Дата. 19.09.2017 г. 9 класс
Урок 5. «Великие равнины России Восточно-Европейская и Западно-Сибирская»
Цели урока:
образовательная
- Раскрыть особенности Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин как природных регионов.
-Выявить особенности рельефа, климата, природных зон Восточно-Европейской и Западно- Сибирской равнин.
- Сформировать образы великих равнин России.
развивающая
- развивать умение работать с картами, текстом учебника, картинками.
воспитывающая
чувство любви и гордости к Родине, экологическое воспитание
Основное содержание: географическое положение Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнин. Особенности рельефа и климата великих равнин России. Природные зоны.
Способы действий учащихся: на основе анализа физической и тектонической карт России сравнить Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины, выявить их особенности; с помощью различных источников информации создать образы равнин.
Ценностный компонент урока: Уникальность великих равнин России как природных регионов.
Способы действий учащихся: сравнить различные виды снимков из космоса, анализировать.
Оборудование (УМК): физическая карта мира полушарий, учебник географии 9 класс – серия «Полярная звезда» А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина, - Москва «Просвещение», компьютерная презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы, формы и приемы: наглядный, дискуссионный, практический, ИКТ, работа в парах.
Ход урока
Организационный. Организация класса на готовность к уроку.
Актуализация опорных знаний.
Что такое рельеф?
Перечислите основные формы рельефа?
Как равнины различаются по высоте?
Как горы различаются по высоте?
Мотивация. Реши загадку.
Мы шли к ней длинным перевалом,
Завал, штурмуя за завалом.
Потом карабкались на кручу,
Набрав камней в ботинки кучу.
И вот взошли на пик, ура!
Ты покорилась нам…(Гора).
У этой равнины есть сток в океан,
Свои в ней низины, и свой в них туман.
В зеленых ладонях лежит, многогран,
Роман многотомный народов и стран.
Пылают над нею века-облака,
Здесь небо синее, нежнее река.
И селится густо люд всяк там и тут.
Но все-таки Русской равнину зовут!
О какой равнине идет речь?

О какой равнине идет речь?
Определяем тему и цель урока.
Изучение нового материала
Практический, исследовательский метод получения информации по картам. Фронтальная беседа.
Начинается с показа на физической карте величайших равнин России — Восточно-Европейской и Западно-Сибирской. Работа с картами атласа и приложением учебника на с.226 Определить формы рельефа Восточно- Европейской и Западно-Сибирской равнины с. 226.
Назовите крупные реки
Работа с тектонической картой с. 232-233. Ответить на вопросы:
- Какая платформа лежит в основании Русской равнины, какая - в основании Западно-Сибирской равнины? Как они различаются по возрасту?
- Определите какие полезные ископаемые залегают на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах.
-Определите, что повлияло на создание рельефа равнин?
-Определите крупные города равнин.
По карте климатических поясов и областей на с.235 Определите климатические пояса и типы климата равнин. Что вы можете сказать об увлажнении территории.
Природные зоны определить по карте на с.238.Широколиственных лесов в Западной Сибири - нет. С чем это связано. Для того, чтобы ответить на этот вопрос проработайте текст учебника на с.18-19.
Первичное закрепление знаний.
Определить о какой равнине идет речь.
Установите соответствие между равниной и ее природными особенностями.
1. Русская.
2. Западно-Сибирская.
1 вариант- буквы 2 вариант цифры
A. Имеет плоский низменный рельеф.6
Б. В основании равнины лежит молодая платформа.5
B. Площадь около 3 млн. кв. км.4
Г. Основная природная зона — тайга.3
Д. Крупнейшая река — Волга.2
Е. Крупнейшая река — Обь .1.
Ответ 1 вариант Ответ 2 вариант
1 – В, Д 1.- 4,2
2 – А, Б, Г, Е 2.-6, 5, 3, 1
Работа в парах. Заполнить таблицу.
Равнина | Тектоническое строение | Типы климата | Природные зоны | Крупные реки | Полезные ископаемые | Крупные города |
| | | | | | |
| | | | | | |
Установите соответствие между равниной и ее природными особенностями.
1. Русская.
2. Западно-Сибирская.
A. Имеет плоский низменный рельеф.
Б. В основании равнины лежит молодая платформа.
B. Площадь около 3 млн. кв. км.
Г. Основная природная зона — тайга.
Д. Крупнейшая река — Волга.
Е. Крупнейшая река — Обь.
Ответ
1 – В, Д
2 – А, Б, Г, Е
Укажите границы Западно-Сибирской равнины
Между Уральскими Горами на западе и долиной реки Енисей на востоке
На юге Алтай, Салаирский кряж и Кузнецкий Алатау
На севере Карское море
Все перечисленное верно
Главная особенность рельефа равнины:
Плоский рельеф
Заболоченность
Холмистый рельеф
Уклон к югу
Какой тип климата на Западно-Сибирской равнине?
Умеренно континентальный
Континентальный
Резко континентальный
Муссонный
Какая природная зона Западно-Сибирской равнины занимает наибольшую площадь?
Тундра
Лесотундра
Тайга
Степь
Какая форма рельефа является границей Западно-Сибирской равнины на западе?
Казахский мелкосопочник
Салаирский кряж
Кузнецкий Алатау
Уральские горы.
6. В основании равнины находится:
1) древняя платформа;
2) молодая платформа;
3) область молодой складчатости.
7Наибольшее количество осадков на территории равнины выпадает:
1) на северо-западе;
2) на северо-востоке;
3) на юго-востоке..
8. Рельеф Русской равнины представляет собой:
1) преобладание плоскогорий;
2) преобладание низменностей;
3) чередование возвышенностей и низменностей.
9. Самое высокое место равнины:
1) гора Большое Богдо;
2) Тиманский Кряж;
3) Хибины;
Домашнее задание: 1) изучить § 4; 2) ответить на вопросы 1, 3 и выполнить задания 2, 4, 7 на с. 21 учебника; 3) выполнить задания 6 на с.21
Подведение итогов. Выставление отметок.
7. Рефлексия.
Рефлексия

![]()



Ценностная (насколько значим материал)
Эмоциональная (какие чувства возникли)
Коммуникативная (как общались)
Познавательная (что узнали, чему научились на уроке)