Цель:
создать условия для:
- обобщения знаний учащихся о птицах, об особенностях некоторых птиц;
- воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.
Подготовительная работа: учащиеся делятся на команды, выбирают название и девиз.
Ход мероприятия
1. Организационный момент. (Слайд №2)
Ведущий:
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - …( птицы)
Весна... Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей - пернатых странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи... Именно в это время проводится День птиц.
А вы знаете, где и когда впервые был проведён праздник «День птиц?»
День птиц как массовый детский праздник стал проводиться в Соединённых Штатах Америки в 1894 году. Вскоре День Птиц стал проводиться во всех штатах США и проник в Старый Свет. Проник он и в Россию. Первый раз День Птиц в России был проведён в мае 1924 года. С тех пор ежегодно 1 апреля отмечается этот праздник.
Сегодня мы в честь праздника проводим викторину, которая так и называется «День птиц». Все задания викторины посвящены птицам. А выполнять эти задания будут две команды, которые мы приглашаем на сцену.
Под маршевую музыку команды выходят на сцену.
Ведущий. Оценивать выполнение заданий будет жюри. (Представить членов жюри)
2. Представление команд. ( Слайд №3)
Ведущий. Каждая команда должна представить себя в соответствии с выбранным названием.
3. Правила викторины. ( Слайд №4)
1. Внимательно слушайте свое задание
2. Обсудите его в команде
3. Придите к общему мнению
4. Дайте слово капитану команды
4. Конкурс «Загадки». ( Слайд №5)
Ведущий. Каждой команде надо отгадать загадки. За каждый правильный ответ – 1 балл. На размышление дается 30 секунд. Если члены команды не могут ответить, вопрос передается зрителям. ( Слайд №6 - №15)
Чёрный жилет, красный берет,
Нос — как топор, хвост — как упор. (Дятел)
Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавль или цапля)
Всю ночь летает — мышей добывает.
А станет светло — спать летит в дупло. (Сова)
Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет. (Скворец)
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (Соловей)
Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)
5. Конкурс «Угадай, чей голосок?». (Слайд №16)
Ведущий. Каждой команде надо послушать пение птицы и по голосу отгадать название этой птицы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если члены команды не могут ответить, вопрос передается другой команде. Если и другая команде не может ответить, то отвечают зрители. ( Слайд №17 - №30)
6. Конкурс «Всезнайка». (Слайд № 31)
Ведущий. Каждая команда должна верно ответить на вопрос о птице. . За каждый правильный ответ – 1 балл. На размышление дается 30 секунд. Если члены команды не могут ответить, вопрос передается зрителям. Зрители заработанный балл передают той команде, за которую они болели.
Вопросы: ( Слайд №32)
1.Какая птица выше всех летает? (Орёл)
2.Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк)
3.У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)
Клюв у дятла — инструмент, с помощью которого он добывает из стволов или из-под коры насекомых. Но, каким бы ни был длинным и сильным клюв, насекомое им схватить нельзя. Вытащить насекомое птице помогает язык. Он у дятла длинный, клейкий, с острыми и твердыми зазубринами по краям. Дятел просовывает язык в сделанное клювом отверстие, приклеивает добычу или накалывает на зазубринку, а затем вытаскивает.
Вопросы: ( Слайд №33)
1. Какая птица в мире самая большая? (Страус)
2. Какая птица может бегать по дну реки? (Оляпка)
3.Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)
Игра со зрителями ( Слайд №34)
Я вам буду говорить название птицы или зверя, а вы должны верно назвать его детёныша
Гусь —…
Утка —…
Свинья —…
Кошка - ….
Курица – …
Ласточка –…
Галка – …
Ворона – …
Воробей –…
Корова —…
Лошадь — …
Овца —…
Собака - …
Тигр —…
Лев —…
Медведь —…
Лиса —…
Волк —…
Сова — …
Белка — …
Заяц —…
7. Конкурс «Сказочная птица». (Слайд №35)
Ведущий. Каждой команде даётся иллюстрация из какой-нибудь сказки. По иллюстрации команда должна назвать птицу, и из какой она сказки. За полный ответ команда зарабатывает– 2 балла. Если ответ частичный (только название птицы или только название сказки), то – 1 балл. ( Слайд №36 -№42)
8. Конкурс «Пословицы» ( Слайд №43)
Ведущий. Каждой команде надо из слов собрать пословицы. Та команда, которая выполнит задание быстрее, зарабатывает 2 балла. Проигравшая – 0.
( Слайд №44)
Не воробей , - не поймаешь , слово, вылетит.
Птица, клювом, своим, всякая, сыта.
Грача, весну, увидел, встречай.
Воробей, учится , у старого, молодой, чирикать.
Скворца, весна, увидел, у крыльца.
Проверка: ( Слайд №45)
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Всякая птица своим клювом сыта.
Увидел грача – весну встречай.
Молодой воробей учится чирикать у старого.
Увидел скворца - весна у крыльца.
9. Конкурс «Народная мудрость. Приметы». ( Слайд №46)
Ведущий. Каждой команде надо закончить народную мудрость. За верное высказывание – 1 балл.
10. Подведение итогов викторины. Награждение .
Муниципальное образовательное учреждение
Аладьинская средняя общеобразовательная школа
муниципального образования -
Чучковский муниципальный район
Рязанской области
Викторина
для 1- 4 классов
«День птиц»
Подготовила учитель начальных классов
Первой квалификационной категории
Сенюкова Светлана Александровна
2013-2014 уч. год