Петрова Л.Г.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Большекатрасьская СОШ»
Чебоксарского района
ТЕМА: «ВЕЛИКАЯ ЛЮДЯМ ПРОВЕРКА ИДЁТ!
(Урок по повести «Непокоренные» Бориса Леонтьевича Горбатова) Цели урока 1) определить идею произведения, 2) развивать умение анализировать текст, устную и письменную речь, 3) воспитывать чувство патриотизма, чувство ответственности за свои поступки. Оборудование: повесть Б. Горбатова «Непокоренные», мультимедийная презентация. Ход урока I. Оргмомент. Звучит песня «Священная война» (музыка А. Александрова, слова Лебедева-Кумача). II. Слово учителя. В годы Великой отечественной войны советский народ как один стал на защиту своей Родины. На фронтах сражались солдаты, в тылу, не жалея себя, трудились женщины, старики и дети. На оккупированной немцами территории тоже шла борьба - жизнь простых людей была сродни геройству солдат на фронте. Сегодня мы с вами проанализируем повесть Б. Горбатова «Непокоренные». Эпиграфом урока я взяла слова Б. Васильева:
…честь, совесть, долг, порядочность, надёжность – самое важное из того, что даёт человеку жизнь.
Обладая таким богатством, можно выстоять в любых,
даже невыносимо тяжёлых обстоятельствах.
Выстоять и победить.
III. Сообщение о Б. Горбатове.
Горбатов Борис Леонтьевич - советский писатель, сценарист. Он родился в Луганске в 1908 году. Во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом. Волею судьбы Горбатов оказывался на фронте во время освобождения Донбасса. Только-только фашисты были разгромлены под Сталинградом (2 февраля 1943), и вот менее чем через две недели, 14 февраля 1943 года, войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Н. Ф. Ватутина вошли в Луганск-Ворошиловград. За 212 дней оккупации некогда процветающий город обнищал, заводы и фабрики лежали в руинах, на лицах жителей поселился ужас от пережитого. Именно таким Луганск-Ворошиловград предстал перед глазами Бориса Горбатова. В этом же году Б. Горбатов написал повесть «Непокоренные», в 1946 г был награжден Сталинской премией за это произведение. IV. Лексическая работа.
-Ребята, найдите прилагательные к слову «война». (Отечественная, священная, народная, кровавая, освободительная, справедливая, кровопролитная, жестокая, беспощадная). - С чем ассоциируется у вас слово «война»? ( Борьба, мужество, героизм, партизаны, солдаты, армия, подпольщики, предательство, предатель, страх, ужас, плен, унижение, насилие, кровь, уничтожение, расстрел, концлагерь, геноцид, холокост, смерть, голод, нищета, холод, расставание, жестокость, бесчеловечность, вдовы, сироты).
V. Беседа по повести.
-Назовите главных героев произведения (Семья Тараса Яценко: сам Тарас (60лет), его жена Ефросинья, их дети Степан, Андрей, Никифор, Настя, внуки Ленка (13 лет) и Марийка (6 лет, невестки Антонина и Валя).
-Расскажите, какой стала жизнь советских людей на оккупированной немцами территории.
« Тарас заметил, что людей на улицах нет. Так тихо, словно не в городе, а на кладбище. Словно у города вырвали язык, и не может он ни кричать, ни петь, ни смеяться, а только тихо стонет, как глухонемой, которому от его немоты больно». «Какие-то тени мелькают вдоль заборов, торопливо перебегают перекресток, скрываются в подворотнях. Где-то там, за закрытыми ставнями, шевелится, ворочается жизнь, но ни громкий голос, ни песни, ни плач не пробиваются сквозь щели. Даже дым из печей — тощий и бледный: может быть, оттого, что топить нечем; может быть, оттого, что варить нечего. Дымок подымается, дрожит в небе и тает быстро и пугливо». «Мимо Тараса пробежало несколько знакомых, он окликнул их почему-то шепотом, — словно и на него уже действовала настороженная тоскливая тишина улиц, и он уже говорил шепотом в своем родном городе, — они не услышали его и не обернулись. У людей появилось какое-то странное движение шеей, такого и не было никогда: быстрое, испуганное от привычки озираться. Люди боялись встреч». «Тут же на базаре, под ногами живых людей, где-нибудь у тротуара, лежат, скорчившись, мертвые. Живые осторожно обходят их и отворачиваются, стараются не глядеть, — в стеклянных глазах покойника им чудится их собственный завтрашний день. В городе привыкли к мертвым». «Над домиком Тараса, как и над каждым домиком в городе, черной тенью распластался страх». «Дом больше не служил убежищем человеку. Замки не оберегали ни его жизнь, ни его имущество. Люди редко жили или спали в домах. Они прятались в погребах и сараях». «Нищета разоренных сел пришла сюда, на базар, и встретилась с голодной нищетой распятого города. Здесь зерно продавали стаканами, картофель - штуками, сахар - кусочками, - горькою мерою нищеты».
-Немцы унижают людей, угоняют в Германию, убивают всех евреев, не жалеют даже детей. «Улица, на которой жил Тарас, прятала шестилетнюю девочку. Полицейские дознались о ней и рьяно искали. Этого даже Тарас уразуметь не мог. «Неужто, — усмехнулся он, — германское государство рухнет, если будет жить на земле шестилетняя девочка?» Но полицейские продолжали рыскать по домам. У них появился охотничий азарт. Они, как псы, вынюхивали след».
Лексическая работа Геноци́д — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Холоко́ст — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования нацистской Германии. Жёлтая звезда или Лата (также «жёлтый знак» или «знак позора») — особый отличительный знак, который по приказу нацистов должны были носить евреи на подконтрольной властям Германии территории в период Холокоста. Латы служили для того, чтобы отличать евреев в общественных местах.
-Один из героев повести говорит, что «великая людям проверка идет». Как вы понимаете эти слова? (В трудную минуту каждый делает свой выбор…Война проверяла, есть ли у людей честь, совесть, долг, проверяла на порядочность, надёжность. -Расскажите о выборе Степана, Андрея, Насти и Тараса. В самом начале Тарас не хотел вмешивать себя в войну с фашизмом, отгородившись от всего мира в своем маленьком мирке, состоящем из дома и своих родных. Поэтому когда внук взволнованно вбежал в дом и сказал, что немцы в городе, он ответил: «Нас это не касается». Тарас находился во власти представления о том, что его это обойдет стороной. Об этом говорят все детали: плотно закрытые ставни, закрытая дверь, гробовая тишина в доме. Особенно ярко это вырисовывается в том, что хозяин увлеченно, я бы даже сказал, безумно увлеченно делает свои замки и засовы, словно бы пытаясь от кого-то закрыться, заслониться. Затем мы видим духовную эволюцию героя: Тарас отказывается работать на немцев, чинить танки, восстанавливать разрушенный завод. «Как жить, Тарас Андреич? — тоскливо спрашивал Назар. — Нет, ты мне сказки: как жить? Что делать?»- «А это решай каждый, как совесть велит, — отвечал Тарас.— Не покоряться!» Степан, его жена Валя стали партизанами. Настя тоже была подпольщицей, а отец не знал сперва об этом. Тарас размышлял о молодом поколении так: «Что они за племя такое, что за народ эти молодые, нынешние? Где уж им! На папашины деньги учились, горя не видели, почем фунт лиха - не знают». Тарас ошибся насчет Насти. Его дочь фашисты убили за подпольную работу. Лиза же, подруга Насти, решила, что «война все спишет». Тарас Лизе возражает: «Нет, врешь, Лиза. Не спишет. Все запишет война. Ничего не простит, ничего не забудет. Поимей это в виду, девушка! Вернутся наши, поставят нас перед собой и своими чистыми глазами в душу глянут. В самую душу. И все увидят: кто ждал, кто верил, а кто - продал, забыл». Андрей, другой сын Тараса, стал предателем.
VI. Инсценировка Тарас: «Как же ты в плен попал, Андрей?» Андрей: «Как? Как все попадают. Ну, окружение...Налетели немцы... Я на винтовку поглядел: что с ней делать? Бесполезное оружие!.. Я ее бросил и сдался...» Тарас (громко, возмущенно): «Сдался? Сдался, чертов сын?» Наступило молчание. Ленька (с досадой, отводя от Андрея глаза): «Эх, дядя! Как же это ты? Я б нипочем не сдался». Андрей (рассердившись): «Не сдался б? Ты! Щенок! Вояка! Все вы тут, погляжу, вояки! Смерти не нюхали, немца не видели, а тоже... рассуждаете. Что ж, я один против немца? Их сила... А я?» Тарас (кричит): «А умереть у тебя совести не было! Всех ты обманул! И Россию, и жену, и меня, старого дурака, и мое ожидание». Тарас круто повернулся и ушел к себе, сильно хлопнув за собой дверью Андрей (Насте): «И ты служишь?» Настя: «Я? Нет!» Андрей: «А что же делаешь?» Настя: «Я прячусь». Андрей: «Прячешься? От кого же?» Настя: «От всего. От Германии. От службы. От немецкого глаза» Андрей: «Как же ты... прячешься?» Настя: «А так... Хоронюсь, не высовываюсь. У меня теперь вся жизнь в том, чтобы прятаться Автор: «И Андрей с удивлением и даже завистью подумал: «А они тут свою войну с немцами ведут; малую, конечно, войну, но гляди-ка, какую непримиримую. Андрей ушел из дома в Красную Армию и беспощадно воевал с немцами.
-Как вы понимаете слова Тараса: «Думают, как бы свою жизнь спасти, а надо бы думать, как спасти душу» ( Это жить с честью, по совести, исполнить свой долг, остаться порядочным и надежным человеком).
Вывод: Благодаря таким людям, как Тарас, Степан, Настя, Ленька, советский народ победил в Великой отечественной войне.
VII. Задание на дом: «Написать письмо Тарасу Яценко».
VIII. Подведение итогов.