СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Из жизни великих химиков"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Из жизни великих химиков"»

Викторина «Из жизни великих химиков»

Цели и задачи:

•    Активизировать познавательную деятельность учеников;

•   Способствовать развитию интереса учеников к школьному предмету химия;  

  1. Определите, о каком ученом идет речь?

(Демонстрируется портрет этого ученого).

1. Н.Н.Зинин высоко ценил своего ученика как будущего ученого-химика, но не одобрял его увлечения музыкой. «Господин Б. ,- говорил он ему,- поменьше занимайтесь романсами… На Вас я возлагаю все свои , чтобы приготовить заместителя своего… а вы все о музыке и ловите двух зайцев».

(А.П.Бородин).

2. Он отличался большой физической силой и любил при случае ее демонстрировать. Так, например, зайдя к своему товарищу Н.П. Вагнеру и не застав его дома, он оставил своеобразную «визитную карточку», изготовленную тут же на месте. В нее превратилась кочерга, которую он изогнул в виде буквы «Б».

(А.М. Бутлеров).

3. Он жил в университете, причем дверь его квартиры вела прямо в химическую лабораторию. Во время проведения большого практикума, когда студенты осваивали азы органического синтеза, вошел он. Один из студентов, чтобы показать свое рвение, так и уставился на колбу с кипящей жидкостью. Проходя мимо этого студента, он положил руку на его плечо и произнес: « Друг мой, отодвиньтесь от колбы, все равно молекул не разглядите».

(Н. Д. Зелинский).

4. На протяжении многих лет этот ученый был профессором Медико-хирургической академии в Петербурге, должность его ассистента занимал А.П. Бородин. В Медико-хирургической академии его лаборатория размещалась в двух мрачных комнатах. За неимением вытяжных шкафов перегонки, выпаривание даже зимой приходилось делать во дворе. Тем не менее, эта лаборатория привлекала многих начинающих ученых и превратилась в своеобразный химический клуб. Громко, высоким тенором развивал новые идеи, из-за отсутствия доски и мела, писал пальцем на пыльном столе уравнения реакций, которым позднее было отведено почетное место в химической литературе.

(Н.Н. Зинин).

5. В один апрельский день он пришел на лекцию в разных ботинках – черном и желтом. На совет ассистента сходить домой и поменять обувь, последовал ответ: «Ничего из этого не выйдет! Когда я уходил в университет, то обратил внимание, что дома остался один черный и один желтый ботинки».

(И.А.Каблуков).

6. Однажды на камзоле этого ученого протерлись локти до дыр. Повстречавшийся его придворный щеголь ехидно заметил по этому поводу: «Оттуда выглядывает ученость». «Нисколько , сударь! Глупость заглядывает туда!».

(М.В. Ломоносов).

7. Учеба вначале давалась ему нелегко. На первом курсе Педагогического института он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные отметки. Но на старших курсах дело пошло лучше. Окончив институт в 1885 году с золотой медалью, он получил диплом старшего учителя.

(Д.И. Менделеев).

8. У него были длинные волосы, а стригся он лишь раз в год – весной, когда, как он говорил: «Линяют животные». Однажды его должны были представить Александру III. Весь двор и сам царь надеялись, что ученый по этому поводу пострижется. Однако он не изменил своим привычкам и предстал на аудиенции в обычном виде.

(Д.И. Менделеев).


2. Открытия великих химиков.

1. Кто из великих химиков был организатором первой в России научно-химической лаборатории ?

(М.В. Ломоносов)

2. Кто из выдающихся советских физико - химиков, академиков АН СССР, стал первым лауреатом Нобелевской премии по химии в нашей стране?

В каком году и за какую работу он был удостоен этого звания?

(Н.Н. Семёнов, «Исследование механизма химических реакций», 1956)

3. Кому принадлежат эти слова и о ком идёт речь? « Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, … обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец – он всё испытал и всё проник».

(А.С. Пушкин о М.В. Ломоносове»)

4. «Некоторой частью своей славы этот учёный обязан общественному пивоваренному заводу, находившемуся по соседству с его домом. На этом заводе, где распространялся сильный запах, он проводил всё свободное время, производя опыты с газом, выделяющимся из огромных чанов во время приготовления пива. Он зажигал деревянные лучинки и подносил их к пузырькам бесцветного газа, выделяющимся из бродящего пива».

Кто этот учёный? О каком газе идёт речь?

(Дж. Пристли, углекислый газ)

5. В 1830 г. Ж. Дюма распространил представление об изомерии на органические соединения. Термин «изомер» появился годом позже.

Кто предложил термин «изомер» и кем было дано объяснение явления изомерии?

( Й. Берцелиус, А.М. Бутлеров)

6. Группа американских химиков во главе с Т. Сиборгом в 1955 г. получила новый элемент, которому «в честь русского химика единодушно присвоила название …».

Что это за элемент? О каком учёном идёт речь?

(Элемент № 101 «менделевий», Д.И. Менделеев)

7. «… невольно зарождается мысль о том, что между массой и химическими особенностями элементов необходимо должна быть связь. Искать же что-либо – хотя бы грибы или какую-либо зависимость нельзя иначе, как смотря и пробуя»

Кто автор этих строк? О каком открытии идёт речь? Как называется книга, рассказывающая об этом открытии?

(Д.И. Менделеев, «Основы химии», Периодическая система)

8. Великий русский химик Д.И. Менделеев видел эту женщину ещё молодой девушкой, приготовлявшей растворы в лаборатории своего двоюродного брата в её родном городе Варшаве. Он был знаком с её отцом, профессором математики и физики в высшей школе. Однажды Менделеев сказал, что ей принадлежит великое будущее, если она посвятит себя химии.

О ком говорил Д.И. Менделеев? Назовите имя этой женщины.

( Мария Складовская -Кюри)

9. «Сколько тысячелетий человек выплавляет из «камней» - руд – металлы, столько тысячелетий известно, что сильный жар действует на различные «камни» по-разному. Есть, в частности, один «камень», который от сильного жара изменяется иначе, чем другие минералы. Он обращается в порошок с особыми свойствами. Этот порошок очень едок, при соприкосновении с ним на коже появляются волдыри и язвы, как при ожоге, а при смешивании с водой он так сильно разогревается, что вода бурно закипает. Вязкое тесто, приготовленное из порошка и воды, с течением времени затвердевает в плотную массу». Это вещество применяли ещё строители древнего Египта.

Что это за вещество? Назовите продукт его прокаливания.

(Известняк, продукт его прокаливания – оксид кальция)

10. Изобретательству в области производства цветных стёкол отдал дань М.В. Ломоносов, а другой учёный разработал способы производства пеностекла – строительного пористого стекла с очень малой плотностью, плохой звукопроводностью и превосходными теплоизоляционными свойствами.

Назовите фамилию этого учёного.

(И.Г. Гребенщиков)

11. В одном из первых русских учебников химии, изданном в России в 1812 г., были такие строки: «Воздушные шары суть тела, кои в окружающем нас воздухе сами собою возвышаются и довольный груз с собой подымают. Сие открытие столь же для неопытных удивительно, сколько для опытных важно. Воздухоплавание есть одно из изобретений, кои человеческому уму делает честь…»

Каким газом заполнены воздушные шары? Кто и в каком году открыл этот газ?

(Водород, Г. Кавендиш, в 1782 г.)

12. В 1963 г.английский биохимик сделал открытие, за которое получил Нобелевскую премию по химии.

Назовите фамилию этого учёного. Какое открытие он сделал?

(Фредерик Сенгер, синтез инсулина)

13. Русский врач Н.И. Лунин ещё в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы ещё какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.

О каких веществах идёт речь?

(О витаминах)


Литература


1.. https://multiurok.ru/files/viktorina-iz-zhizni-vielikikh-uchienykh-khimikov.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!