СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вечер, посвященный 120-ти-летию со дня рождения Сергея Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вечер, посвященный 120-ти-летию со дня рождения Сергея Есенина

Просмотр содержимого документа
«Вечер, посвященный 120-ти-летию со дня рождения Сергея Есенина»

12. Технологическая карта внеурочного мероприятия по предмету (литература)

1.Тема (название) мероприятия: Вечер, посвященный 120-ти-летию со дня рождения Сергея Есенина.

2. Форма проведения мероприятия:

3. Цель мероприятия: заинтересовать учащихся противоречивой личностью поэта, увлечь поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе.

4. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5. Оборудование и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): доска, электронная доска, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

6. Предварительная подготовка:

11. Ход мероприятия:



Этап мероприятия, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

1. Организационный момент (2 мин)


- Ребята, здравствуйте! Как ваше настроение? Кто отсутствует в классе?

Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Называют отсутствующих.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.)

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(3 мин)

- Сегодняшнее наше мероприятие будет посвящено Сергею Александровичу Есенину. Кто-то может назвать даты его жизни?


- Я предлагаю представить вам, что наше мероприятие проходит в одном из литературных кафе. В своё время Сергей Есенин также посещал вечера в литературных кафе.



- Сергей Есенин родился в 1895году и умер в 1925.


Слушают учителя.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), смыслообразование (Л.), общеучебные (П.),

3. Актуализация знаний. Постановка цели

(10 мин)

- Слово предоставляется нашим чтецам.








































































- Я люблю Есенина такого:


Грубым дается радость.

Нежным дается печаль.

Мне ничего не надо.

Мне никого не жаль.

Жаль мне себя немного,

Жалко бездомных собак.

Эта прямая дорого

Меня привела в кабак.

Что ж выругаетесь, дьяволы?

Иль я не сын страны?

Каждый из нас закладывал

За рюмку свои штаны.

Мутно гляжу на окна.

В сердце тоска и зной.

Катиться, в солнце измокнув,

Улица передо мной.

А на улице мальчик сопливый

Воздух прозрачен и сух.

Мальчик такой счастливый

И ковыряет в носу.

Ковыряй, ковыряй, мой милый

Суй туда палец весь,

Только вот с этой силой

В душу свою не лезь.

Я уж готов. Я робкий.

Глянь набутылок рать!

Я собираю пробки –

Душу мою затыкать.


Нет, что вы, Есенин совсем другой. Вот послушайте:

Какая ночь! Я не могу.

Не спиться мне. Такая лунность.

Еще как будто берегу

В душе утраченную юность.

Подруга охладевших дней,

Не называю игру любовью,

Пусть лучше этот лунный свет

Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты

Он обрисовывает смело, -

Ведь разлюбить не сможешь ты,

Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,

Вот оттого ты мне чужая,

Что липы тщетно манят нас,

В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,

Что в этот отсвет лунный, синий,

На этих липах не цветы –

На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,

Ты не меня, а я – другую,

И нам обоим все равно

Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай

В лукавой страсти поцелуя,

Пусть сердцу вечно сниться май

И та, что навсегда люблю я.


Нет, Есенин – это певец тоски, смерти …

В этой могиле под скромными Ивами

Спит он, зарытый землей,

С чистой душой, со святыми порывами.

С верой зари огневой.

Тихо погасли огни благодатные

В сердце страдальца земли,

И на чело, никому не понятные,

Мрачные тени легли.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), самоопределение (Л.), оценка (Р.)

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания

(9 мин)

- У каждого из нас свой Есенин. Лучшие стихи Есенина – это своего рода отражение русской души во всём её калейдоскопическом многообразии. Души мятущейся, ищущей, порой неприкаянной... Возможно, в поисках неуловимых её флюидов люди постоянно устраивают паломничества по есенинским местам, покупают новые сборники давно уже заученных произведений, слушают песни на его стихи (есть ли более «песенный» русский поэт?).

Звучит песня на стихи С. Есенина «Мне осталась одна забава…»

3 минуты 25 секунд


- Сергей Александрович Есенин, сын крестьянина Рязанской губернии, Рязанского уезда, Села Константинова. Родился 3 октября 1895 года. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитания деду по матери.





- Стихи я начал писать с восьми лет, но сознательное творчество относиться к 16 – 17 годам. Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем что их не печатают, и грянул в Петербург. Там меня встретили радушно. Первым, кого я увидел, был Блок – говорил сам Есенин.

Между ними завязалась переписка. Из письма А. Блока к С. Есенину: «…Путь Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно. В литературе, пожалуй, всего труднее…»
















- Февральская революция застала Есенина на фронте в одном из дисциплинарных батальонов, куда он угодил за то, что отказался писать стихи в честь царя.

Слушают учителя.
















- Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Только не по совести счастье наготове,

Выбираю удалью и глаза и брови.

Как снежинка белая, в просини я таю

Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.















- Я по первому снегу бреду,

В сводне ландыши вспыхнувших сил.

Ветер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

Я не знаю, то свет или мрак?

В чаще ветер поет иль петух?

Может, вместо зим на полях

Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!

Греет кровь мою легкий мороз!

Так и хочется к телу прижать

Обнаженные груди берез.

О лесная, дремучая муть!

О веселье оснеженных нив!…

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бедрами ив.


Слушают учителя.


- Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Я понял, что я – игрушка,

В тылу же купцы да знать.

И, твердо простившись

С пушкой,

Решил лишь в стихах воевать.

Я бросил мою винтовку.

Купил себе “липу”, и вот,

С такою – то подготовкой

Я встретил семнадцатый год.

Общеучебные (П.), логические (П.), смыслообразование (Л.), умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.)

5.

Первичное закрепление и контроль

(10 мин)


- «… Я чувствую себя просветленным, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия. Я скоро завалю Вас материалом. Так много и легко пишется в жизни очень редко. Это потому что я один и сосредоточен в себе…» - так писал Есенин после поездки в Германию.





































- Любовь к родному краю поэт никогда и не мог спрятать – и именно за это в России его любят и почитают, как мало кого ещё из мира литературы. И никакие постоянные лирические заигрывания Есенина с разбойничеством, хулиганством и распутством не затмят в народной памяти непроизвольно высказанного им незадолго до смерти собственного жизненного кредо:


Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.


- Незадолго до смерти Есенин написал стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…», в котором в полной мере отражено ощущение одиночества, горькое сознание оторванности от жизни, характерное для поэта в последние годы жизни. Перед гибелью Есенин был особенно одинок. Он уехал от своей супруги, не находя с ней взаимопонимания. В данном стихотворении поэт делится с читателями безрадостными мыслями. Лирический герой обращается к некой героине, ярко вырисовывая образ чувственной, но бездушной женщины. Главной темой произведения становится несостоявшаяся любовь героя и героини, полное одиночество поэта, пришедшего к определённой черте в отношениях с женщинами и в жизни вообще.

Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик, где данное стихотворение читает сам автор.

Просмотр видеозаписи
(2 минуты 22 секунды)

- 3 октября 2015 года по всей стране прошли вечера, посвященные 120-летию со дня рождения великого русского поэта – Сергея Есенина.


Слушают учителя.







- В этом мире я только прохожий,

Ты махни мне веселой рукой.

У осеннего месяца тоже

Свет ласкающий, тихий такой.

В первый раз я от месяца греюсь,

В первый раз от прохлады согрет,

И опять и живу и надеюсь

На любовь, которой уж нет.

Это сделала наша ревнивость,

Посоленная белью песка,

И измята чья – то невинность,

И кому – то родная тоска.

Потому и навеки не скрою,

Что любить не отдельно, не врозь –

Нам одною любовью с тобой

Эту родину привелось.


- Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо.

Над куполом церковных глав

Тень от зари упала ниже.

О други игрищ и забав,

Уж я вас больше не увижу!

В забвенье канули года,

Вослед и вы ушли куда-то.

И лишь по-прежнему вода

Шумит за мельницей крылатой.

И часто я в вечерней мгле,

Под звон надломленной осоки,

Молюсь дымящейся земле

О невозвратных и далеких.


Слушают учителя.




































Просматривают видеозапись.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), целеполагание (Р.), смыслообразование (Л.), общеучебные (П.)

6. Домашнее задание

(3 мин)


- Дома я предлагаю вам проанализировать одно из стихотворений Сергея Есенина, относящееся к любовной лирике.

Записывают домашнее задание в дневники.

Общеучебные (П.)

7. Рефлексия

(5 мин)


- Сейчас я попрошу найти у вас на партах листы рефлексии, где вам предстоит оценить мероприятие в каждой графе по баллам от 1 до 3.

было интересно…

было трудно…

я участвовал в мероприятии активно…

мне понравилось творчество С. Есенина….

Работают над оцениванием мероприятия.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), логические (П.)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!