VIII открытый педагогический конкурс – фестиваль
«Янтарная сова - 2020»
Методический семинар
«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения посредством использования справочника «Моя шкатулка»
Пояснительная записка
Суть педагогической идеи.
На просторах интернета мне довелось повстречаться с замечательным человеком, коллегой и автором уникального учебного пособия –справочника «Моя шкатулка» - с Галиной Дмитриевной Дегтерёвой. Справочник составлен в соавторстве с Бершанской Ольгой Николаевной.
Согласно изменениям, внесённым во ФГОС НОО приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643, метапредметные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать в том числе и формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Справочник представляет собой сборник словарей и справочных материалов, позволяющий эффективно обогащать речь младших школьников, расширять их кругозор. Актуальность справочника обусловлена ограниченностью лексического запаса современного школьника. Многие педагоги сходятся во мнении, что словарный запас зачастую беден и не выходит за рамки бытового уровня. Поэтому справочник богат лексическим материалом.
Технологии реализации.
«Моя шкатулка» содержит 20 словарей. Они включают слова разных частей речи, необходимых для целеполагания, обозначения эмоций, чувств , настроений человека, составление характеристики литературного героя, описания объектов живой и неживой природы в разные времена года, участия в различных ситуациях речевого общения. Универсальность пособия делает его применимым при работе на разных уроках: русского языка, чтения, окружающего мира, изо, музыки и даже математики. Особенно справочник может быть полезен при написании сочинений. Хочу отметить, что авторы дают возможность постоянно пополнять справочник своими примерами. Кратко постараюсь познакомить со словарями, представленными в справочнике.
СЛОВАРЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Практически каждый урок я начинаю с использования этого словаря. Цель – ожидаемый результат, которого надо, желательно достичь.
Целеполагание – определение и постановка целей. В СЛОВАРЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ приведены глаголы и сочетания слов, позволяющие формулировать познавательные цели. Для удобства использования слова объединены в семь групп, каждая из которых образно представлены птичкой. Глагол на ленточке – ключевое слово группы. Слова на облаке уточняют его, показывают разные грани целенаправленной познавательной деятельности. Птиц можно раскрасить по желанию. А ленточки в соответствии с индивидуальными цветовыми ассоциациями или в цвет радуги.
Дети уже достаточно хорошо ориентируются в выборе нужной птички и ленточек, определяют , чем будем заниматься на уроке, ставят цель и учатся добиваться её. Целеполагание определяем на уроке как при изучении раздела учебника, так и при выполнении отдельного задания.
Например : урок литературного чтения Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово» 2 класс.
- Прочитайте тему урока, определите ключевые слова цели с помощью словаря целеполагания. (это узнать, понять, учиться)
- Используя опорные слова на облачках, поставьте перед собой цель. ( еще больше узнать о писательнице Осеевой, учиться выразительно читать произведение, узнать – какое было волшебное слово).
СЛОВАРЬ СОСТОЯНИЙ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ очень тесно связан со словарями ЧУВСТВ И НАСТРОЕНИЙ , а так же с ГРАФИЧЕСКИМИ МОДЕЛЯМИ СОСТОЯНИЙ, ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. Моделирование – познавательное универсальное учебное действие, состоящее в преобразовании объекта из чувственно й формы в модель. Знакомство с моделями начинала с небольшой группы. Для начала использовала 5 эмоций : радость, печаль, страх, гнев, отвращение. Всего моделей в словаре представлено 54. Очень интересно выстраивать работу с графическими моделями. В качестве примера приведу урок литературного чтения в 3 классе «Д,Н, Мамин – Сибиряк рассказ «Приёмыш».
- Отметь, какие чувства испытывал Тарас в первой части рассказа? Во второй? А в третьей? Объясни свой выбор.
Подбери название этим чувствам.
С помощью графических моделей дети учатся выражать настроение героя, его чувства на протяжении всего рассказа. На этом же уроке мы заполняли постерную презентацию, где надо было определить жанр произведения( обращались к справочнику «Признаки литературных жанров»), составляли синквейн к образу Тараса и завершили творческой работой. Каждый изготовил своего лебедя – Приёмыша, а затем собрали в коллективную работу и получилась большая лебединая стая.
СЛОВАРЬ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ используется на уроках изо, музыки, развития речи, русского языка, литературного чтения. Представляет собой названия цветов и их многообразных оттенков. На пример Урок литературного чтения. И. Бунин «Листопад» ( 3 класс)
- Перечитайте стихотворение. Найдите, какие цвета использовал автор? Впишите названия красок в палитры. Значения каких цветов вам не понятны? Что нам поможет их уточнить? (словарь цветовой гаммы). Расскажите об осеннем лесе, используя цветовую гамму.
Тематический СЛОВАРЬ ОПИСАНИЙ. ОСЕНЬ
Расскажу, как я использовала этот словарь на уроке русского языка 3класс. Блок : развитие речи. Тема:»Творческая работа «Такая разная осень»
Вначале урока мы рассматривали картины осени. Вот мы её видим золотой, солнечной, яркой. А стоило посмотреть в окно и осень стала грустной, плачущей, печальной. С помощью справочника "Моя шкатулка" мы искали слова описания и действия осени, неба, ветра, деревьев и, конечно, же птиц. "Птицы сбиваются в стаи, торопятся на юг, зовут за собой. Мы слышим прощальную журавлиную песню..." Из готовых словосочетаний легко составить предложения. Так мы написали творческую работу. А потом составили картину осени. Работали в группах дружно и быстро.
Аналогично прошел урок русского языка, когда мы описывали весну и составляли картину «Звуки весны». Заполняли палитру звуков и палитру красок весны, используя СЛОВАРЬ ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ.
СЛОВАРЬ ХАРАКТЕИСТИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ представляет слова, сгруппированные тематически по одной из граней характеристики героя ( отношение к другим, к себе, к вещам, к труду, нравственные, волевые, эмоциональные качества) и по принципу «синонимы – антонимы»
Об использовании этого словаря расскажу на примере урока литературного чтения 3 класс «Н.А. Некрасов «Мороз – воевода». На этом уроке я использовала сразу несколько словарей: это словарь цветовых ассоциаций
- С каким цветом у вас ассоциируется Мороз – воевода? Почему?
Словарь эмоций и настроений
- Какое настроение у вас вызывает это стихотворение?
Словарь характеристики литературного героя
- Какими качествами обладал Мороз – воевода? Подтвердите примерами из текста. Каким вы его себе представляете? (подбирают слова из справочника)
Словарь средств художественной выразительности помог нам найти эпитеты, олицетворения, сравнения.
Завершили урок творческой работой: раскрашивали портрет Мороза – воеводы.
В программе русского языка есть множество тем «Учимся писать письма». Вот и здесь нам очень пригодился наш справочник. Урок русского языка. Блок : Развитие речи. Тема: «Учимся писать письма» 3 класс.
К этому уроку мы готовились дома заранее. Надо было узнать: когда отмечают Всемирный день почты, что такое письмо, какие бывают виды писем и найти интересные факты о ежах, зайцах и белках. К подготовке дети отнеслись очень серьёзно. Домашнее задание выполнили все. Целый урок мы говорили о почте, о профессиях людей почты, о письмах и их видах, вышли на структуру письма, определили все его части. Вспомнили, как подписывать конверт. И вот все получили необычные конверты. Подписали от кого. И тут вопрос: а кому мы будем писать письма? Подсказка на конверте . А писать мы будем необычным адресатам. Мы напишем письмо животному! Сначала смутились ребята: это как? Но наш помощник – справочник "Моя шкатулка" и фантазия ребят сделали своё дело. Творческая работа началась.. Письма получились искренне-добрыми. Ребята задавали вопросы своему зверьку, делились интересными фактами о его жизни, рассказывали о себе. Заканчивали письмо, как положено, добрыми пожеланиями и даже ставили постскриптум! Все письма собраны в единый сборник. Думаю, поставленная цель достигнута: написать письмо теперь смогут все!
По такому же алгоритму дети писали письмо друг другу и даже Деду Морозу. Здесь мы обращались к СЛОВАРЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.
На занятии по внеурочной деятельности «Час читателя» мы говорили о произведениях летнего списка чтения. Ещё до начала учебного года, дети поучили задание нарисовать полюбившегося героя. Так вот в день внеурочной деятельности доска пестрела рисунками. Каждый хотел рассказать о своём герое. И тут я предложила заполнить паспорт литературного героя. Объяснила, что такое паспорт, его назначение. И вижу как детские руки потянулись за справочником! Вот он результат! Они знают, где можно найти помощь, куда следует обратиться. Паспорта получились у всех разные и интересные. Работали как с учебником, так и со справочником.
Даже на уроке технологии, при изготовлении поздравительной открытки для папы «Ты самый", дети вписывали имя папы и на каждую букву подбирали прилагательное. И снова справочник нам в помощь!
С помощью тематических СЛОВАРЕЙ ОПИСАНИЯ мы легко составляли текст – описание грача, подснежника, собаки. В дальнейшем нам предстоит описать человека, кошку, берёзу, а также времена года :зиму, лето.
Сроки реализации.
Со справочником «Моя шкатулка» я работаю второй год. Ребятам очень нравится это пособие. Они с удовольствием работают по нему, т.к. имеют возможность самим побыть в роли авторов, пополнить шкатулку своими примерами , а еще раскрасить картинки.
Планирую работу по справочнику продолжить и в четвёртом классе. А когда буду провожать своих ребят в пятый класс, буду рекомендовать учителю русского языка продолжать эту работу.
4)Результаты реализации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПРАВОЧНИКА «МОЯ ШКАТУЛКА» НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОЗВОЛЯЕТ:
вовлечь учащихся в учебную ситуацию
повышает интерес школьников к учебной деятельности
активизирует работу мышления, творческого воображения
позволяет включать школьников в активную речемыслительную деятельность
способствует осмыслению ребенком авторской и собственной читательской позиции
развивает правильную, обоснованную, последовательную речь
способствует закреплению и совершенствованию литературоведческих знаний
позволяет развивать речь учащихся, умение формулировать свои мысли, делиться ими, обогащать словарный запас. Работая с пособием в системе и применяя творческий подход, мы сможем воспитать новое поколение культурных людей, любящих свой язык. Очень рекомендую учителям начальных классов использовать в своей работе справочник «Моя шкатулка».