СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великие равнины России: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыты особенности Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин как природных регионов

Просмотр содержимого документа
«Великие равнины России: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская»

Дата. 19.09.2017 г. 9 класс

Урок 5. «Великие равнины России Восточно-Европейская и Западно-Сибирская»

Цели урока:

образовательная

- Раскрыть особенности Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин как природных регионов.

-Выявить особенности рельефа, климата, природных зон Восточно-Европейской и Западно- Сибирской равнин.

- Сформировать образы великих равнин России.

развивающая

- развивать умение работать с картами, текстом учебника, картинками.

воспитывающая

чувство любви и гордости к Родине, экологическое воспитание

Основное содержание: географическое положение Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнин. Особенности рельефа и климата великих равнин России. Природные зоны.

Способы действий учащихся: на основе анализа физической и тектонической карт России сравнить Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины, выявить их особенности; с помощью различных источников информации создать образы равнин.

Ценностный компонент урока: Уникальность великих равнин России как природных регионов.

Способы действий учащихся: сравнить различные виды снимков из космоса, анализировать.

Оборудование (УМК): физическая карта мира полушарий, учебник географии 9 класс – серия «Полярная звезда» А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина, - Москва «Просвещение», компьютерная презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы, формы и приемы: наглядный, дискуссионный, практический, ИКТ, работа в парах.

Ход урока

  1. Организационный. Организация класса на готовность к уроку.

  2. Актуализация опорных знаний.

Что такое рельеф?

Перечислите основные формы рельефа?

Как равнины различаются по высоте?

Как горы различаются по высоте?

  1. Мотивация. Реши загадку.

Мы шли к ней длинным перевалом,
Завал, штурмуя за завалом.
Потом карабкались на кручу,
Набрав камней в ботинки кучу.
И вот взошли на пик, ура!
Ты покорилась нам…(Гора).

У этой равнины есть сток в океан,
Свои в ней низины, и свой в них туман.
В зеленых ладонях лежит, многогран,
Роман многотомный народов и стран.
Пылают над нею века-облака,
Здесь небо синее, нежнее река.
И селится густо люд всяк там и тут.
Но все-таки Русской равнину зовут!

О какой равнине идет речь?

О какой равнине идет речь?

Определяем тему и цель урока.

Изучение нового материала

Практический, исследовательский метод получения информации по картам. Фронтальная беседа.

Начинается с показа на физической карте величайших равнин России — Восточно-Европейской и Западно-Сибирской. Работа с картами атласа и приложением учебника на с.226 Определить формы рельефа Восточно- Европейской и Западно-Сибирской равнины с. 226.

Назовите крупные реки
Работа с тектонической картой с. 232-233. Ответить на вопросы:

- Какая платформа лежит в основании Русской равнины, какая - в основании Западно-Сибирской равнины? Как они различаются по возрасту?

- Определите какие полезные ископаемые залегают на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах.

-Определите, что повлияло на создание рельефа равнин?

-Определите крупные города равнин.

По карте климатических поясов и областей на с.235 Определите климатические пояса и типы климата равнин. Что вы можете сказать об увлажнении территории.

Природные зоны определить по карте на с.238.Широколиственных лесов в Западной Сибири - нет. С чем это связано. Для того, чтобы ответить на этот вопрос проработайте текст учебника на с.18-19.

Первичное закрепление знаний.

Определить о какой равнине идет речь.

Установите соответствие между равниной и ее природными особенностями.

1. Русская.

2. Западно-Сибирская.

1 вариант- буквы 2 вариант цифры

A. Имеет плоский низменный рельеф.6

Б. В основании равнины лежит молодая платформа.5

B. Площадь около 3 млн. кв. км.4

Г. Основная природная зона — тайга.3

Д. Крупнейшая река — Волга.2

Е. Крупнейшая река — Обь .1.

Ответ 1 вариант Ответ 2 вариант

1 – В, Д 1.- 4,2

2 – А, Б, Г, Е 2.-6, 5, 3, 1

Работа в парах. Заполнить таблицу.

Равнина

Тектоническое

строение

Типы климата

Природные зоны

Крупные реки

Полезные ископаемые

Крупные города

















Установите соответствие между равниной и ее природными особенностями.

1. Русская.

2. Западно-Сибирская.

A. Имеет плоский низменный рельеф.

Б. В основании равнины лежит молодая платформа.

B. Площадь около 3 млн. кв. км.

Г. Основная природная зона — тайга.

Д. Крупнейшая река — Волга.

Е. Крупнейшая река — Обь.

Ответ

1 – В, Д

2 – А, Б, Г, Е

  1. Укажите границы Западно-Сибирской равнины

  1. Между Уральскими Горами на западе и долиной реки Енисей на востоке

  2. На юге Алтай, Салаирский кряж и Кузнецкий Алатау

  3. На севере Карское море

  4. Все перечисленное верно

  1. Главная особенность рельефа равнины:

  1. Плоский рельеф

  2. Заболоченность

  3. Холмистый рельеф

  4. Уклон к югу

  1. Какой тип климата на Западно-Сибирской равнине?

  1. Умеренно континентальный

  2. Континентальный

  3. Резко континентальный

  4. Муссонный

  1. Какая природная зона Западно-Сибирской равнины занимает наибольшую площадь?

  1. Тундра

  2. Лесотундра

  3. Тайга

  4. Степь

  1. Какая форма рельефа является границей Западно-Сибирской равнины на западе?

  1. Казахский мелкосопочник

  2. Салаирский кряж

  3. Кузнецкий Алатау

  4. Уральские горы.

6. В основании равнины находится:

1) древняя платформа;

2) молодая платформа;

3) область молодой складчатости.

7Наибольшее количество осадков на территории равнины выпадает:

1) на северо-западе;

2) на северо-востоке;

3) на юго-востоке..

8. Рельеф Русской равнины представляет собой:

1) преобладание плоскогорий;

2) преобладание низменностей;

3) чередование возвышенностей и низменностей.

9. Самое высокое место равнины:

1) гора Большое Богдо;

2) Тиманский Кряж;

3) Хибины;

Домашнее задание: 1) изучить § 4; 2) ответить на вопросы 1, 3 и выполнить задания 2, 4, 7 на с. 21 учебника; 3) выполнить задания 6 на с.21

Подведение итогов. Выставление отметок.

7. Рефлексия.

Рефлексия

Ценностная (насколько значим материал)

Эмоциональная (какие чувства возникли)

Коммуникативная (как общались)

Познавательная (что узнали, чему научились на уроке)