Особенности внеурочной деятельности: задачи, направления, формы и методы работы
Цель:
формирование педагогической компетентности в области организации внеурочной деятельности обучающихся основной школы согласно требованиям ФГОС ООО
Задачи:
- Актуализировать знания по внеурочной деятельности.
- Выбрать эффективные формы работы по каждому направлению внеурочной деятельности.
- Определить комплекс УУД, который формируется на определённых типах занятий.
- Оценить уровень готовности педагогов к организации внеурочной деятельности обучающихся ООО
Нормативно-правовое обеспечение
и методическая литература
по вопросам организации
внеурочной деятельности
- Закон РФ«Об образовании» (в действующей редакции)
- ФГОС НОО (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373).
- Приказ МО РФ №2357 от 22 сентября 2011г. «О внесении изменений ФГОС НОО».
- ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 №1897)
- Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. №03-296
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2011.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011
- Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» (Лаборатория развития начального общего образования. Вологда)
- Байбородова Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011.
Цель внеурочной деятельности:
создание условий для проявления и развития ребёнка своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
- способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- способствовать возникновению у ребёнка потребностей в саморазвитии, самоопределении;
- формировать у ребёнка готовность и привычку к творческой деятельности;
- повышать самооценку ученика, его статус в глазах сверстниках, педагогов, родителей;
- расширять его представление об окружающем мире.
Что такое внеурочная деятельность?
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:
« … образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной , и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных)».
Внеурочная деятельность – прежде всего развивающая деятельность!!!
Внеурочная деятельность направлена на:
- Планируемые результаты
- Личностное развитие (ценности, ценностные отношения, ценностное поведение)
- УУД
- Внеурочная деятельность определена как один из механизмов реализации основной образовательной программы.
- Внеурочная деятельность организуется участниками образовательного процесса на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана.
- Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ.
- Формы внеурочной деятельности отличны от классно-урочных.
Актуальность введения ВД
- Работа с сознанием ребенка различных СМИ.
- Конфликт между характером присвоения знаний и ценностей в школе и вне школы.
- Экспансия молодежной субкультуры.
- Нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.
- Подмена реальных форм социализации виртуальными.
- Изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к людям, себе самому.
Содержание внеурочной деятельности
учащихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования детей, культуры, спорта.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Игровая;
- Познавательная;
- Проблемно-ценностное общение;
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- Художественное творчество;
- Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- Техническое творчество
- Трудовая (производственная) деятельность;
- Спортивно-оздоровительная деятельность;
- Туристско-краеведческая деятельность.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
- физкультурно-спортивное и оздоровительное,
Формы внеурочной деятельности
«Организуется в формах , как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно- патриотические объединения и т. д.»
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Задание №1
Определите, какие формы внеурочной деятельности целесообразно использовать при работе в рамках внеурочной деятельности
по вашему предмету (в вашем ОУ)
Виды внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности
Познавательная
деятельность
…
…
…
Материалы,
по организации внеурочной деятельности школьников
- Материалы, по организации внеурочной деятельности школьников
Серия «Стандарты второго поколения» (начальная и основная школа )
- Серия «Стандарты второго поколения» (начальная и основная школа )
Методический
конструктор
ВНЕУРОЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬШКОЛЬНИКОВ
Авторы:
Д.В.Григорьев
П.В.Степанов
Виды внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности
Познавательная
деятельность
Познавательные беседы, интеллектуальные клубы, исследовательская практика обучающихся;
образовательные экспедиции, походы, поездки, экскурсии,
факультативные занятия,
ученические научно-исследовательские сообщества,
интеллектуальные игры,
конференции,
олимпиады,
интеллектуальные марафоны,
предметные недели.
Виды внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности
Художественное творчество
Занятия объединений художественной направленности
Художественные выставки
Фестивали
Спектакли
Художественные акции школьников в окружающем школу социуме
Виды внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности
Проблемно-ценностное общение
Этические беседы
Дебаты
Тематические диспуты
Ситуационные классные часы
Групповая проблемная работа
Проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов
Виды внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности
Досугово- развлекательная деятельность
(досуговое общение)
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки
Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы
Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)
Виды внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности
Игровая деятельность
Игра с ролевой акцентуацией
Игра с деловой акцентуацией
Социально моделирующая игра
Виды внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности
Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность)
Социальная проба
КТД (коллективное творческое дело)
Социально-образовательный
Проект
Виды внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности
Трудовая (производственная деятельность)
Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел .
Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»),
детская производственная бригада под руководством взрослого
Детско-взрослое образовательное производство
Виды внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительная деятельность
Спортивные секции,
Оздоровительные процедуры
Школьные спортивные
турниры и оздоровительные акции
Спортивные и оздоровительные
проекты школьников в окружающем школу социуме
Виды внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности
Туристско-краеведческая деятельность
Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок
Туристский поход, краеведческий клуб
Туристско-краеведческая экспедиция
Поисково-краеведческая экспедиция
Школьный краеведческий музей
О рганизационны е модели внеурочной деятельности
1. Модель дополнительного
образования детей
УДОД:
ЦДТ, ДЮСШ, школы искусств
Школа
2. Модель
«Школа полного дня»
Группа
продленного дня
Школа
3. Оптимизационная модель
Школа
Педагоги школы
4. Инновационно-образовательная модель
Учреждения ДПО
Научные организации
Школа
Учреждения ВПО
Учреждения культуры