СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Вездеходы" Программа деятельности д/п клуба по месту жительства "Олимп"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа деятельности клуба по месту жительства "Вездеходы"

Просмотр содержимого документа
«"Вездеходы" Программа деятельности д/п клуба по месту жительства "Олимп"»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей детский (подростковый) центр

«Смоленские дворы» города Смоленска















ВЕЗДЕХОДЫ



ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛУБА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА













ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский (подростковый) центр «Смоленские дворы» города Смоленска

Клуб

Клуб по месту жительства «Олимп»

Наименование программы

Программа деятельности «Вездеходы» клуба по месту жительства «Олимп»

Год корректировки

2014 год

Разработчики и исполнители

Педагог-организатор Г.В. Новикова, педагог дополнительного образования О.В. Селиверстова, педагог дополнительного образования Л.Ю. Минаева

Этапы реализации

Этап апробации: 2012 – 2013 учебный год

Основной этап: 2014 – 2015учебный год

Актуальность

Реальность современной жизни указывает на ряд острых социальных проблем: значительная деформация структуры и содержания свободного времени современных подростков; резкое сокращение возможности для организованного, содержательного развивающего досуга; ухудшение материального положения семей; отсутствие в семьях возможности обеспечения разностороннего развития ребёнка.

Воспитание детей в клубе по месту жительства является не только всесторонним, но и гармоничным. Все стороны личности формируются в тесной связи между собой.

Составной частью презентуемой программы является экология, которая используется как прикладная наука, дающая возможность через изучение и познание взаимосвязей различных систем в природе и взаимодействие их с человеком, научиться строить гармоничные отношения с окружающим миром и приучает оценивать планируемые действия с точки зрения их влияния на свое личное окружение. У детей происходит расширение краеведческих знаний и овладение эколого-туристскими навыками и умениями. Повышение эколого-краеведческой культуры и формирование экологического сознания детей и подростков предусматривается за счёт выполнения общественно-полезных работ по благоустройству города, природной зоны и организации развивающего досуга.

Экологическая направленность программы удачно дополняет организация трудовой деятельности, повышая ее социальную значимость и осмысленность. Трудовая деятельность, со своей стороны, помогает лучше узнать и прочувствовать экологические проблемы города, что несет воспитательный эффект и способствует развитию активной гражданской позиции.

Цели и задачи

  • Создание в клубе единого воспитательного пространства для саморазвития, самоопределения, самоутверждения личности обучающегося, способного на сознательный выбор жизненной позиции.

  • Создание условий для формирования экологических знаний и туристических навыков.

  • Формирование и развитие навыков социального общения и группового взаимодействия.

  • Использование оздоровительных возможностей туризма, природных факторов как средства укрепления здоровья обучающихся.

  • Создание условий для вовлечения обучающихся в различные формы развивающей деятельности.

  • Воспитанию патриотических чувств.

  • Формирование активной жизненной позиции.


Ожидаемый результат

  1. Получение и пополнение знаний обучающихся о туризме и экологии, умение эффективно применять полученные теоретические знания на практике.

  2. Формирование устойчивого интереса к истории и культуре родного края.

  3. Формирование умения обучающихся самостоятельной организации собственного рационального досуга.

  4. Организация социально-значимой деятельности подростков.

  5. Развитие творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.

  6. Формирование установки на здоровой образ жизни.

  7. Формирование успешно функционирующего детского коллектива клуба, на уровне самоорганизации и самоуправления.

Нормативное обеспечение

Федеральный закон от 21.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Программа развития МБОУ ДОД ДПЦ «Смоленские дворы» на период 2013 – 2018 г.».

План работы МБОУ ДОД ДПЦ «Смоленские дворы».

Устав МБОУ ДОД ДПЦ «Смоленские дворы».

Правила внутреннего трудового распорядка МБОУ ДОД ДПЦ «Смоленские дворы».

Должностная инструкция педагога-организатора.

Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

Положение о клубе МБОУ ДОД ДПЦ «Смоленские дворы».

Положение об объединении МБОУ ДОД ДПЦ «Смоленские дворы».

Пояснительная записка


В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. То есть это та область образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор обучающимся сфер и видов деятельности, направленных на развитие его потребности в общении, творчестве, социальной и культурной самореализации, профессиональном самоопределении. При этом дополнительное образование отвечает не только многообразию интересов обучающегося, но и возможности самостоятельного определения своего образовательного пути, темпов его прохождения.

Реальность современной жизни указывает на ряд острых социальных проблем, возникающих в подростковой среде. Значительной деформации подверглись структура и содержание свободного времени современных подростков. У них резко сократились возможности для организованного, содержательного развивающего досуга. Экономические перемены болезненно сказываются на материальном положении семьи и, соответственно, на детях. Далеко не каждая семья может обеспечить разностороннее развитие ребёнка.

Детский клуб, являясь учреждением дополнительного образования по месту жительства, даёт возможность каждому подростку реализовать свои возможности, получить те необходимые знания и навыки, которые интересуют его, причём абсолютно бесплатно.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


  • Создание в клубе единого воспитательного пространства для саморазвития, самоопределения, самоутверждения личности обучающегося, способного на сознательный выбор жизненной позиции.

  • Создание условий для формирования экологических знаний и туристических навыков.

  • Формирование и развитие навыков социального общения и группового взаимодействия.

  • Использование оздоровительных возможностей туризма, природных факторов как средства укрепления здоровья обучающихся.

  • Создание условий для вовлечения обучающихся в различные формы развивающей деятельности.

  • Воспитанию патриотических чувств.

  • Формирование активной жизненной позиции.



СРОКИ И МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Апробация программы прошла на базе клуба по месту жительства «Парус» (г. Смоленск, ул. Ломоносова, д.1/74). Данное помещение в мае 2013 года было изъято у МБОУ ДОД ДПЦ «Смоленские дворы» из оперативного управления. Основание – размещение в подвальном помещении, что не соответствует СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей». Педагог-организатор Новикова Г.В. продолжает работать в клубе по месту жительства «Олимп» (г. Смоленск, ул. Н-Неман, д.9).

Реализация программы «Вездеходы» в 2014-2015 учебном году проводится на базе клуба «Олимп».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Воспитание детей в клубе по месту жительства является не только всесторонним, но и гармоничным. Все стороны личности формируются в тесной связи между собой.

Традиционными составными частями воспитания выступают: умственное воспитание, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые сочетаются с развитием склонностей, задатков и способностей личности ребёнка. В развитии и формировании детей большое значение имеет физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, санитарно-гигиенической культуры.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности ребёнка имеет нравственное воспитание и развитие, гражданское и национальное воспитание, воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры.

Вместе с тем большое значение придается духовному росту детей, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них эстетических чувств и качеств, т. е. эстетическому воспитанию.

В целом можно говорить о том, что основополагающая цель воспитания - воспитание свободной, творчески развитой, социально ориентированной личности, способной к самореализации и саморазвитию. Решение данной цели возможно ряд задач, в числе которых:

- формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;

- приобщение к национальной и мировой культуре, развитие духовности;

- воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности;

- формирование у детей культуры межличностных отношений

- развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования;

- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

- профилактика асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений.

- укрепление взаимодействия с семьями воспитанников;

- поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Именно данные концептуальные подходы к воспитанию в целом и организации воспитательной работы в клубе по месту жительства в частности легли в основу разработки программы деятельности «Вездеходы».

Концептуальный тезис программы – организация активного, личностного развивающего досуга детей и подростков в период учебного года.

Экология в данной программе используется как прикладная наука, дающая возможность через изучение и познание взаимосвязей различных систем в природе и взаимодействие их с человеком, научиться строить гармоничные отношения с окружающим миром и приучает оценивать планируемые действия с точки зрения их влияния на свое личное окружение. У детей происходит расширение краеведческих знаний и овладение эколого-туристскими навыками и умениями. Повышение эколого-краеведческой культуры и формирование экологического сознания детей и подростков предусматривается за счёт выполнения общественно-полезных работ по благоустройству города, природной зоны и организации развивающего досуга.

Экологическая направленность программы удачно дополняет организация трудовой деятельности, повышая ее социальную значимость и осмысленность. Трудовая деятельность, со своей стороны, помогает лучше узнать и прочувствовать экологические проблемы города, что несет воспитательный эффект и способствует развитию активной гражданской позиции.

В основу программы положены следующие принципы воспитательной деятельности:

  • воспитание РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ, имеющей устойчивый интерес к знаниям, умеющий ставить задачи и выполнять их, осуществлять самоанализ и самокоррекцию;

  • воспитание СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, независимости суждений, способностью к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности, образа жизни;

  • воспитание ГУМАННОЙ ЛИЧНОСТИ, понимающей высокую ценность человеческой жизни, способной оказать помощь людям, стремящейся к миру, добрососедству, взаимопониманию;

  • воспитание ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ, имеющие развитые потребности в познании, самопознании, рефлексии, поиске смысла жизни, идеала в общении с искусством;

  • воспитание ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, обладающей развитым интеллектом, творческими способностями, способной к жизнетворчеству;

  • воспитание КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ, обладающей высоким уровнем культуры, толерантности, знающей и выполняющей правила поведения в обществе, уважающей традиции и обычаи других наций и народностей;

  • воспитание ПРАКТИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ, владеющей практическими умениями, необходимыми для жизни.

Прогнозируемый результат: успех, доброта, образование, красота, культура, порядок, активность, профессионализм, талант и здоровье.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

- в программе воспитательной работы представлены разнообразные стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;

- программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;

- содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;

- семья - равноправный участник воспитательного процесса в клубе;

- воспитание ребенка в социуме. Взаимодействие ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций;

- программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую.

Исходя из поставленных задач, воспитательная работа клуба ведётся по 8 основным направлениям:

  • социально-профилактическое (организация деятельности по формированию здорового образа жизни, организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ). Программа предполагает проведение работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе - встречи с инспектором по делам несовершеннолетних, социально-профилактическая работа против употребления ПАВ, в том числе - беседы с обучающимися о вреде курения, алкоголя и наркотиков; цикл мероприятий с обучающимися группы риска: определение причин отклоняющегося поведения, индивидуальное консультирование подростков и родителей, коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности в общении.

  • культурно-досуговое (организация и проведение массовых мероприятий),

  • патриотическое (гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, изучение национальных традиций, деятельность детских общественных организаций, организация природосообразной деятельности). Программа предполагает:

- ежемесячное участие в акции «Свет в окошке», проводимой с целью оказания посильной помощи ветеранам на дому (уборка в квартире, покупка продуктом и лекарств), поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с праздниками;

- проведение тематических пешеходных экскурсий «Тропинки Смоленщины», «День города»;

- проведение интеллектуальных игр «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», построенных на знаниях детей о родном городе, родной стране;

- организацию туристического похода «Бои на Западной Двине», с посещением музея Великой Отечественной войны в городе Велиж;

- сбор книг в подарок библиотеке им. Мишина;

  • спортивно-оздоровительное (организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума);

  • трудовое (организация трудовой деятельности детей, воспитание трудолюбия, культуры труда). В рамках реализации программы предполагается участие обучающихся в акциях «Трудовой десант», «Чистый двор, чистая улица – красивый город», к работе в составе трудовых бригад;

  • эстетическое (формирование эстетических знаний; воспитание эстетической культуры; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде; развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты; формирование эстетического идеала; формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, движениях, поступках, внешнем виде). Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность.

  • работа с активом (формирование самосознания, активной жизненной позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире);

  • работа с родителями (организация совместной деятельности клуба, семьи и школы, работа по половому просвещению, защищенность ребенка в семье) направлена на укрепление связи с родителями обучающихся. Как показывает опыт, в работе клуба задействованы родители детей, посещающие творческие объединения. Проблемным пока остается посещение родительских собраний, общая заинтересованность родителей в делах своих детей, участие родителей в клубных делах и мероприятиях. В период апробации программы традиционными мероприятиями по данному направлению деятельности стали:

- игры-соревнования «Арбузник», «Туристы народ находчивый!»;

- интеллектуальная игра «По истокам русской старины»;

- игровые программы «100 к одному», «Масленица широкая!».

Реализация программы предполагается использование различных форм работы, среди них: игры; занятия-практикумы; походы и экологические экспедиции; дискуссии; беседы и консультации; деловые игры и соревнования; коллективные творческие дела; праздники и шоу-программы; встречи с интересными людьми.

В числе используемых методов работы предусматриваются следующие:

  1. Наглядные (наблюдения, наглядные пособия, фильмы, выставки).

  2. Словесные (беседы, рассказы, чтение походных дневников).

  3. Практические (игры, элементарный опыт, моделирование ситуаций, анкетирование, тестирование).

Программа является творческой деятельностью педагога-организатора Новиковой Г.В. и представляет собой усовершенствованный вариант совокупности учебной, досуговой и воспитательной технологий.




План работы на 2015 – 2016учебный год


п/п

мероприятия

срок

Организационная деятельность

Составление программы деятельности клуба на учебный год

май

Заполнение социального паспорта клуба.

сентябрь

Приобретение необходимого инвентаря для работы клуба.

в течение года

Работа с депутатами Городского совета.

в течение года

Работа со специалистами центра – методист, заместитель директора, социальный педагог, педагог-психолог.

в течение года

Работа с инспекторами по делам несовершеннолетних.

в течение года

Формирование актива клуба из детей и подростков.

октябрь

Участие в игре «Выборы президента Детской Думы»

ноябрь

Организация работы творческих объединений «Экологический туризм», «Бумажные кружева», ИЗО-студия «Кузнечик»

в течение года

Диагностики «Ожидания родителей и воспитанников от посещения клуба по месту жительства» «Удовлетворенность детей и родителей работой клуба по месту жительства»

сентябрь

апрель

Гражданско-патриотическое и нравственное воспитание

Привлечение детей и подростков к организационному труду, воспитание дисциплинированности, осознанного отношения к общественному труду (работа трудовых бригад на базе клуба)

апрель-август

«Трудовой десант» - работа по благоустройству дворовой территории, уборке помещения клуба

ежемесячно в течение года

Работа по выявлению и помощи социально незащищенных и малообеспеченных семей (акции по сбору вещей, книг, игрушек «Твори добро», «Ты не один»)

октябрь

Экскурсии по Смоленску – «День города», «Тропинки Смоленщины»

сентябрь, февраль, апрель

Работа с ветеранами – сбор сведений о ветеранах, живущих в микрорайоне, беседы-сообщения в клубе, вечера встреч трех поколений – «Ветераны нашего двора», «Наши знаменитые земляки»

ежемесячно в течение года

Участие в городских и районных мероприятиях по патриотическому и нравственному воспитанию.

в течение года

Эстетическое воспитание.

Культурно-досуговая работа.

Организация постоянно действующих выставок детских творческих работ в клубе. Работа по их пополнению и обновлению

ежемесячно в течение года

Подготовка и проведение выставок на базе школ, библиотек и других учреждений города

ежемесячно в течение года

Посещение музеев, выставок, театров.

октябрь, март, май

Конкурсно-игровая диско-программа «Задавать все больше нам…»

сентябрь

Конкурсно-игровая программа «Экологическая мозаика»

октябрь

Конкурсно-игровая программа «Осень в гости к нам пришла»

ноябрь

Конкурсно-игровая диско-программа «Новогодний фейерверк»

декабрь

Игровая программа «Рождественские встречи»

январь

Тематический вечер «Рождественские гадания»

январь

Конкурсно-игровая программа «День святого Валентина»

февраль

Конкурсно-игровая программа «Мальчишки – наше все!»

февраль

Конкурсно-игровая программа «А, ну-ка, девушки!»

март

Спортивно-игровая программа «Масленица широкая»

март

Конкурсно-игровая программа «День смеха. Книга рекордов клуба»

апрель

Русские народные игры «Пасха»

апрель

Конкурсно-игровая программа «Ура! Каникулы начались!»

май

Спортивно-оздоровительная работа

Проведение спортивных игр на свежем воздухе

в течение года

Участие в межклубных, районных, городских соревнованиях, спортивных играх и мероприятиях.

в течение года

Игра-соревнование «Арбузник»

сентябрь

Соревнования «Новичок», «Осенняя тропа»

октябрь

Цикл экскурсий в Смоленское Поозерье

ноябрь

Соревнования «Лыжные гонки»

декабрь

Соревнования «Лыжня России»

январь

Эстафета «Туристы на лыжне»

февраль

Экскурсия на озеро Сапшо

март

Футбольные турниры во дворе

март

Соревнования «Переправа, переправа…»

апрель

Соревнования «Весёлые старты»

апрель

Экскурсии «Бои на Западной Двине»

май

Участие в соревнованиях по технике водного туризма

май

Трудовое воспитание

Организация дежурства для поддержания чистоты в клубе.

ежемесячно в течение года

Мелкий ремонт мебели силами ребят, посещающих клуб.

в течение года

Участие в акциях по уборке города, микрорайона, своего двора.

апрель-август

Уборка дворовой территории около клуба

ежемесячно в течение года

Работа с активом клуба

Выборы актива клуба

сентябрь-октябрь

Проведение сборов актива клуба с целью обсуждения работы клуба

ежемесячно в течение года

Подготовка и проведение клубных мероприятий

ежемесячно

Оформление силами актива клуба стендов, стенгазет, дневников походов.

в течение года

Проведение обучения актива клуба по подготовке и проведению вечеров отдыха, праздников и т. д. (коллективные творческие дела, практические занятия)

ежемесячно в течение года

Организация и проведение новогодних утренников для воспитанников детского сада «Буратино» силами актива

декабрь

Изготовление на участке детского сада «Буратино» снежных скульптур

февраль

Организация и проведение утренника «Праздник наших мам» для воспитанников детского сада «Буратино»

март

Организация и проведение игры-соревнования «Лесные звери» для воспитанников детского сада «Буратино»

май

Организация и проведение утренника «Выпускной бал» для воспитанников детского сада «Буратино»

май

Работа с родителями

Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий для детей и подростков

ежемесячно в течение года

Экскурсия для воспитанников и их родителей «День города»

сентябрь

Игра-соревнование для воспитанников и их родителей «Арбузник»

сентябрь

Игровая программа для воспитанников и их родителей «Масленица широкая!»

март

Подготовка е ежегодному фестивалю детского творчества

«А у нас во дворе»

декабрь

Организация бесед, индивидуальных консультаций родителей с педагогами клуба, специалистами центра для повышения уровня педагогических знаний

в течение года

Родительское собрание «Планирование. Обсуждение деятельности клуба на учебный год»

сентябрь

Консультации для родителей «Анализ работы клуба за первое полугодие. Корректирование плана воспитательной работы»

декабрь

Родительское собрание «Обсуждение деятельности клуба за год. Предложения по оптимизации работы. Планирование деятельности на следующий учебный год.»

май

Исследования «Ожидание родителей от посещения клуба по месту жительства детьми и подростками».

«Степень удовлетворенности родителей работой клуба по месту жительства»

сентябрь


апрель

Социально-профилактическая работа

Организация работы социального педагога, педагога-психолога с детьми и родителями

в течение года

Работа с инспекторами ПДН

в течение года

Работа по выявлению неблагополучных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию

в течение года

Привлечение «трудных» подростков и детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, к участию в клубных, районных и городских мероприятиях.

в течение года

Организация трудоустройства подростков, относящихся к категории «трудных» и попавших в трудную жизненную ситуацию

апрель-август

Диспут «Твой выбор» (пропаганда здорового образа жизни)

апрель-май

Работа с социумом

Сотрудничество с детским садом «Буратино» (проведение совместных мероприятий, праздников, спортивных эстафет)

в течение года

Постоянно действующая выставка детских творческих работ на базе библиотеки им. Мишина

в течение года

Презентация деятельности клуба для учащихся школ №№21, 17, 26

сентябрь-октябрь

Конкурсно-игровая программа для учащихся школ №№21, 17, 26 «Экологическая мозаика»

октябрь

Конкурсно-игровая программа для учащихся школ №№21, 17, 26 «Тайны космоса»

апрель

Календарно-тематический план работы


Сроки

Мероприятие

Место проведения

Ответственные

Отметка о выполнении

Гражданско-патриотическое и нравственное воспитание

В течение года

Участие в городских и районных мероприятиях по патриотическому и нравственному воспитанию.

По согласованию

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


В течение года (ежемесячно)

«Трудовой десант» по благоустройству дворовой территории клуба


Дворовая территория клуба «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Сентябрь, февраль, май

Работа с ветеранами – сбор сведений о ветеранах, живущих в микрорайоне, беседы-сообщения в клубе, вечера встреч трех поколений – «Ветераны нашего двора», «Наши знаменитые земляки»

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Сентябрь

Апрель

Экскурсии по Смоленску – «День города», «Тропинки Смоленщины».


Памятные и исторически значимые места города Смоленска

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Октябрь Февраль

Работа по выявлению и помощи социально незащищенных и малообеспеченных семей (акции по сбору вещей, книг, игрушек «Твори добро», «Ты не один»)

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


Май

Экскурсия «Партизанскими тропами»

Красный Бор

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Май- август


Работа трудовых бригад по уборке территории Ленинского района

Территория Ленинского района города

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Социально-профилактическая работа

В течение года

Работа с инспектором по делам несовершеннолетних

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


В течение года

Работа по выявлению неблагополучных семей, «трудных» подростков

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


В течение года

Организация досуга и трудоустройство «трудных» подростков

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


В течение года

Привлечение «трудных» подростков и детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, к участию в клубных, районных и городских мероприятиях.

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова, педагоги дополни тельного образования


Ноябрь

Апрель

Май

Профилактика вредных привычек – курение, алкоголь, наркотики. Диспут «Твой выбор»

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Эстетическое воспитание

В течение года

Организация постоянно действующих и обновляющихся выставок детских творческих работ в клубе.

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


В течение года (ежемесячно)

Подготовка и проведение выставок на базе школ, библиотек и т. д.


Учреждения культуры и образования города

Педагог-организатор

Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


В течение года

Оформление стенгазет, поздравлений с праздниками, помещений клуба

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


Октябрь

март, май

Посещение музеев, выставок, театров

Учреждения культуры города

Педагог-организатор Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


Культурно-досуговая деятельность

Сентябрь

Конкурсно-игровая программа «Задавать всё больше нам…»

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Октябрь

Интеллектуальная игра «Экологическая мозаика»


Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


Ноябрь

Конкурсно-игровая программа «Осень в гости к нам пришла!»

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Декабрь

Конкурсно-игровая программа «Новогодний фейерверк»

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


Январь

Конкурсно-игровая «Рождественские встречи»


Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


Январь

Вечер «Рождественские гадания»


Клуб «Олимп»

Педагог-организатор Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


Февраль

Конкурсно-игровая программа «День святого Валентина»


Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


Февраль

Конкурсно-игровая программа «Мальчишки - наше всё!»


Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


Март

Конкурсно-игровая программа «А ну-ка девушки!»


Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


Март

Игровая программа «Масленица широкая»

Двор клуба «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Апрель

Игровая программа «День смеха. Книга рекордов клуба»


Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Апрель

Русские народные игры «Пасха»

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Май

Конкурсно-игровая программа «Ура! Каникулы начались!»

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Спортивно-оздоровительная деятельность

В течение года

Организация подвижных игр на свежем воздухе

Двор клуба «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


В течение года

Участие обучающихся в межклубных, районных, городских соревнованиях, спортивных играх и мероприятиях.

По согласованию

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Сентябрь

Игра-соревнование «Арбузник»

Лесопарк Реадовка

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Октябрь

Соревнования «Новичок», «Осенняя тропа»

Лесопарк Реадовка

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Ноябрь

Пешеходная прогулка по Смоленскому Поозерью


Смоленское Поозерье

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Декабрь

Соревнования «Лыжные гонки»


П. Козьи горы

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Январь


Подготовка и участие в соревнованиях «Лыжня России»

По согласованию

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Февраль

Эстафета «Туристы на лыжне»


П. Козьи горы

Педагог-организатор

Г.В. Новикова



Март

Апрель

Соревнования «Весёлые старты»

Лесопарк Реадовка

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Май

Соревнования «Переправа, переправа…»

По согласованию

Педагог-организатор Г.В. Новикова


Май

Экскурсии «Бои на Западной Двине»

п.Селезни

Педагог-организатор Г.В. Новикова


Май

Участие в соревнованиях по технике водного туризма


По согласованию

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Трудовое воспитание

В течение года (ежемесячно)

Организация дежурства для поддержания чистоты в клубе

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


В течение года

Мелкий ремонт мебели силами ребят, посещающих клуб.

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


В течение года

Участие в акциях по уборке города, микрорайона, своего двора.

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


В течение года (ежемесячно)

Уборка приклубной территории

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Работа с активом клуба

В течение года (ежемесячно)

Проведение сборов актива клуба с целью обсуждения работы клуба

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


В течение года (ежемесячно)

Подготовка и проведение клубных мероприятий силами актива клуба


Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


В течение года (ежемесячно)

Проведение обучения актива клуба по подготовке и проведению вечеров отдыха, праздников и т. д. (коллективные творческие дела, практические занятия)

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Декабрь

Проведение новогодних утренников для воспитанников детского сада

Детский сад «Буратино»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Февраль

Изготовление снежных скульптур на территории детского сада

Детский сад «Буратино»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Март

Проведение утренника «Праздник наших мам!»


Детский сад «Буратино»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Май

Проведение утренника «Выпускной бал»


Детский сад «Буратино»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Май

Проведение спортивно-игровой программы «Фрукты и овощи»

Детский сад «Буратино»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова

Работа с родителями

В течение года (ежемесячно)

Консультирование родителей обучающихся по организации рационального досуга детей

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


В течение года

Организация и проведение в клубе совместных мероприятий для детей и родителей.

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


В течение года

Организация бесед, индивидуальных консультаций родителей с педагогами клуба, специалистами центра по интересующим вопросам

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Сентябрь

Организационное собрание родителей «Планирование, обсуждение деятельности клуба на учебный год».

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Сентябрь

Анкетирование родителей «Ожидания родителей от посещения клуба ребенком»

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Декабрь

Консультация родителей «Анализ работы клуба за первое полугодие. Корректирование плана воспитательной работы»

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Май

Итоговое собрание родителей «Анализ работы клуба за год. Планирование работы на следующий учебный год»

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Май

Анкетирование родителей «Степень удовлетворенности родителей работой клуба по месту жительства»

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова


Работа с социумом

Сентябрь

Октябрь

Организация презентации деятельности клуба

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


Октябрь

Ноябрь

Организация конкурсно-игровых программ для детей школ №21, №26, №39

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


В течение года

Работа с депутатами с целью совершенствования материально-технической базы клуба

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


В течение года

Взаимное сотрудничество с детским садом «Буратино»

Клуб «Олимп»

Педагог-организатор

Г.В. Новикова, педагоги дополнительного образования


СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ


Контроль за исполнением программы деятельности клуба осуществляет Администрация подросткового центра и представители родительского комитета в пределах своих полномочий.

Администрация подросткового центра несёт ответственность за ход и конечные результаты реализации программы, рациональное использование выделяемых на её выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы в целом.

По итогам каждого учебного года Администрация подросткового центра представляет аналитический отчёт об итогах выполнения программы и результатах развития клуба.



КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


По реализации программы в 2012 – 2013 году (на этапе апробации) работали:

- педагог-организатор высшей квалификационной категории
Г.В. Новикова (педагогический стаж 23 года), руководитель кружка «Экологический туризм» по совмещению;

- педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Золотое зернышко» высшей квалификационной категории
Е.Н. Митяева (педагогический стаж 23 года);

- педагог-психолог и социальный педагог МБОУ ДОД ДПЦ «Смоленские дворы».

В 2014 – 2015 учебном году по реализации программы работают:

- педагог-организатор высшей квалификационной категории
Г.В. Новикова (педагогический стаж 24 года), руководитель кружка «Экологический туризм» по совмещению;

- педагог дополнительного образования, руководитель объединения изобразительного искусства «Кузнечик» О.В. Селиверстова (педагогический стаж 22 год);

- педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Квилинг. Бумажные кружева» (педагогический стаж 14 лет);

- педагоги-психологи и социальные педагоги МБОУ ДОД ДПЦ «Смоленские дворы».

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Предлагаемая программа «Вездеходы» - это результат многолетнего (с 2000 г.) практического опыта и педагогических наблюдений за деятельностью детей и подростков на занятиях «Экологический туризм» и «Инкрустация соломкой», в общеобразовательной школе, в летнем лагере труда и отдыха по программе «Лидер», в ходе акции «Чистый двор, чистая улица - красивый город». Программа апробирована в 2010 – 2012 учебных годах на базе детского клуба «Парус»

(ул. Ломоносова) и предназначена для детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет.

Педагог-организатор в течение трех лет проводит диагностику «Участие детей и подростков в воспитательной деятельности клуба по месту жительства «Парус» для определения степени достижения поставленной воспитательной цели программы.

Детско-подростковый клуб посещают дети и подростки 7-18 лет, поэтому, наиболее востребованными были и остаются спортивно-оздоровительные мероприятия. По результатам ежегодного анкетирования выявлено, что воспитанники хотели бы чаще принимать участие в спортивных мероприятиях. И если в 2009 году было проведено 8 спортивно-оздоровительных мероприятий, то в 2010 году их количество возросло уже до 13, в них приняли участие 118 человек. В 2012 году количество данных мероприятий было увеличено до 14, и в них принимали участие 133 ребенка. Наряду со ставшими уже традиционными соревнованиями по настольному теннису, шахматам, футболу, пионерболу, веселыми стартами разрабатывались новые формы работы: снежные забавы, подвижные игры на свежем воздухе, турнир силачей и т.п. Особой популярностью среди воспитанников пользуются мероприятия для всей семьи, которые проводятся каждую субботу, но не в стенах клуба, а в лесопарках, зонах отдыха города («Арбузник», соревнования «Новичок», «Осенняя тропа» «Масленица широкая» и т.п.).

Достаточно высоким остается интерес у воспитанников к культурно-досуговым мероприятиям. Ребята охотно принимают участие в Днях именинников, дискотеках, викторинах, конкурсах, чаепитиях. Подобные мероприятия сплачивают коллектив, создают творческую атмосферу и благоприятный микроклимат в коллективе клуба. Год от года число мероприятий данной направленности педагогом увеличивалось, и акцент смещался с развлекательных мероприятий на коллективные творческие дела, ориентированные на духовно-нравственное развитие личности, воспитание толерантности, коллективной ответственности, этических норм. Воспитанники выступают равноправными партнерами с педагогом при организации мероприятий, что делает практически невозможным некоторое «потребительство» в сфере досуга. Мероприятия, проводимые в форме коллективных творческих дел, дают возможность воспитанникам попробовать себя в различных социальных ролях (режиссера, костюмера, сценариста, ведущего и т.п.), выбрать направление деятельности и формы, наиболее приемлемые на данном этапе развития личности, осознать коллективную и личную степень ответственности за полученный результат, развить способность к анализу и самоанализу. И количество участников подобных мероприятий год от года возрастало. Так как творческие дела требовали серьезной предварительной подготовки, привлекались к их организации актив клуба, родители, воспитательные ресурсы социума.

Менее охотно воспитанники принимают участие в мероприятиях патриотической направленности. Это обусловлено тем, что данные мероприятия не носят развлекательного характера, а, напротив, требуют большой душевной самоотдачи, хорошей теоретической подготовки, приложения определенных усилий для освоения исторического материала, умения доступно и логично излагать свою точку зрения. В 2009 году в рамках патриотического воспитания проводились беседы, викторины, конкурсы чтецов, встречи с ветеранами, подростки привлекались к участию в городских Митингах памяти. В каждом из мероприятий принимали участие, в среднем, по 9 воспитанников. С 2010 года педагогом разрабатывались новые формы работы в данном направлении: конкурсно-познавательные программы, экскурсии по улицам города, интерактивные игры на знание истории микрорайона и т.п. Поскольку всем подросткам необходимо уметь конструктивно вести диалог, дискуссию, овладевать навыками выхода из конфликтной ситуации, уметь контролировать свои эмоции, педагогом активно использовались такие формы работы как брей-ринг, ток-шоу. К данной работе активно привлекалась городская библиотека № 9, предлагавшая детям и подросткам для изучения тематические выставки книг, материалы периодической печати, видео и фото репортажи, фильмы. Дети активно принимают участие в акции «Свет в окошке», помогая ветеранам Великой Отечественной войны на дому, поздравляют их с праздниками. Кроме того, положительные результаты дали такие формы работы, как тематические походы по Смоленской области («Бои на Западной Двине», «Соловьева переправа» «Тропою партизан» т.п.), так как позволяли детям побывать в местах Боевой Славы, что требовало от них хорошей предварительной подготовки: изучение карты маршрута, исторической хронологии событий, изучение литературных источников. Представленная схема наглядно показывает рост уровня патриотической сознательности подростков



В 2011-2012 учебном году значительно активизировалась социально-профилактическая работа с детьми и подростками в клубе. Это обусловлено тесным взаимодействием педагога-организатора с социальным педагогом и педагогом-психологом Центра, что позволяет внедрять в данный вид деятельности новые формы работы с воспитанниками. Наряду со ставшими уже традиционными беседами по профилактике вредных привычек (в основном курение), употребления нецензурных слов, правила личной безопасности (охрана жизни и здоровья), правила поведения в общественных местах, и т. п, педагог ежемесячно организует участие детей и подростков в социально-педагогических, психологических тренингах; родителей - в психологических консультационных пунктах, работе телефона доверия «Прямая линия»; педагогов дополнительного образования в обучающих семинарах, организуемых специалистами. Учитывая сложившуюся современную ситуацию, а также то, что данный вид деятельности более эффективен в условиях клуба по месту жительства, чем в школе, в силу того, что сама атмосфера свободного времени раскрепощает ребенка, делает его восприимчивее к мнению «авторитетных» взрослых их личному примеру, дает возможность привлекать к организации профилактической работы ровесников, педагогом был разработан отдельный раздел плана воспитательной работы - «социально-профилактическая работа». В этом разделе определены наиболее интересные для детей и подростков формы проведения профилактических мероприятий: ролевые и деловые игры, дискуссии, спор - часы, педагогические занятия, социальные акции и т.п. Все это дало положительные результаты и помогло наметить дальнейшую стратегию развития профилактической работы: в 2009 году педагог была отмечена Грамотой Администрации города Смоленска за значительный личный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения, а уже в 2011 году клуб «Парус» и педагог-организатор получили Грамоту ежегодного фестиваля детского творчества в номинации «Успешная работа в области социально-профилактической деятельности»

Огромное внимание в воспитательной деятельности педагог уделяет формированию актива клуба и работе с ним. Программа предусматривает не только разнообразные мероприятия, направленные на выявление и развитие лидерского потенциала воспитанников, сплочение коллектива, обучение активистов проведению развивающих мероприятий, но и социально-значимые виды деятельности, где ребята могут закрепить полученные знания на практике (проведение календарных и тематических праздников в МБДОУ детский сад № 12 «Буратино», проведение клубных воспитательных мероприятий для сверстников, родителей).

Реализация мероприятий, предусмотренных в разделах «Работа с социумом», «Работа с родителями», «Трудовое воспитание» помогает ребятам осознать всю значимость собственной деятельности, и ее значимость для общества.

Достаточно большое количество мероприятий направлено на трудовое воспитание детей и подростков. Наряду с традиционными акциями по благоустройству дворовых территорий, генеральными уборками помещений клуба, педагог старается прививать мальчикам первичные навыки работы с инструментами, организуя мелкий ремонт клубной мебели детьми под руководством отца одного воспитанников. Учитывая, что клуб посещают дети из неполных семей (воспитывающихся только одним из родителей, как правило, мамой), эта форма работы имеет огромную значимость.

За последние годы увеличилось не только количество мероприятий трудовой направленности, но и количество участников, и масштабность их проведения. Трудовые бригады, формируемые во время летних каникул на базе клуба «Парус», ежегодно награждаются грамотами подросткового центра, как самый дружный, трудолюбивый коллектив.

Таким образом, можно сделать выводы, что в 2010-2012 учебных годах в рамках апробации программы «Вездеходы» наблюдалась активизация воспитательной работы в клубе по всем направлениям деятельности: увеличилось количество проводимых мероприятий, выросло число участников. Привлечение обучающихся к организации и проведению коллективных творческих дел позволило сделать их интерес к подобным делам устойчивым, развить умения вырабатывать коллективный «продукт», презентовать его для аудитории, нести коллективную ответственность за результаты совместной деятельности. Все это способствует переводу воспитательной деятельности в клубе по месту жительства на иной, качественно новый уровень.





ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  1. Получение и пополнение знаний обучающихся о туризме и экологии, умение эффективно применять полученные теоретические знания на практике.

  2. Формирование устойчивого интереса к истории и культуре родного края.

  3. Формирование умения обучающихся самостоятельной организации собственного рационального досуга.

  4. Организация социально-значимой деятельности подростков.

  5. Развитие творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.

  6. Формирование установки на здоровой образ жизни.

  7. Формирование успешно функционирующего детского коллектива клуба, на уровне самоорганизации и самоуправления.


ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ…


Единственная возможность научить ребёнка жить в существующих условиях, это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями.


Педагогом-организатором в детско-подростковом клубе я стала не сразу. До этого был ошибочный выбор профессии продавца-консультанта, 10 лет проработала в ДОУ воспитателем. Но захотелось профессионального роста вместе с ребятами, и я устроилась в клуб к ребятам постарше, чем дошколята.

И ни разу я не пожалела об этом.

Теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят, в который я спешу с интересными идеями, хорошим настроением.

Уже больше 17 лет я работаю в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей детском (подростковом) центре «Смоленские дворы» в должности педагога-организатора.

Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что я верю? Я верю - каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по-своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.

В настоящее время развитие творческой одаренности детей является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания.

Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и способствовать развитию творческих способностей я постаралась создать в клубе единое воспитательное пространство для саморазвития, самоопределения, самоутверждения личности каждого ребёнка, способного на сознательный выбор жизненной позиции. Для этого я стараюсь

- создать условия для формирования экологических знаний и туристических навыков;

- способствовать формированию и развитию навыков социального общения и группового взаимодействия;

- использовать оздоровительные возможности туризма, природные факторы как средства укрепления здоровья детей и подростков;

- создать условия для вовлечения детей и подростков в различные формы развивающей деятельности;

- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию активной жизненной позиции.








































ЛИТЕРАТУРА


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. №273-ФЗ.

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03».

  3. Ананьев Б.Г. Деятельностный подход к развитию личности. – М., 1975.

  4. Аксютин Н.И. Клуб в системе экологического воспитания. – Л., 1985.

  5. Введение в экологию/под ред. Ю.А. Каданского/ - М., 1992.

  6. Горбунов Л.М. Система формирования экологической ответственности во внеклассной работе. – Красноярск, 1994.

  7. Ермилова Д.В. Теория и методики туристского образования в европейских странах. – Сходня, М., 2000.

  8. Иванов В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры. – Екатеринбург, 1992

  9. Красная книга Смоленской области/под ред. Д.П. Круглова/ - Смоленск, 1996

  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975

  11. Пирогова Е.А. Совершенствование физического состояния человека. – Киев: Здоровье, 1989

  12. Сидельковский А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс. – Л., 1978

  13. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 1999