Викторина «Басни И.А.Крылова».
6 класс
(Составила и провела Катаева Н.П., учитель русского языка и литературы МАОУ «Сергинская СОШ»).
Оформление:
эпиграфы на доске
1.«Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово». (П.А.Вяземский).
2. «Слог басен его вообще легок, чист и всегда приятен. Он рассказывает свободно и нередко с тем милым простодушием, которое так пленительно в Лафонтене». (В.А.Жуковский).
3. Крылов -истинно народный поэт». ( А. С. Пушкин).
Цели занятия: расширение и углубление сведений о баснях И. А. Крылова; воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах; обогащение словарного запаса; развитие творческих способностей (выразительное чтение, инсценировка басен);
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.(П.Вяземский)
№1 «Вопрос-ответ»
-
Когда родился И.А.Крылов? (1769г.)
-
Какую роль сыграла мать в его образовании и воспитании?
-
Какими талантами обладал Крылов? (играл на скрипке, рисовал, увлекался математикой, актерским мастерством, выучил древнегреческий язык)
-
Назовите известных вам баснописцев. (Лафонтен, Дмитриев, Эзоп, Сумароков.)
№2 «Назовите басни Крылова о…»:
-
Волке ( «Волк и Ягненок», «Лев и Волк», «Волк на псарне», «Волк и Пастухи», «Волки и Овцы»)
-
Лисе ( «Ворона и Лисица», Лисица и виноград», «Волк и Лисица», «Добрая Лисица», «Лиса», «Лисица и Осел»)
-
Дереве( «Листы и корни», «Свинья под дубом)
-
Обезьяне ( «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Квартет»)
-
Людях («Ларчик», «Крестьянин и Работник», «Кот и Повар», «Демьянова уха», «Крестьянин и уха»,, «Два мальчика», «Крестьянин и Змея» )
№3 «Кому принадлежат слова?»
-
«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» ( Лисице из басни «Ворона и Лисица»)
-
Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.(Ослу из басни «Осёл и соловей»)
-
«…кричат: «Ахти, ребята, вор! …» (Псарям из басни «Волк на псарне»)
-
«Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой….» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)
-
Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?» (Листам из басни «Листы и корни»)
№5 «К кому обращены эти слова?»
-
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; (Волк ловчему)
-
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом; (к Соловью из басни «Осел и Соловей»)
-
«Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете? ( Корни Листам)
-
«Я без души лето целое всё пела».- ( к Муравью из басни «Стрекоза и Муравей»)
-
«Соседка перестань срамиться, - Ее шавка говорит, тебе ль с Слоном возиться?» (к Моське из басни «Слон и Моська»)
-
«Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—
Все ваша музыка плоха!..»( Воробью из басни «Кукушка и Петух»)
№7 «В какой басне была такая мораль?»
-
«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица»)
-
«Когда в товарищах согласья не, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, Щука и Рак»)
-
«Случается нередко нам и труд и мудрость видеть там, где стоит догадаться за дело просто взяться» («Ларчик»).
-
«Когда в товарищах согласья не, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, Щука и Рак»)
-
«Избави, Бог, и нас от этаких судей». («Осёл и Соловей»).
-
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»).
№8«Найди пару»
1.Слон – (Моська)
2.Корни– (Листы)
3.Свинья – (Дуб)
4.Ворона – (Лисица)
5.Волк – (Ловчий)
6.Кукушка – (Петух)
7.Стрекоза – (Муравей)
8.Соловей– (Осёл)
№9 Закончите «крылатые выражения»
1. А ларчик… (просто открывался).
2. А Васька слушает… (да ест).
3. А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь).
4. Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
( С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой». (И тут же выпустил на Волка гончих стаю.)
5. Кукушка хвалит петуха за то… (что хвалит он кукушку).
№10 «Винегрет из басен Крылова»
Эта басня составлена из строчек басен И.А.Крылова, их восемь. Назовите басни и строчки из них:
Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; (1)
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.(2)
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»(3)
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру:
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Тут на беду Лиса близёхонько бежала.(4)
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум, -(5)
«Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней
Покорми и обогрей». (6)
Сыр выпал – с ним была плутовка такова(7)
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали. (8)
(Ответы: 1- «Свинья под Дубом»; 2 – «Ларчик»; 3 – «Осёл и Соловей»; 4и 7 – «Ворона и Лисица»; 5- «Волк на псарне»; 6 – «Стрекоза и Муравей »; «Листы и корни»).
№11 Вопросы на засыпку .Задание: за 1 минуту дать правильный ответ.
-
Кто затеяли сыграть квартет? (Проказница-Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка )
-
На какой срок Стрекоза просила прокормить и обогреть её ? (до вешних дней)
-
У кого немножко поучиться, чтоб еще боле навостриться советует Осёл Соловью? (у Петуха)
-
На каком дереве сидела Ворона? (ель)
-
Кого называют в одной из басен Крылова «Любимец и певец Авроры? (Соловья )
-
От кого Ворона получила сыр? (от бога)
-
Кто взялся открыть ларец? (механики мудрец)
-
Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)
№12 «Объясни фразу» Словарик крылатых выражений из басен И.А. Крылова. Объяснить значение выражения.
-
Ты сер, а я, приятель, сед.... (никогда не надо вступать в переговоры с людьми с коварными и преступными замыслами, что бы они не говорили, как бы не пытались вас разжалобить).
-
Избави бог и нас от этаких судей! (Употребляется по отношению к людям, высказывающим своё мнение по тем вопросам, в которых они совершенно некомпетентны)
-
Как белка в колесе. (Употребляется по отношению к человеку, находящемуся в постоянных хлопотах, иногда безрезультатных)
-
Мартышкин труд. (Бесполезный труд, напрасные страдания)
-
А ларчик просто открывался. (Употребляется в отношении найденного просто решения, поначалу кажущегося сложным)
-
А Васька слушает да ест. (Употребляется по отношению к человеку, который, не оспаривая обращённых к нему доводов, продолжает делать по-своему)
№13 Задание: в отрывке из басни Крылова "Дуб и трость" автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву.
Не только солнца я препятствую лучам,
Но, посмеиваяся и вихрям, и грозам,
Стою и твёрд и прям.
Как будто б ограждён ненарушимым миром.
Тебе всё бурей - мне всё кажется зефиром.
Хотя б уж ты в окружности росла,
Густою тению ветвей моих покрытой,
От непогод бы я быть мог твоей защитой;
Но вам в удел природа отвела
Брега бурливого Эолова владенья.
Конечно, нет совсем у ней о вас раденья.
(буква ъ)
№14. Домашнее задание. Инсценировка басен по группам.