Викторина
«Из истории ОБРАЗОВАНИЯ Воронежской области»
В каком году вышел первый букварь? (В 1634 году в Москве вышел букварь Бурцева, переизданный в 1637 и 1698 гг. В конце XVII века издан первый иллюстрированный букварь Кариона Истомина.)
Из чего состояла методика обучения грамоте? (Методика обучения грамоте состояла из заучивания наизусть азбуки, а затем часослова и псалтыри. Учили вслух и нараспев, как во время церковной службы.)
Как оплачивался труд учителя в 17 веке? (Школьные учителя находились в материальной зависимости от родителей учащихся. Они должны был кормить наставника, принося ему съестные припасы. «Честь достойную учителю воздавайте, и от домов своих брашна и питиа приносите», советовал один из «Азбуковников».)
В каком году Пётр I отправился в Западную Европу и под каким именем? (9 марта 1697 года в составе Великого Посольства. Сообщалось, что в числе делегации находится «унтер-офицер Преображенского полка по имени Пётр Михайлов.)
В какие государства были направлены стольники для обучения? (В Голландию, Англию и Италию для обучения кораблестроению и мореходному делу.)
В чём преуспели стольники, а в чём продемонстрировали свою несостоятельность? (Стольники показали неплохие навыки и сноровку в морских упражнениях. Что касается теоретических знаний, умения управлять кораблями, командовать экипажем, то здесь ученики продемонстрировали свою полную несостоятельность.)
Сколько дворян было послано за границу для обучения, и сколько из них выдержали экзамен? Какие санкции были введены? (Из числа 72 дворян, посланных для обучения, только четверо выдержали экзамен, сделанный им самим государем в Воронеже. Остальным 68 человекам предоставлено или вторично отправиться в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений, на свой счёт, или возвратить выданные на поездку деньги.)
Какие обстоятельства способствовали открытию школ в Воронеже? В каком году? (Для службы на флоте нужны были грамотные люди, владеющие специальными знаниями или имеющие хотя бы начальное образование. Не хватало специалистов корабельного дела: мастеровых, матросов, младших офицеров. В 1703 году весной в Воронеже была открыта первая «русская школа» для подготовки различных специалистов-кораблестроителей и младших офицеров флота.)
Кто был первым учителем Русской школы? (Семён Минин, совмещавший свою должность с работой переплётчика в воронежском Адмиралтействе.)
В каком году, и в каком количестве были открыты цифирные школы? (В 1716 году в России открываются первые 12 цифирных школ, в том числе и в Воронеже.)
Режим работы цифирных школ:
длительность занятий (8 – 9 часов)
дисциплинарные меры (Наказывали розгами «Розга ум острит и память возбуждает», «Целуйте розгу, бичь и жезл лобзайте»)
В каком году были открыты гарнизонные школы? (В 1721 году на 50 человек.)
Кто обучался в этих школах и чему? (Мальчики с 7 до 15 лет сначала обучались чтению, письму и арифметике, а затем распределялись по способностям: 10 – учились артиллерии и фортификации, 20 – пению и музыке, 10 – слесарному мастерству и 10 – письмоводству. Показавшие особые успехи оставались в школе до 18 лет для совершенствования знаний.)
Где была открыта Архиерейская школа в Воронежской губернии? ( В 1733 году в Острогожске, в школе обучались чтению, грамматике, церковному пению.)
Какие санкции применялись в Архиерейских школах за непослушание? («…за игры во учении, за непослушание и леность, при всех оных школьниках таковых наказывать цепью и плетью, дабы впредь оныя так смотря прочие того не творили и опасалися».)
В каком году было открыто «Народное училище»? (В 1783г. открылось Петербургское главное народное училище. 22 сентября 1786г. на базе Воронежского народного училища было открыто Главное народное училище (ГНУ).)
Правила для учащихся в народных училищах.
Были установлены точные сроки приёма в училище учеников: летом – до Фомина понедельника или зимой - к 1 ноября.
Утром, перед приходом в училище, ученик обязан умыть лицо и руки, причесаться и, если надо, обрезать ногти. Помолившись и собрав книги, тетради, перо, числительную доску, ребёнок должен идти в школу к точно определённому времени. Занятия проводились зимой до обеда, с 8 до 11 утра, а после обеда – с 14до 17 часов.
Когда перед началом занятий учитель начнёт проверять учеников по списку, то каждый должен, «встав чинно, сказать: «Здесь». В случае опоздания обязан коротко объяснить причину «отлучки».
Если учитель обращается к ученику с вопросом, а тот не знает как ответить, «тому, кто знает поднятием левой руки должно знать, что он в состоянии отвечать, однако ж не прежде должен говорить, пока не получит дозволение»
Любовь и послушание учителю – основа поведения ученика, ибо «кто в юности учителю не послушен, тот возмужавши и власти гражданской обыкновенно не покоряется».
По окончании школы ученик обязан со своими родителями или опекуном явится к учителю и, поблагодарив его за труды, «испросить» у него письменное свидетельство о своём поведении.
К товарищам ученик должен относиться дружелюбно, не ссориться, не драться, не ругаться «поносительными словами»
Над наказанным товарищем никто не смеет издеваться и рассказывать об этом дома. Особенно бережно нужно хранить вещи и книги своих «соучеников». Если посторонние войдут в класс, то ученики обязаны встать и поклониться.
После занятий «на улице не следует затевать игру, крик и другие беспутства», но пристойно идти прямо домой, «каждой мимо идущей особе кланяться, а пришёл домой, первое почтить своих родителей или начальствующих целованием у них руки».
Дома и в других местах без разговора выполнять распоряжения родителей и начальников, прежде старших за обеденный стол не садиться, первыми не брать кушанья, разговаривать «со возможной учтивостью», воздерживаться от вина, водки и пить только чистую воду.
Перед сном, после молитвы следует пожелать родителям «доброй ночи», платье снять и аккуратно сложить.
Находясь дома или «в ином месте» не затевать ссор, непристойных и срамных разговоров, речей суетных и «баснословных сказок», с «бездельниками в игру не пускаться».
Ученик обязан прилежно повторять уроки; в день «отдохновения» может бегать и играть, но всегда обязан «соблюдать всякую благопристойность, дабы не происходило ничего наглого, соблазнительного и вредного»
Долгом ученика является неукоснительное выполнение установленных правил. Этим он доставляет себе честь, учителям и училищу.
2