СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды связи слов в словосочетании.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация создана, чтобы помочь обучающимся разобраться в существующих видах связи слов в словосочетаниях, сделать урок насыщенным и ярким, повысить уровень познавательной активности ребят на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Виды связи слов в словосочетании.»

 Урок русского языка (4 класс)

Урок русского языка

(4 класс)

«Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!  Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием;  в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»   Иван Сергеевич Тургенев

«Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.» Иван Сергеевич Тургенев

Вставь пропущенные буквы в слова и объясни их написание.  С…л…вей, лес…ница, оди(н,нн)адцать, во…зал, об…яние, с…ница, оз…рник, ч…модан, еж…вика, т…атр, а(п, пп)етит, наро…но, инт…рес, есл…

Вставь пропущенные буквы в слова и объясни их написание.

С…л…вей, лес…ница,

оди(н,нн)адцать, во…зал, об…яние, с…ница, оз…рник, ч…модан, еж…вика, т…атр, а(п, пп)етит, наро…но, инт…рес, есл…

 Словосочетание в предложении. Виды связи слов в словосочетании.

Словосочетание в предложении. Виды связи слов в словосочетании.

Дом со всех сторон открыт.  Он резною крышей крыт.  Заходи в зелёный дом,  Чудеса увидишь в нём.

Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём.

Минутка чистописания л л л ле ле ле лес

Минутка чистописания

л л л ле ле ле лес

 Сияет лес густым румянцем  Листочков милых, озорных,  Отсвечивает в небе глянцем  Ветвей пушистых, кружевных…

Сияет лес густым румянцем

Листочков милых, озорных,

Отсвечивает в небе глянцем

Ветвей пушистых, кружевных…

 I. ( Что?) лес – сущ.  Н.Ф. – лес.  II. Пост. – нариц., неодуш., м.р., 2 скл.  Непост. – в форме ед.ч., И.п.  III. Сияет (что?) лес.

I. ( Что?) лес – сущ.

Н.Ф. – лес.

II. Пост. – нариц., неодуш., м.р., 2 скл.

Непост. – в форме ед.ч., И.п.

III. Сияет (что?) лес.

Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев? берёза – ель – сосна – дуб – осина –

Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?

  • берёза –
  • ель –
  • сосна –
  • дуб –
  • осина –
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев? берёза – берёзовая роща ель – сосна – дуб – осина –

Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?

  • берёза – берёзовая роща
  • ель –
  • сосна –
  • дуб –
  • осина –
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев? берёза – берёзовая роща ель – еловый лес сосна – дуб – осина –

Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?

  • берёза – берёзовая роща
  • ель – еловый лес
  • сосна –
  • дуб –
  • осина –
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев? берёза – берёзовая роща ель – еловый лес сосна – сосновый бор дуб – осина –

Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?

  • берёза – берёзовая роща
  • ель – еловый лес
  • сосна – сосновый бор
  • дуб –
  • осина –
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев? берёза – берёзовая роща ель – еловый лес сосна – сосновый бор дуб – дубовый лес осина –

Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?

  • берёза – берёзовая роща
  • ель – еловый лес
  • сосна – сосновый бор
  • дуб – дубовый лес
  • осина –
Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев? берёза – берёзовая роща ель – еловый лес сосна – сосновый бор дуб – дубовый лес осина – осиновый лес

Как называется лес, состоящий из данных видов деревьев?

  • берёза – берёзовая роща
  • ель – еловый лес
  • сосна – сосновый бор
  • дуб – дубовый лес
  • осина – осиновый лес
Словосочетание  – это сочетание двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу подчинительной связью и грамматически . Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

Словосочетание это сочетание двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу подчинительной связью и грамматически .

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

 Алексей Кондратьевич Саврасов.  «Грачи прилетели», 1871г.   Вьют, высоких, на грачи, берёзах, хлопотливые, гнёзда.

Алексей Кондратьевич Саврасов.

«Грачи прилетели», 1871г.

Вьют, высоких, на грачи, берёзах, хлопотливые, гнёзда.

грачи (какие?) хлопотливые вьют (что?) гнёзда вьют (где?) на берёзах на берёзах (каких?) высоких
  • грачи (какие?) хлопотливые
  • вьют (что?) гнёзда
  • вьют (где?) на берёзах
  • на берёзах (каких?) высоких
 Смысловая связь  устанавливается по вопросам , которые ставятся от главного слова к зависимому: грачи (какие?) хлопотливые, вьют (что?) гнёзда. Грамматическая связь выражается с помощью окончания или предлога и окончания: на берёзах (каких?) высоких, вьют (где? на чём?) на берёзах .

Смысловая связь устанавливается по вопросам , которые ставятся от главного слова к зависимому:

грачи (какие?) хлопотливые, вьют (что?) гнёзда.

Грамматическая связь выражается с помощью окончания или предлога и окончания:

на берёзах (каких?) высоких, вьют (где? на чём?) на берёзах .

грачи (какие?) хлопотливые вьют (что?) гнёзда вьют (где?) на берёзах на берёзах (каких?) высоких
  • грачи (какие?) хлопотливые
  • вьют (что?) гнёзда
  • вьют (где?) на берёзах
  • на берёзах (каких?) высоких
Виды связи слов в словосочетании  Согласование  – это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в той же форме (роде, числе, падеже), что и главное ( согласуется с ним). При изменении формы главного слова изменяется зависимое: сильный ветер – сильного ветра, тёмный снег – тёмного снега.  Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово требует от зависимого определенной падежной формы. Зависимое слово не изменяется при изменении главного: видеть свет – видел свет, вижу свет.

Виды связи слов в словосочетании

Согласование – это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в той же форме (роде, числе, падеже), что и главное ( согласуется с ним). При изменении формы главного слова изменяется зависимое: сильный ветер – сильного ветра, тёмный снег – тёмного снега.

Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово требует от зависимого определенной падежной формы. Зависимое слово не изменяется при изменении главного: видеть свет – видел свет, вижу свет.

Работа в парах.  Распределите сочетания слов на две группы:     Золотые руки, белая ворона, золотые серьги, дырявая голова, белая скатерть, легкий завтрак, дырявая обувь, правая рука, лёгкий на подъем, правое колесо.

Работа в парах. Распределите сочетания слов на две группы:

Золотые руки, белая ворона, золотые серьги, дырявая голова, белая скатерть, легкий завтрак, дырявая обувь, правая рука, лёгкий на подъем, правое колесо.

 фразеологизмы:  словосочетания: -золотые руки    -золотые серьги -белая ворона    -белая скатерть -дырявая голова   -дырявая обувь -правая рука    -правое колесо -легкий на подъем   -легкий завтрак

фразеологизмы: словосочетания:

-золотые руки -золотые серьги

-белая ворона -белая скатерть

-дырявая голова -дырявая обувь

-правая рука -правое колесо

-легкий на подъем -легкий завтрак

 Слова, составляющие фразеологизм, потеряли своё самостоятельное значение. Фразеологизмы словосочетаниями не являются.

Слова, составляющие фразеологизм, потеряли своё самостоятельное значение. Фразеологизмы словосочетаниями не являются.

Выпиши из предложений однородные члены: Урок 110, стр. 109.

Выпиши из предложений однородные члены:

Урок 110, стр. 109.

Выпиши из предложений однородные члены:  рассказ и стихотворение бросил, но не попал смех и голоса

Выпиши из предложений однородные члены:

рассказ и стихотворение

бросил, но не попал

смех и голоса

 От одного однородного члена предложения к другому нельзя поставить вопрос. Слова в этих сочетаниях равноправны (нельзя выделить главное и зависимое), поэтому однородные члены предложения не являются словосочетаниями.  Связь между однородными членами предложения называется сочинительной.

От одного однородного члена предложения к другому нельзя поставить вопрос. Слова в этих сочетаниях равноправны (нельзя выделить главное и зависимое), поэтому однородные члены предложения не являются словосочетаниями.

Связь между однородными членами предложения называется сочинительной.

Работа в группах. «Пятый лишний» . 1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья. 2.Проворный дрозд, без задних ног, пахнет дождем, веселые песни, расправил крылья. 3. Бредёт по лесу, медведь проснулся, старый муравейник, выкопал корешок, хвойное дерево.

Работа в группах. «Пятый лишний» .

1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья.

2.Проворный дрозд, без задних ног, пахнет дождем, веселые песни, расправил крылья.

3. Бредёт по лесу, медведь проснулся, старый муравейник, выкопал корешок, хвойное дерево.

Работа в группах. «Пятый лишний» . 1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья.

Работа в группах. «Пятый лишний» .

1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья.

Работа в группах. «Пятый лишний» . 1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья. 2.Проворный дрозд, без задних ног, пахнет дождем, веселые песни, расправил крылья.

Работа в группах. «Пятый лишний» .

1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья.

2.Проворный дрозд, без задних ног, пахнет дождем, веселые песни, расправил крылья.

Работа в группах. «Пятый лишний» . 1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья. 2.Проворный дрозд, без задних ног, пахнет дождем, веселые песни, расправил крылья. 3. Бредёт по лесу, медведь проснулся, старый муравейник, выкопал корешок, хвойное дерево.

Работа в группах. «Пятый лишний» .

1.Высокий дуб, бегает по лесу, сидит и слушает, грызёт орех, пушистая хлопотунья.

2.Проворный дрозд, без задних ног, пахнет дождем, веселые песни, расправил крылья.

3. Бредёт по лесу, медведь проснулся, старый муравейник, выкопал корешок, хвойное дерево.

Словосочетаниями не являются :  грамматическая основа предложения;  однородные члены предложения;  фразеологический оборот.

Словосочетаниями не являются :

  • грамматическая основа предложения;

  • однородные члены предложения;

  • фразеологический оборот.

Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Всё это называется - природа, Давайте же всегда её беречь!

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется - природа,

Давайте же всегда её беречь!

Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно. Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался. Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.

Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался.

Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

Домашнее задание  Стр. 110, упр.1. Выписать из предложений только словосочетания.  Стр. 110, упр.2. Записать по группам: 1)словосочетания; 2)однородные члены предложения; 3)грамматические основы предложений.

Домашнее задание

Стр. 110, упр.1. Выписать из предложений только словосочетания.

Стр. 110, упр.2. Записать по группам: 1)словосочетания; 2)однородные члены предложения; 3)грамматические основы предложений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!