ВИКТОРИНА «Будь готов к ЧС!»
(5-9 классы)
Цели: способствовать формированию ответственного поведения обучающихся в школе, дома, на улице в чрезвычайных ситуациях; формирование у обучающихся понятия «Гражданская оборона»; воспитание дисциплинированности, собранности в критических ситуациях и воспитание взаимопомощи; обобщение знаний учащихся о ЧС, ГО.
Задачи: повторение и закрепление с обучающимися основ безопасности и правил поведения в критические ситуации; выбор материала для проведения викторины; разработка материала мероприятия в виде презентации; проведение викторины среди ребят 7-9 классов; подведение итогов мероприятия.
Оборудование: презентация к уроку, проектор, раздаточный материал, таблички с названиями команд, бланки жюри для записи результатов викторины, таймер, грамоты участникам.
Ход мероприятия:
I Организационный момент
-
Жеребьёвка участников.
-
Рассаживание за игровые столы согласно названию команды: «Юные спасатели», «Патриоты», «Дети Земли».
-
Представление членов жюри, гостей урока.
II. Слайд 1. Вступительное слово.
Воспитатель Ребята, сегодняшнее мероприятие посвящено гражданскому воспитанию и чрезвычайным ситуациям в целом. Помните, что знания и навыки, полученные и продемонстрированные сегодня, могут в дальнейшем спасти чью-либо жизнь, а возможно, и вашу собственную.
Ведущий 1 Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти всё, что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом.
Есть такая народная мудрость: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара».
Стопроцентной безопасности не существует нигде.
Но люди далеко не так беспомощны. Кое-какие несчастные случаи, катастрофы мы можем предсказать, а некоторым и успешно противостоять. Однако любые действия против природных или техногенных процессов требуют хорошего их знания.
Ведущий 2 Сегодня мы с вами проведём викторину по основам Гражданской обороны и пожарной безопасности. Многие правила безопасности возникли еще в древности, когда люди пытались защититься от диких животных и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей и т.д.
Ведущий 1 В каждом туре викторины для вас подготовлены разнообразные задания. Для того, чтобы справиться с ними, вам нужно показать свои знания и умения, и где-то проявить смекалку.
Ведущий 2 Выполнение обязанностей по гражданской обороне – долг каждого человека.
В центре слайда вы видите международный символ Гражданской обороны.
Ведущий 2 Дорогие участники! Сейчас вам необходимо выполнить несколько заданий.
Первое задание – разгадывание кроссворда. Вопросы кроссворда будут задаваться каждой команде по очереди, за правильный ответ – 1 балл. Если команда не знает ответа на вопрос – право ответить предоставляется следующей команде по очереди. (На доске расчерчен кроссворд. Команда, правильно отгадавшая слово, записывает его в кроссворд.)
Вопросы к кроссворду:
-
Спортивное сооружение (СТАДИОН)
-
Зелёная зона отдыха в городе (ПАРК)
-
Место приобретения товаров (МАГАЗИН)
-
Он бывает наземным, воздушным и морским (ТРАНСПОРТ)
-
Помещение в квартире, предназначенное для приготовления пищи (КУХНЯ)
-
Место прибытия и отправления поездов (ВОКЗАЛ)
-
Помещение для тренировок и занятий спортом (СПОРТЗАЛ)
-
Подземная железная дорога (МЕТРО)
-
Помещение для просмотра кинофильмов (КИНОТЕАТР)
Ключевое слово – ОПАСНОСТИ
Ведущий 1 Наверно, вы заметили, что опасности «живут» совсем рядом, в каждом явлении нашей жизни. Сейчас, вам предстоит вспомнить, какие виды опасностей есть в мире.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Ведущий 2 А теперь переходим к самому заданию №2 под названием «Определи опасность». Команда по очереди получает карточку. Ваша задача: при получении карточки прочесть вслух опасность, назвать группу. Правильный ответ – 1 балл. (необходимо правильно сопоставить виды опасностей)
Воспитатель Ребята, пока команды определяют опасности, мы поиграем с залом и проверим ваши знания о чрезвычайных ситуациях (участвуют обучающиеся 5-9 классов, находящиеся в зрителях).
Карточки:
ураганы, смерчи | природные |
оползень | природные |
наводнение | природные |
ошибки при проектировании дома | техногенные |
взрывы котлов, турбин | техногенные |
выбросы химических веществ | техногенные |
терроризм | социальные |
жертва толпы | социальные |
наркомания | социальные |
Загадки для зала:
-
Как называется излучение, наносящее вред здоровью? (Радиация)
-
Ветер разрушительной силы – это… (Ураган)
-
Как называется атмосферное явление, затрудняющее движение транспорта? (Туман)
-
Качество, которому подвержен человек. Чувство острого, неудержимого страха - это … (Паника)
-
Следствие аварии с выбросом химических и радиоактивных веществ? (Загрязнение)
-
Как называется удушающий газ с запахом нашатырного спирта? (Аммиак)
-
Что является главной угрозой обществу? (Терроризм)
-
Висит – молчит, а перевернешь – шипит, аж пена летит. Что это? (Огнетушитель)
-
Как называется неконтролируемый процесс горения? (Пожар)
-
Красный бык стоит, дрожит,
Черный—на небо глядит (Огонь, дым).
Ведущий 1 Молодцы, вы прекрасно справились с заданиями! Прошу жюри подсчитать сумму баллов за пройденные задания.
3 задание «Вопрос-ответ»
Ведущий 1 Переходим к предпоследнему, 3 заданию, которое называется «Вопрос-ответ». Чтобы принести команде 1 балл, необходимо правильно ответить на вопросы по безопасности жизнедеятельности и гражданской обороне. Ну что ж, начинаем!
-
После какой катастрофы 1986 года на ГО были возложены задачи борьбы с природными и техногенными катастрофами?
О какой катастрофе идет речь? (Авария на Чернобыльской АЭС26 апреля 1986 года)
Ведущий 2
2. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора.
Хлор тяжелее воздуха, нужно покинуть низкие места (подняться на верхние этажи).
Ведущий 1
3. При ранении каких сосудов кровь ярко-красного цвета и «бьёт фонтаном»?
Артерии (венозная кровь тёмного цвета и густая)
Ведущий 2
4. Какие средства индивидуальной защиты органов дыхания человека вы знаете?
Фильтрующий противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка.
5. При обморожении участок кожи необходимо:
Постепенно разогреть и дать теплое питье.
Ведущий 1
6. Что следует сделать, если на кожу попал сок ядовитого растения (Дифинбахия, Молочай...)?
Смыть сок растения теплой водой с мылом
7. Назовите телефоны служб экстренной помощи ДНР
Служба МЧС 101
Служба Полиции 102
Скорая Медицинская Помощь 103
Аварийная Газовая Служба 104
Ведущий 2
8. Что нужно сообщить при вызове служб экстренной помощи?
-
Причину вызова (пожар, авария, утечка газа, травма, драка и т.д.)
-
Адрес, где случилось
-
Свою фамилию, номер телефон.
Ведущий 1
9. Что такое эвакуация?
Это экстренный выход из опасной зоны при ЧС
Ведущий 2
10. Какие виды оружия относятся к оружию массового поражения?
Ядерное, химическое, бактериальное.
Ведущий 1
11. Каким способом вы покинете квартиру при пожаре?
Спуститесь по ступенькам.
12. Вечером на улице Вам кажется, что кто-то идет за вами «по пятам». Как вы поступите?
Необходимо перейти несколько раз на другую сторону улицы. Если Ваша догадка подтвердилась, бегите к ближайшему людному месту, при возможности звоните в полицию.
Ведущий 2 Ну что ж, команды, превосходно! Так держать! Сейчас самое время для последнего, заключительного задания. Оно и покажет, насколько хорошо вы владеете навыками безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях и конечно же, навыками взаимопомощи.
Ведущий 1 Каждой команде, методом жеребьёвки, достанется по одной чрезвычайной ситуации, выход из которой вы наверняка знаете. Творческий подход и смекалка приветствуются! (Капитаны выбирают задание для своих команд. Время на подготовку – 2 минуты).
Индивидуальное задание
-
Перечислите действия населения при сигнале «внимание всем»? (Необходимо включить радио, ТВ; отключить свет, газ, воду; собрать документы, продукты питания, воду, одежду; следовать указаниям местных органов ГО).
-
Что делать при обнаружении взрывного устройства? (Ответы: сообщить в МЧС, полицию; не подходить к предмету и не подпускать других, исключить использование радиотелефонов, мобильных телефонов, т.к. они могут вызвать срабатывание радиовзрывателя).
-
Вы случайно разбили градусник. Ртуть растеклась по полу. Что делать? (Проветрить помещение (но не сквозняк), надеть резиновые перчатки, повязку на лицо, собрать ртуть с помощью резиновой груши и вызвать МЧС по номеру 101).
Заключительная часть. Подведение итогов.
Воспитатель Поздравляю! Вы успешно прошли все задания викторины «Будь готов к ЧС». Сейчас жюри приступит к подсчёту баллов и определению результатов вашей командной работы.
Каждая команда работала слажено и дисциплинировано, вы проявили максимум находчивости и сноровки. Хочется надеяться, что полученная сегодня (закрепленная) информация стала для вас полезной и пригодится в любой чрезвычайной ситуации всегда и везде. А сейчас, пока жюри подсчитывает баллы, мы просмотрим познавательное видео, касающееся безопасности каждого из нас.
ВИДЕО
Награждение команд грамотами за призовые места.
Бланк работы жюри
викторины ко Дню ГО
«Будь готов к ЧС!»
Команда (класс №) _______________________
№ | Задания | Набранные баллы |
1 | «Кроссворд» (за правильный ответ – 1 балл). | |
2 | «Определи опасность» (за правильный ответ – 1 балл). | |
3 | «Вопрос – ответ» (на скорость) (кто первый ответил – 1 балл). | |
4 | Индивидуальное задание (за правильный ответ – 1-3 балла). | |
5 | Общая сумма баллов | |
6 | Итоги викторины (призовые места) | |
Список использованной литературы:
-
Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие/ В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьёв, М.П. Фалеев и др. – М.: Высшая школа, 2007. – 382 с.
-
Гринин А.С. Безопасность жизнедеятельности: учеб. Пособие. М.:
Гранд Фаир-Пресс, 2002. – 285 с.
-
Знай и умей. Памятка для населения. Москва. Военное издательство, 2011. – 540с.
-
http://www.voronezh-city.ru/communications/main_topics/detail/23107
-
http://dnmchs.ru/static/upload/zakony/4_Zakon_DNR_o_zashchite_naseleniya_i_territoriy_ot_CHS.pdf
-
http://dnmchs.ru/content/informirovaniedlyanaseleniya