(На доске висят две иллюстрации – на одной изображена зима, а на другой весна) Посмотрите на доску. Что вы видите? Какое время года изображено на первой картине? А на второй? Что помогло вам отличить зиму от ранней весны? – Откройте учебник на с. 38. – Какое время года изобразил художник? – По каким признакам вы узнали это время года? – Прочитайте тему урока. Как назвали весну авторы учебника? – Как вы думаете, почему? – Слышали ли вы о народных приметах прихода весны? – О каких? – Давайте ознакомимся с приметами, которые расположены на доске. – Почему они называются народными? (Люди наблюдали долгое время за явлениями природы и сделали выводы.) Для начала мы поговорим с вами об изменениях происходящих в мире растений и приметах связанных с растительным миром. Что же происходит с растениями весной? – Солнышко весной пригревает всё ярче, и вот уже радуют глаз первые цветы. Давайте посмотрим на растения на с. 40. – Найдите подснежник. Как вы думаете, почему он так называется? Подснежник — самое раннее растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми тёплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. К сожалению, не все люди могут наслаждаться красотой цветов в природе. Многие рвут цветы. – Какие ещё растения изображены на картинках? Это весенний первоцвет – мать-и-мачеха. Люди давно полюбили эти цветы не только за красоту, но и за их целебные свойства. Но почему же это растение получило такое название? В середине мая, когда растение отцветает, появляется розетка из листьев. Снизу они мягкие и тёплые (мать), сверху жёсткие и холодные (мачеха). Отсюда и название растения – мать-и-мачеха. Медуница – это ещё один из первых весенних цветов, зацветает дней через десять после мать-и-мачехи и цветёт весь май. Медуница тоже является лекарственным растением. (Учитель показывает иллюстрацию с прилетом птиц) – Ребята, давайте вспомним еще одну примету весны. – Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной? – Почему они улетали? – Почему возвращаются с приходом весны? (Стало теплее, появились насекомые) – Какое важное событие происходит в жизни птиц весной? – Посмотрите на птиц на с. 40. Скажите, какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной? - Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех. Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад вперёд по пашне вскачь, А зовётся птица…(грач) Мы очень хорошо поработали, а теперь я предлагаю вам отдохнуть. Встали и потихоньку вышли из-за парт. (Физминутка) Грачи Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы) Чёрные сидят грачи (присели) Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой) Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны) Греются на солнышке, (погладить себя по рукам) Головой вертят, (повороты головой вправо, влево) Полететь хотят. (руки в стороны – взмах) Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках) Полетели, прилетели (летают) И опять все в гнёзда сели. (присели) А какие приметы вы знаете связанные с животными? (Пробуждение из спячки медведя, барсука и тд, заяц меняет цвет, происходит линька) |