СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина к Дню российской науки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина предназначена для обучающихся  среднего и старшего возраста, побуждает участников к расширению знаний своего кругозора, включая в себя вопросы от истории развития Российской науки в разных сферах

Просмотр содержимого документа
«Викторина к Дню российской науки»

Рекомендации идей ,

которые можно использовать в работе выставки в

Кванториуме в г. Мариуполе


8 февраля отмечается День российской науки. Во многих школах нашей Республики в этот день проводятся тематические мероприятия, которые помогают школьникам погрузиться в мир научных исследований, заинтересоваться изучением наук, понять их ценность. Даже если мы ничего не знаем об авторах научных открытий, именно их работа помогает нам каждый день в решении самых разных задач.

Отдел организационно-массовой и методической работы ГБНООДМ «Юность» предлагает несколько идей, чтобы организовать и провести увлекательный День российской науки в школе или в любом другом учебном образовательном учреждении. Используя те или иные вещи каждый день, мы и не задумываемся, что когда-то они были придуманы простыми людьми, которые и не планировали попасть в анналы истории, а просто решали какую-то свою задачу.

Пусть организованные активности в рамках празднования Дня российской науки помогут пробудить среди учеников кулибиных, сеченовых и ломоносовых . Пусть имена наших ребят Республики в обозримом будущем станут известными всей стране, и пусть они  помнят своих Учителей, которые помогли им стать выдающимися учёными. Пусть учение идёт с увлечением!       

Итак, как можно оформить тематические стенды для выставки в фойе Кванториума под девизом

 «Изобретения для каждого из нас»

1) «Мал, да удал» (самые маленькие изобретения); 

2) «Держи ухо востро» (самые опасные изобретения); 

3) «Технологии на службе человека»; 

4) «Кто владеет информацией — владеет миром» (изобретения, связанные с обработкой и передачей информации); 

5) «Параллельные открытия» (открытия и изобретения, которые были независимо друг от друга сделаны разными учёными).

Дополнительно можно организовать голосование за самые полезные изобретения или открытия, сделанные отечественными учёными. Пусть каждый ученик выберет только одно открытие, за которое он проголосует (чтобы голосование было объективным и  каждый проголосовал только один раз, используйте жетоны, которые нужно будет  отправить в специальную коробку). Чтобы сузить круг кандидатов — участников финального  голосования, эту процедуру можно провести в 2 этапа.

На первом этапе выдвигаются не более трёх кандидатов в финалисты, на втором — формируется список из 10 изобретений и/или открытий, которые и участвуют в финальном голосовании.

Используем пространство фойе

Для организации задействуем само фойе разделить на тематические зоны или посвятить одному из направлений. Например, так: 

-научные открытия; 

-научные изобретения; 

-великие имена; 

-детские изобретения.

Другой вариант организации пространства фойе — представить в каждой зоне комплексные материалы, посвящённые одной из наук: физике, химии, биологии, астрономии, истории, географии и т. д. 

Проектная деятельность, выстроенная с опорой на открытия, традиционно увлекает ребят и помогает им погрузиться в таинственный мир исследований.

Ученики начальных классов ещё слишком малы, и им будет сложно проводить собственные научные исследования.

Для них можно организовать Уголок «Волшебник-чародей» ,где они смогут увидеть интересные опыты и изобретения, которые будут демонстрировать и представлять старшеклассники. Для поддержания интереса к исследованиям можно предложить им изготовить известные всем предметы из необычного материала ,которые можно разместить на нескольких столиках в фойе. Например, изготовить посуду, украшения, школьные принадлежности из бумаги или пластилина, из старых скрепок или тканей. Заодно можно будет поднять тему экологичного образа жизни и осознанного потребления. А в рамках праздничных мероприятий все созданные предметы станут частью выставки .

Идеи для старшеклассников

Для учащихся 9–11-х классов День российской науки может стать помощником в выборе вуза. Можно пригласить представителей высших учебных заведений вашего региона или организовать с ними видеозвонок, чтобы показать ребятам перспективы научной деятельности. 
Если в вашей школе есть выпускники, которые и по сей день занимаются наукой — может, даже сделали свои открытия или их имя известно на уровне региона или страны, — можно рассказать о них или пригласить их на встречу со школьниками. Пусть ребята заранее подготовят вопросы, которые хотели бы им задать, чтобы встреча получилась интересной и яркой.
Актуальными остаются и традиционные варианты проведения Дня науки в формате научной конференции, брейн-ринга, игры «Что? Где? Когда?», посвящённых достижениям российской науки.  

«Имена на все времена»

Безусловно, есть имена великих учёных, известные каждому практически с пелёнок, — ЛомоносовМенделеевКулибинКибальчичШахматов… Но многие изобретатели оказались незаслуженно забыты. Предложите ребятам стать участниками марафона по поиску информации о таких учёных и собрать как можно больше интересных фактов. 
Вот несколько идей для начала: 

Е. М. Артамонов — изобретатель первого в мире велосипеда с педалями, рулём и поворачивающимся колесом («педальный самокат»);

Н. Н. Бенардос — изобретатель электросварки металлов;

Ф. А. Блинов — создатель первого в мире гусеничного трактора; 

Б. Б. Голицын — основатель новой науки о распространении сейсмических волн в недрах Земли (сейсмологии); 

П. И. Гроховский — конструктор, разработавший первые в мире хлопчатобумажные парашюты, парашютные системы и автоматические устройства к ним, грузовые контейнеры для воздушно-десантных войск, оригинальные конструкции опытных самолётов; 

В. П. Демихов — первый в мире хирург, осуществивший пересадку лёгких и создавший модель искусственного сердца.

Ещё одна идея — обращение к опыту гениев, которые сделали несколько открытий в одной или разных сферах (например, М. Ломоносов, Н. Пирогов, И. Курчатов, Н. Лобачевский, И. Павлов, И. Мечников, П. Капица и др.).

Можно дать старт проекту под условным названием «Великие имена и открытия наших соотечественников».

Ребята считают, что все открытия и изобретения можно сделать, только став взрослыми? Предложите им поближе познакомиться с изобретениями и открытиями, сделанными детьми. 

10-летний российский школьник из Казани Сергей Валеев собрал из конструктора «Лего» действующий протез руки; 

13-летняя Алсу Таржеманова из Аромашево (Тюменская область) разработала пособия (книги) для инвалидов;

восьмиклассница из Нижнего Новгорода Арина Филимонова изобрела костюм для реабилитации пациентов с переломом позвоночника;

14-летний москвич Дмитрий Резников разработал зубную щётку для космонавтов.

В продолжение исследования этого вопроса предложите ребятам попробовать сделать своё открытие. Пусть начнут свой путь с ответов на вопросы:

1) какие открытия могут быть полезны для людей разного возраста; 

2) какая тема увлекает лично меня; 

3) знание каких наук будет полезно; 

4) помощь специалистов каких направлений будет мне нужна;

5) я хочу оставить след в истории или помочь сотням людей, пусть даже они не будут знать моё имя? 

Истории о юных изобретателях могут вдохновить также на изменение своего распорядка дня и привычек. Предложите активистам подготовить буклеты для одноклассников:

- «Полезные привычки для начинающих исследователей»

-«Как научиться генерировать идеи, чтобы сделать открытие»

-«Распорядок дня будущего учёного»

- «Как стать нобелевским лауреатом: 10 простых шагов» и так далее. 

Можно устроить в фойе палатку-кинотеатр и посмотреть небольшие, но полезные  

готовые видеоуроки, представленные учебными заведениями Республики по химии ,провести онлайн викторину, подготовить тесты по теме и ряд других. 

Можно организовать эксперементальную лабораторию «Юные умельцы» проведения опытов на глазах у зрителей.

1-й ОПЫТ. Подводная лодка

 Для демонстрации нам понадобятся: две пол-литровые банки и одна литровая; два яйца; соль; вода.

Ход опыта: Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо.  Оно утонет.  Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л. воды).  Опустите туда второе яйцо -  оно будет плавать. Объяснение: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.  А теперь положите на дно литровой банки яйцо.

Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.  Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать.  Подливая пресную воду -  того, что яйцо будет тонуть.  Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

2-й ОПЫТ «Танцующая фольга»

 В этом опыте ребята воспользовались расчёской. Наэлектризованная расчёска заставила фольгу танцевать.

3-й ОПЫТ «Окрашивание воды»

На занятия ИЗО вас научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? ( акварель).

У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? ( синий). Проверим! (Двое участников при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).

Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом. Следующее превращение! Вот посмотри без красок с помощью йода и крахмала можно получить разные цвета от желтого до синего.  Вода и йод нам дадут желтый оттенок воды, а вода, йод и крахмал - получится синяя вода.

1. В колбу с водой растворяем каплю йода -  получаем жёлтую воду.

2. Потом добавляем белый порошок крахмала, и получается синяя вода.


Пока работает выставка ,можно периодически повторять опыты для ребят с участием других посетителей.

Можно организовать палатку «Юных математиков» и провести с ребятами конкурсы. «Занимательная математика» 1 конкурс.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Математика даёт
Для победы трудностей закалку,
Учит нас хороший выполнять расчёт,
Развивать и волю, и смекалку.

«Узнай фигуру»-2 конкурс

  • У этой фигуры все стороны равны. (Квадрат)

  • У этой фигуры противоположные стороны равны. (Прямоугольник)

  • Эта фигура может быть прямой, тупой, острой. (Угол)

  • У этой фигуры пять углов (вершин). (Пятиугольник)

  • Эта фигура часть плоскости заключает в круг. (Окружность)

  • Какой фигуре окружность родня? (Шару)

  • У какой фигуры всего по 3? (Треугольник)

  • Эта фигура получается прикосновением пера или мела к чему-то. (Точка)

Задачи-шутки-3 конкурс

  • У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье? (8)

  • Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый? (По одному)

  • Мальчик нашёл на дороге 5 копеек. Сколько денег найдут два мальчика? (Нисколько)

  • Что легче – килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково)

  • Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

  • На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

  • На берёзе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (На берёзе яблоки не растут.)

  • Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 48 часов будет солнечная погода? (Нет, так как 48 часов – это двое суток, поэтому снова будет 12 часов ночи.)

4-й конкурс “Весёлый счёт”

Победителю в этом конкурсе присуждается приз.

Выиграет капитан, который быстро и правильно посчитает от 10 до 250 десятками и покажет соответствующие числа в таблице.



70

250

80

180

20

160

10

240

130

220

100

230

90

30

60

150

40

140

170

190

110

200

120

210

50



50

170

110

20

90

160

10

250

60

190

240

100

180

200

130

150

230

40

120

30

70

140

220

80

210

Пока работает выставка ,можно периодически повторять опыты для ребят с участием других посетителей.

Материал подготовила методист Е.М. Чумаченко