
Согласование – это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в той же форме (роде, числе, падеже), что и главное ( согласуется с ним). При изменении формы главного слова изменяется зависимое: сильный ветер – сильного ветра, тёмный снег – тёмного снега.
Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово требует от зависимого определенной падежной формы. Зависимое слово не изменяется при изменении главного: видеть свет – видел свет, вижу свет.
Работа в парах. Распределите сочетания слов на две группы:
Золотые руки, белая ворона, золотые серьги, дырявая голова, белая скатерть, легкий завтрак, дырявая обувь, правая рука, лёгкий на подъем, правое колесо.
фразеологизмы: словосочетания:
-золотые руки -золотые серьги
-белая ворона -белая скатерть
-дырявая голова -дырявая обувь
-правая рука -правое колесо
-легкий на подъем -легкий завтрак
Слова, составляющие фразеологизм, потеряли своё самостоятельное значение. Фразеологизмы словосочетаниями не являются.
Выпиши из предложений однородные члены:
Урок 110, стр. 109.
Выпиши из предложений однородные члены:
рассказ и стихотворение
бросил, но не попал
смех и голоса
От одного однородного члена предложения к другому нельзя поставить вопрос. Слова в этих сочетаниях равноправны (нельзя выделить главное и зависимое), поэтому однородные члены предложения не являются словосочетаниями.
Связь между однородными членами предложения называется сочинительной.
Работа в группах. «Пятый лишний» .
1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья.
2.Проворный дрозд, без задних ног, пахнет дождем, веселые песни, расправил крылья.
3. Бредёт по лесу, медведь проснулся, старый муравейник, выкопал корешок, хвойное дерево.
Работа в группах. «Пятый лишний» .
1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья.
Работа в группах. «Пятый лишний» .
1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья.
2.Проворный дрозд, без задних ног, пахнет дождем, веселые песни, расправил крылья.
Работа в группах. «Пятый лишний» .
1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья.
2.Проворный дрозд, без задних ног, пахнет дождем, веселые песни, расправил крылья.
3. Бредёт по лесу, медведь проснулся, старый муравейник, выкопал корешок, хвойное дерево.
Словосочетаниями не являются :
- грамматическая основа предложения;
- однородные члены предложения;
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется - природа,
Давайте же всегда её беречь!
Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.
Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался.
Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.
Домашнее задание
Стр. 110, упр.1. Выписать из предложений только словосочетания.
Стр. 110, упр.2. Записать по группам: 1)словосочетания; 2)однородные члены предложения; 3)грамматические основы предложений.