СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Викторина. Я гражданин России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Викторина. Я гражданин России"»


Главный закон моей страны.

Интерактивная викторина «Я юный гражданин России»


Цель: формирование ценностного отношения к процессу познания.

Задачи урока (обучающие, воспитательные, развивающие):

Образовательные: формировать духовно-нравственные качества личности учащихся 3 класса . Закрепить знания о государственной символике России как официальной, так и неофициальной.

Воспитательные: Воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине.

Развивающие: Развивать интерес к истории России.

Оборудование на уроке (ТСО): мультимедийный комплекс; презентация на тему классного часа; плакаты: герб, флаг, гимн; музыкальные произведения: песня «Дорогою добра», гимн России.


  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Я приглашаю вас совершить увлекательную прогулку по дорогам истории. Сегодня вы познакомитесь с символами нашего государства – Российской Федерации. Узнаете, что такое государственные символы. Зачем они нужны. Как появились и как менялись в течение многих веков.

Учитель: Итак, в путь…. (звучит песня «Дорогою добра»)

Учитель: Как называется страна, в которой мы живём?

Учащиеся: Российская Федерация

Учитель: Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.

Учитель: Назовите столицу нашего государства?

Учащиеся: Город – герой Москва.

Учитель: Какие народы живут в России?

Учащиеся: Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.

Учитель: Символы Российской Федерации.

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Учитель: Что такое символы?

Учащиеся: Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Учитель: Какие символы в нашей стране вы знаете?

Учащиеся: Флаг, гимн, герб

Учитель: Когда сложились современные символы России?

Учитель: Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

Учитель: Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.

Учитель: Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

Учитель: Назовите имя президента РФ.

Учащиеся: Путин Владимир Владимирович

Учитель: Первая остановка Конституция Российской Федерации.
На этом слайде вы видите Конституцию, на которой проходят инаугурацию наши президенты.

Учитель: Как вы понимаете слово «инаугурация»?

Учащиеся: Это церемония вступления в должность

Учитель: Правильно. Это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю». Текст присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами):

Учитель: Церемония инаугурации (присяги).

Учитель: По сложившейся традиции, к присяге Президента приводит Председатель Конституционного Суда России.

Учитель: Присяга приносится вступающим в должность Президентом, стоящим на специальной трибуне на подиуме Андреевского зала Большого Кремлёвского дворца, лицом к присутствующим, при этом справа от вступающего в должность располагается Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации, а слева — Знак Президента Российской Федерации. Присяга произносится с наложением правой руки на Специальный экземпляр Конституции. Также на подиуме размещаются Государственный флаг Российской Федерации и Штандарт Президента Российской Федерации.

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Учитель:  Какой праздник мы отмечаем 12 декабря?

Учащиеся: День Конституции Российской Федерации.

Учитель: Правильно.

Учитель: В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём?

Учащиеся: 12 декабря 1993 года.

Учитель: Совершенно верно.

Учитель: С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

Учитель: Что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция – это основной закон, по которому мы живём.

Учитель: Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

Учитель: Подумайте, что такое законы?

Учащиеся: Это правила, которые устанавливает государство.

Учитель: Следующая остановка – флаг Российской Федерации.

Учитель: Государственный флаг России - это один из отличительных знаков государства. Всё важное о государственном флаге - как он должен выглядеть и как его правильно использовать - записано в специальном законе.

Российский флаг - это прямоугольный кусок материи, состоящий из трёх горизонтальных цветных полос. Флаги, состоящие из трёх разноцветных полос, называют триколорами. Российский флаг - это российский триколор.

Полосы на флаге принято перечислять сверху вниз, поэтому российский флаг правильно называть "бело-сине-красным".

Учитель: Кто изобрел флаг?

Учитель: Слово флаг греческого происхождения от слова “флего”, что означает “сжигать, озарять, гореть”.

Учитель: В древности флаг на Руси назывался СТЯГ. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть» воинов для защиты своей земли. Наверное, впервые стяг появился на каком-нибудь древнем поле брани. В пылу битвы сражающиеся армии перемешались друг с другом, то есть враг с врагом, воины потеряли из виду своих полководцев. И тут один из потерявшихся полководцев - тот, который оказался самым сообразительным, - стянул и поднял вверх на кончике копья свою одежду. То ли плащ, то ли рубаху. Воины узнали плащ, воодушевились и со всех сторон поспешили к своему полководцу. Собрались вместе, построились в боевой порядок и разгромили врага.

Учитель: История российского флага

Впервые бело-сине-красный флаг появился в России в конце XVII века, а именно в 1693 году: Петр I, большой любитель всего новенького, использовал его как "флаг царя Московского". Правда, тогда в центре флага был ещё золотой двуглавый орёл.

В 1705 году тот же Петр I своим указом передал бело-сине-красный флаг торговым судам. Собственного государственного флага у России тогда не было вообще. Он появился у России только в XIX веке. Вначале он был чёрно-жёлто-белым. Его утвердил Александр II. Наконец, в 1883 году уже Александр III, распорядился использовать как государственный только бело-сине-красный флаг. Потом в Российской империи произошла революция и почти весь XX век государственным флагом нашей страны, которая теперь называлась СССР, было красное полотнище с серпом и молотом в уголке.

Лишь в 1991 году бело-сине-красный триколор вновь стал государственным флагом России. Белый, синий и красный цвета флага издревле почитались на Руси. Красный цвет символизировал отвагу, героизм, самопожертвование. Синий  – небо, верность и честь. Белый – мир, чистоту, благородство и совершенство.

Учитель: Следующая остановка – Государственный гимн.

Государственный гимн - это торжественная хвалебная песня, посвящённая Родине. Гимн - точно такой же символ государства, как герб или флаг, но в отличие от герба и флага гимн можно не только увидеть, его можно ещё и услышать или спеть самому.

Государственный гимн России исполняется во время важных государственных событий. Существует специальный Федеральный конституционный закон "О государственном гимне Российской Федерации". В этом законе объясняется, где и когда исполняется государственный гимн и как надо себя при этом вести. Например, в законе сказано, что во время официального исполнения гимна России нельзя сидеть или лежать. Нужно слушать или петь государственный гимн стоя. Причём мальчики во время исполнения гимна обязательно должны снять головные уборы, а девочки могут остаться в шапочках или платках.

Учитель: Давайте его послушаем. Прошу всех встать. Звучит государственный гимн России. (звучит гимн)

Учитель: Следующая остановка – Государственный герб.

Учитель: Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.

С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).

Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб. "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.

Учитель: Что мы знаем о создании гербов?

Учитель: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Учитель: Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ.

Учитель: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. 

Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Учитель: Что символизирует герб?

Учитель: Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Учитель: Вы узнали об официальных символах нашей страны: гимне, гербе, флаге, Конституции, но существуют так же и неофициальные символы, которые всегда связывают с Россией. А начну я с рассказа о столице нашей Родины – Москве.

Учитель:  Москва - столица Российской Федерации, город-герой, центр Московской обл. Крупнейший в стране и один из важнейших в мире политический, промышленный, научный и культурный центр..

-И другие символы, среди, которых Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы многих наших соотечественников, а также как место многочисленных исторических и судьбоносных событий является гордостью каждого и олицетворяет величие России. Красная площадь – символ центра страны, ее средоточие.

Учитель: Кремль является символом высшего руководства России

Учитель: Кремлевские куранты на Спасской башне,  давно уже стали символом не только Красной площади, но и точности, надежности и незыблемости России.

Учитель: Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.

Учитель: Матрешки –  неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке, матрешка – сложное изделие. При росписи нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.

Учитель: Медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа.

Учитель: Тульский самовар с жемчужником на тулове, с фигурной ручкой - веткой является символом русского гостеприимства. Самовар олицетворял бытовые стороны русского образа жизни .

Учитель: Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

  1. Заключительная часть.

Учитель: В заключение мне хотелось бы отметить, что символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего отечества. Мы гордимся прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас. На этом наш классный час закончен. Всем спасибо.

Учитель: Мы с вами поговорили о символах нашей Родины России. Я надеюсь, наше путешествие было для вас интересным и познавательным. И теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!