СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая битва существительных с глаголами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великая битва существительных с глаголами». Урок обобщения в 6 классе. Цели урока. Образовательные. Закрепить изученное о глаголах и существительных. Развивающая. Учить умению анализа языковых фактов. Воспитательная. Прививать интерес к языкознанию. Ход урока. А. Вступительная часть. Актуализация. 1. Представление воюющих сторон. Команды «Существительные» и «Глаголы» представляют себя как часть речи (определения). 2. «Иду на вы». Команды зачитывают ультиматумы. «Мы, глаголы, считаем себя самой главной частью речи и требуем, чтобы вы, существительные нам повиновались. Вы должны отныне стоять в том падеже, какой мы от вас потребуем. Вы должны согласовывать с нами все свои признаки. Вы будете обязаны спрягаться по лицам и числам. Больше вам не быть среди главных членов предложения. Вам придется уничтожить до основания свою главную крепость – «Назывное предложение», где вы обходились без нас. Предложениям «Мороз и солнце. День чудесный!» больше не бывать!» «Мы, имена существительные, считаем себя главной частью речи и требуем, чтобы вы, глаголы, нам повиновались. Вы перестанете изменяться по лицам. Каждый глагол обязан будет иметь свое собственное лицо. Все непереходные глаголы в кратчайший срок обязаны стать переходными и научиться дружить с существительными в винительном падеже. Требуем срочно окончить курс переподготовки всем глаголам несовершенного вида и стать совершенными. Вы потеряете право называться главным членом предложения и будете выполнять работу дополнений, определений и обстоятельств. Требуем выдать нам вашего предводителя – повелительное наклонение. 3. Посредники. Выбирается комиссия для урегулирования споров. Кто в нее войдет? Наречия близки глаголам, прилагательные слушаются существительных. Предлог тоже за них. Избирают Междометие. В. Игра. 1. Набор бойцов. (Написать на листе как можно больше глаголов или существительных на заданную букву). 2.» В каком полку служили?» Распределить части речи по группам – совершенного и несовершенного вида, 1 или 2 спряжения, по склонениям, одушевленные и неодушевленные. Слова на карточках в виде лото. 3. Инструктаж перед боем у существительных и глаголов. Чтение наизусть Фета «Шепот, робкое дыханье…», стихов о глаголе. 4. «И грянул бой!» Существительные хватают глаголы. Глаголы ловят существительные. Превратите их в свою часть речи, обозначьте суффиксы и приставки, не говоря уже о корнях и окончаниях. ( Слова на доске. Бить - бой, делать – дело. Стройка – строить. Указка – указывать.) 5. «Приказано уничтожить». Спецзадание. Грамматическое значение слова заключено в его окончании. Нужно его укрепить(правильно написать) или ликвидировать( выделить). Команды выделяют окончания во вражеских частях речи или дописывают правильно в своей (2 лицо глаголов, существительные на – ий, –ия, -ие). 6. Минное поле. Вставить правильно буквы ( глаголы в слова с чередованием гласных, существительные в слова с безударными гласными соответствующей части речи). 7. Госпиталь. В битве есть раненые. Нужно их подлечить (вставить пропущенную букву). 8. «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?» Кому вернуть суффиксы и окончания? ( На карточках –ть, -л-, -чик-, -щик-, -а-, -ну-, -тель-, ешь-, ишь-, -ок- и т.д.). 9. Перебежчики. Выявите «шпионов». Даны слова типа «ожег – ожог, печь». Какая часть речи? Аргументируйте ответ. 10. Детектор лжи. Веселое тестирование. Существительное. 1).Какие части речи обычно используют для игры в балду? А. Существительные. Б. Глаголы. В. Прилагательные. Г. Местоимения. 2). Как называют имя существительное, которое отвечает на вопрос «Кто?»? А. Душевное. В. Духовное. Б. Одухотворенное. Г. Одушевленное. 3). Как называются все падежи, кроме именительного? А. Дополнительные. В. Вспомогательные. Б. Побочные. Г. Косвенные. 4). Как, в отличие от всех остальных падежей, называется именительный падеж? А. Основной. В. Генеральный. Б. Прямой. Г. Центральный. 5). Какой падеж есть в русском языке? А. Творящий. В. Творческий. Б. Творительный. Г. Благотворительный. 6). Какого падежа в русском языке не существует? А. Дательный. В. Творительный. Б. Подложный. Г. Винительный. 7). Какие бывают слова в русском языке? А. Несгибаемые. В. Неподкупные. Б. Несклоняемые. Г. Негнущиеся. 8). Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома? А. Род. В. Число. Б. Падеж. Г. Время. 9). Какое из этих слов мужского рода? А. Мышь. В. Тюль. Б. Лень. Г. Тень. 10). Какого рода имя существительное «туш»? А. Мужского. В. Среднего. Б. Женского. Г. Общего. Глаголы. 1). Какой «частью речи» великий русский поэт Пушкин предлагает жечь сердца людей? А. Существительным. В. Прилагательным. Б. Глаголом. Г. Наречием. (Стихотворение «Пророк».) 2). Какой формой глагола является инфинитив? А. Неизвестной. В. Непонятной. Б. Неопределённой. Г. Неопознанной. 3). Какое время есть у русских глаголов? А. Настоящее. В. Натуральное. Б. Реальное. Г. Нынешнее. 4). Какое время есть у наших глаголов? А. Прошедшее. В. Пробежавшее. Б. Проползшее. Г. Пролетевшее. 5). От какого русского глагола происходит существительное «петух»? А. Петушиться. В. Петь. Б. Пить. Г. Петлять. 6). Какой из этих глаголов совпадает с фамилией замечательного художника? А. Бежал. В. Шагал. Б. Лежал. Г. Сидел. (Марк Шагал, живописец и график.) 7). О каком из этих слов можно уверенно сказать, что это глагол? А. Опал. В. Марал. Б. Шагал. Г. Сказал. 8). Какой из этих глаголов на уроке химии может быть именем существительным? А. Сразит. В. Победит. Б. Осилит. Г. Опередит (Победит - это металлокерамический твёрдый сплав.) 9). От названия какой игры в русском языке образован глагол со значением «отослать, отправить к другим, в другие инстанции»? А. Футбол. В. Хоккей. Б. Баскетбол. Г. Волейбол. (Отфутболить жалобу, отфутболить просителя.) 10). Какой из этих «кулинарных» глаголов является синонимом глаголу «заботиться»? А. Жариться. В. Печься. Б. Вариться. Г. Тушиться. (Печься о народном благе. Только о себе и печётся.) С. Итоги игры « Тогда считать мы стали раны…» (Подсчет баллов и орденов). Во время игры ведется «карта боевых действий». Какую тему вы плохо повторили? Эту территорию захватил противник! «Мирное соглашение». «Мы, имена существительные и глаголы, (день, месяц, число) прекращаем военные действия и заключаем мирный договор. И существительные, и глаголы могут быть главными членами предложения. И работать им вместе согласованно в прошедшем времени. Существительные имеют право склоняться по падежам, а глаголы – спрягаться по лицам. Но в прошедшем времени глаголы будут изменяться по родам. За эту уступку глаголы могут управлять существительными в косвенных падежах. Все остальные признаки этих частей речи останутся неизменными, чтобы богаче и выразительнее был наш русский язык.»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!