Музыкально - дидактическое пособие «Веселые нотки»
Тема:
«Знакомство с элементами музыкальной грамоты детей старшего дошкольного возраста».
Цель:
Дать понятие об основных элементах нотной грамоты
Задачи:
Вызвать интерес к изучению музыкальной грамоты
Познакомить детей с элементами музыкальной грамоты: нота, ключ, нотный стан
Разучить названия нот
Развивать творческие способности, расширять кругозор детей
Наглядность:
Демонстрационный альбом «Весёлые нотки
Альбом для практических заданий «Веселые нотки»
Музыкальный кубик
Звучащие перчатки
Диск с м/ф «До, ре, ми»
Слайды «Музыка» (ноты. гамма)
Возрастная группа:
Воспитанники подготовительной к школе группы
Формы проведения
Традиционные занятия
как, прием, при разучивании песни,
выработке навыка правильного пения).
Музыкально – дидактические игры
Блочные занятия
Совместная деятельность
Творческая деятельность
1 тема
«Знакомство со звуками. Звуки-шумы».
На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы.
Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы. И даже самые слабые звуковые волны воздействуют на нас помимо нашей воли.
Шум может быть приятен или неприятен, в зависимости от нашего настроения. Иногда мы говорим "шум дождя", а иногда - "музыка дождя" Правда красиво звучит?
Но шумы нельзя превратить в ноты, хотя многие музыкальные инструменты научились ПОДРАЖАТЬ им.
Есть еще звуки речи из которых складываются слова.
Но самые интересные - это МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ
Только самый внимательный сможет услышать их голоса, познакомиться с ними, подружиться и тогда звуки помогут освоить музыкальную азбуку и попасть в Страну большой Музыки!
Все на свете дети знают
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот.
Гул машины во дворе
Лай собаки в конуре
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки - шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки -
Музыкальные есть звуки.
Задание
Теперь посмотрим, кто внимательный тот сразу найдет музыкальные и шумовые звуки.
2 тема
«Где живут звуки?»
Вот пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем.
"Нотоносец" дом зовут, знаки-ноты в нем живут
А по другому этот дом называется "Нотный стан" и живет в нем много жителей, живут они одной большой дружной семьей, которая называется - НОТЫ
Ноты - живут весело и дружно. У этих нот даже хвостики веселые есть. У всех нот своя работа в доме. Кто-то выполняет свою работу быстро, а кто-то очень медленно, вдумчиво. От этого и выглядят ноты по-разному.
Задание
Изобразить нотки медленные, и быстрые.
3 тема
«Каким ключом открывается дом?»
Ну, где живут ноты мы разобрались. У них есть прекрасный дом, который называется НОТНЫЙ СТАН
А вот как же попасть в этот дом и куда исчезли все жители. Ася решила, что именно фея Сольмина знает куда все исчезли. Не успела она так подумать, как сама фея появилась рядом с девочкой.
-"Знаю о чем ты задумалась, Ася. Ноты действительно исчезли, но вот куда ты сама сейчас догадаешься. А подскажет тебе сказка о мудрой сове. Слушай."
Сказка о мудрой сове.
Жила в лесу очень мудрая и добрая сова. Всем лесным жителям та сова помогала. И вот...Как-то прилетела к ней птичка -
Серенькая синичка
Плакать, вздыхать начала
И речь такую повела:
Добрая сова, помоги,
От беды меня убереги.
Все знают, что я пою
Каждое утро песенку свою.
Я с ней солнышко встречаю
А сундуки те на замок закрыли
- Не горюй, я выручу тебя из беды, - успокоила сова птичку.
Взяла она ветку, начертила на земле НОТОНОСЕЦ и начала на нем что-то рисовать, приговаривая
Я сначала нарисую
Закорючку вот такую,
Дальше линию продлю,
На верхушке закруглю,
Ой, какой-то вышел гусь.
Я чуть-чуть его боюсь.
Нет! Я сделаю вот так:
Чтобы был не гусь, а знак,
Быстро линию прямую
Жирной точкой завершу я.
Вот и вышел ключ отличный,
А зовется он СКРИПИЧНЫЙ
Бери птичка этот ключик и лети к паукам сундуки открывать. Как только подлетишь к ним, послушай сначала, в котором из них твои нотки звучат, тогда тот сундук и отпирай.
Поблагодарила птичка - серенькая невеличка добрую сову и полетела за своими нотками.
Вот так помогла сова птичке вернуть ее песенку. А ноты были так благодарны птичке и сове за освобождение, что решили выстроиться в ряд и спеть свою песенку.
Задание
Спеть песенку нот.
В детских музыкальных альбомах обвести фломастером скрипичный ключ.
4 тема
«Домик"Нотоносец"
В домике "Нотоносце" как и в любом другом доме этажи начинаются с низу
. Все ноты - жильцы никогда не перепутают свое место в домике.
Нота ДО - ниже всех, у нее своя добавочная линеечка
Рядом с ДО живет нотка РЕ.
На первом этаже обитает нота МИ,
Между первым и вторым этажом устроилась нота ФА,
ее соседка нота СОЛЬ живет на втором этаже.
Этажом выше между второй и третьей линеечкой живет нота ЛЯ, она очень дружит со своей соседкой, которая живет на третьем этаже, нотой СИ.
И последняя нотка живет между 3 и 4 этажами - это тоже нота ДО
(родственница первой нотки ДО)
Звуки выстроились в ряд,
Получился звуков ряд (звукоряд)
. Музыкальная игра "Познакомимся!"
Знакомство предполагает быть необычным, т. к. каждый ребенок должен не назвать, а пропеть свое имя. Если "знакомиться" будут соседи постулу, тогда они встают, обращаясь друг к другу. Другой вариант - один ребенок называет себя всей группе. Педагог, обращаясь к каждому ученику, поет: "Девочка в синем, как тебя зовут?". При этом каждый раз он поет этот вопрос по-новому. Ребенок отвечает так же развернуто, например: "Мое имя Света", импровизируя мелодию ответа. Преподаватель, обращаясь к разнымдетям, поет свои вопросы, меняя интонацию, лад, размер, а ребенок сочиняет ответ в характере, который он ему задал.
Самое интересное задание, когда свое имя нужно не только пропеть, но изобразить мелодию нотами в своих музыкальных альбомах.
Отталкиваясь от речевой интонации, обычно в своем пении ребята произносят имя на низких звуках. Задачей педагога является помочь им спеть найденные интонации в их певческом диапазоне.
Музыкальная игра «Музыкальный кубик мой»
Если тихо – он молчит,
А под музыку звучит.
Нам сыграет ритм любой
Музыкальный кубик мой!
(дети стучат кубиком ритм по карточке или по примеру взрослого )
Мы в музыкальную игру
Сегодня поиграем,
Мы кубик разноцветный мой
Легонько вверх бросаем.
Ярким боком кубик ляжет,
Нотки цвет он нам покажет
К нужной нотке подойдем
И задание прочтем!
Дети песенки поют,
В гости музыку зовут!
Задание: угадать нотку, пропеть ритмический рисунок. Сочинить песенку
Игра «Звучащие перчатки»
Перчатки научатся звучать стоит пальцам встретится друг с другом или с твердой поверхностью. В нашем случае – с беззвуковой клавиатурой. «Звучащие перчатки» придают особую прелесть пальчиковой гимнастике на логоритмике, сопровождая приговорки и движения музыкальным сопровождением.
На беззвучной клавиатуре в детском музыкальном альбоме под музыку дети имитируют игру на инструменте, отстукивая пальцами ритм.