СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина «Из истории ОБРАЗОВАНИЯ Воронежской области».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта викторина о том, как развивалось образование в Воронежской области, какие были правила для учащихся в народных училищах...

Просмотр содержимого документа
«Викторина «Из истории ОБРАЗОВАНИЯ Воронежской области».»

Викторина

«Из истории ОБРАЗОВАНИЯ Воронежской области»


  1. В каком году вышел первый букварь? (В 1634 году в Москве вышел букварь Бурцева, переизданный в 1637 и 1698 гг. В конце XVII века издан первый иллюстрированный букварь Кариона Истомина.)

  2. Из чего состояла методика обучения грамоте? (Методика обучения грамоте состояла из заучивания наизусть азбуки, а затем часослова и псалтыри. Учили вслух и нараспев, как во время церковной службы.)

  3. Как оплачивался труд учителя в 17 веке? (Школьные учителя находились в материальной зависимости от родителей учащихся. Они должны был кормить наставника, принося ему съестные припасы. «Честь достойную учителю воздавайте, и от домов своих брашна и питиа приносите», советовал один из «Азбуковников».)

  4. В каком году Пётр I отправился в Западную Европу и под каким именем? (9 марта 1697 года в составе Великого Посольства. Сообщалось, что в числе делегации находится «унтер-офицер Преображенского полка по имени Пётр Михайлов.)

  5. В какие государства были направлены стольники для обучения? (В Голландию, Англию и Италию для обучения кораблестроению и мореходному делу.)

  6. В чём преуспели стольники, а в чём продемонстрировали свою несостоятельность? (Стольники показали неплохие навыки и сноровку в морских упражнениях. Что касается теоретических знаний, умения управлять кораблями, командовать экипажем, то здесь ученики продемонстрировали свою полную несостоятельность.)

  7. Сколько дворян было послано за границу для обучения, и сколько из них выдержали экзамен? Какие санкции были введены? (Из числа 72 дворян, посланных для обучения, только четверо выдержали экзамен, сделанный им самим государем в Воронеже. Остальным 68 человекам предоставлено или вторично отправиться в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений, на свой счёт, или возвратить выданные на поездку деньги.)

  8. Какие обстоятельства способствовали открытию школ в Воронеже? В каком году? (Для службы на флоте нужны были грамотные люди, владеющие специальными знаниями или имеющие хотя бы начальное образование. Не хватало специалистов корабельного дела: мастеровых, матросов, младших офицеров. В 1703 году весной в Воронеже была открыта первая «русская школа» для подготовки различных специалистов-кораблестроителей и младших офицеров флота.)

  9. Кто был первым учителем Русской школы? (Семён Минин, совмещавший свою должность с работой переплётчика в воронежском Адмиралтействе.)

  10. В каком году, и в каком количестве были открыты цифирные школы? (В 1716 году в России открываются первые 12 цифирных школ, в том числе и в Воронеже.)

  11. Режим работы цифирных школ:

  • длительность занятий (8 – 9 часов)

  • дисциплинарные меры (Наказывали розгами «Розга ум острит и память возбуждает», «Целуйте розгу, бичь и жезл лобзайте»)

  1. В каком году были открыты гарнизонные школы? (В 1721 году на 50 человек.)

  2. Кто обучался в этих школах и чему? (Мальчики с 7 до 15 лет сначала обучались чтению, письму и арифметике, а затем распределялись по способностям: 10 – учились артиллерии и фортификации, 20 – пению и музыке, 10 – слесарному мастерству и 10 – письмоводству. Показавшие особые успехи оставались в школе до 18 лет для совершенствования знаний.)

  3. Где была открыта Архиерейская школа в Воронежской губернии? ( В 1733 году в Острогожске, в школе обучались чтению, грамматике, церковному пению.)

  4. Какие санкции применялись в Архиерейских школах за непослушание? («…за игры во учении, за непослушание и леность, при всех оных школьниках таковых наказывать цепью и плетью, дабы впредь оныя так смотря прочие того не творили и опасалися».)

  5. В каком году было открыто «Народное училище»? (В 1783г. открылось Петербургское главное народное училище. 22 сентября 1786г. на базе Воронежского народного училища было открыто Главное народное училище (ГНУ).)

  6. Правила для учащихся в народных училищах.

Были установлены точные сроки приёма в училище учеников: летом – до Фомина понедельника или зимой - к 1 ноября.

Утром, перед приходом в училище, ученик обязан умыть лицо и руки, причесаться и, если надо, обрезать ногти. Помолившись и собрав книги, тетради, перо, числительную доску, ребёнок должен идти в школу к точно определённому времени. Занятия проводились зимой до обеда, с 8 до 11 утра, а после обеда – с 14до 17 часов.

Когда перед началом занятий учитель начнёт проверять учеников по списку, то каждый должен, «встав чинно, сказать: «Здесь». В случае опоздания обязан коротко объяснить причину «отлучки».

Если учитель обращается к ученику с вопросом, а тот не знает как ответить, «тому, кто знает поднятием левой руки должно знать, что он в состоянии отвечать, однако ж не прежде должен говорить, пока не получит дозволение»

Любовь и послушание учителю – основа поведения ученика, ибо «кто в юности учителю не послушен, тот возмужавши и власти гражданской обыкновенно не покоряется».

По окончании школы ученик обязан со своими родителями или опекуном явится к учителю и, поблагодарив его за труды, «испросить» у него письменное свидетельство о своём поведении.

К товарищам ученик должен относиться дружелюбно, не ссориться, не драться, не ругаться «поносительными словами»

Над наказанным товарищем никто не смеет издеваться и рассказывать об этом дома. Особенно бережно нужно хранить вещи и книги своих «соучеников». Если посторонние войдут в класс, то ученики обязаны встать и поклониться.

После занятий «на улице не следует затевать игру, крик и другие беспутства», но пристойно идти прямо домой, «каждой мимо идущей особе кланяться, а пришёл домой, первое почтить своих родителей или начальствующих целованием у них руки».

Дома и в других местах без разговора выполнять распоряжения родителей и начальников, прежде старших за обеденный стол не садиться, первыми не брать кушанья, разговаривать «со возможной учтивостью», воздерживаться от вина, водки и пить только чистую воду.

Перед сном, после молитвы следует пожелать родителям «доброй ночи», платье снять и аккуратно сложить.

Находясь дома или «в ином месте» не затевать ссор, непристойных и срамных разговоров, речей суетных и «баснословных сказок», с «бездельниками в игру не пускаться».

Ученик обязан прилежно повторять уроки; в день «отдохновения» может бегать и играть, но всегда обязан «соблюдать всякую благопристойность, дабы не происходило ничего наглого, соблазнительного и вредного»

Долгом ученика является неукоснительное выполнение установленных правил. Этим он доставляет себе честь, учителям и училищу.



2