«КАК МАТЕМАТИКА С РУССКИМ ПОДРУЖИЛИСЬ»
Преподаватели: Т.И.Рябцева, А.А.Бухарина
«Из всех языков мира самый лучший – это искусственный, весьма сжатый язык математики». Н.И.Лобачевский
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» К.Г.Паустовский
1. Организационный момент. Жюри.
2. Учитель математики:
- Здравствуйте, ребята! Тема нашей викторины «Как математика с русским языком подружились» (слайд № 1). (слайд № 2).

Сегодня нас с вами ожидает необычный, увлекательный и очень познавательный конкурс. Познакомимся с нашими командами (слайд 3).

Обычно люди отправляются в путешествие, чтобы интересно и с пользой провести время, чтобы узнать что-то новое. Вот и мы с вами, отправляясь в интересное путешествие, постараемся провести время как можно более плодотворно, чтобы узнать что-то новое, чему-то научиться и стать чуть-чуть умнее и образованнее.
3. Учитель русского языка:
- Вами ПРЕДСТОИТ ПРОЙТИ первое испытание – узнать девиз нашей викторины(СЛАЙДЫ 4, 5, 6, 7).

А сейчас вспомним большую и дружную семью частей речи. Назовите известные вам части речи. (Ребята называют части речи). (слайд № 8).

Ребята, у нас для вас есть небольшой сюрприз, но прежде я хочу задать вам вопрос: «Как вы думаете, между русским языком и математикой много общего?» (Ответы детей). А теперь обещанный сюрприз! К нам в школу пришли гости.
4. Сценка.
Приглашаются две Царицы.(слайд 9)

- Здравствуйте! Я – математика, царица наук, дисциплина точная. У меня дважды два – всегда 4, и никаких исключений! Не то, что в русском языке: то ЖИ – ШИ пиши, то не пиши. Железная логика и неоспоримые доказательства – вот что такое математика! Нет, с русским языком у меня ничего общего быть не может.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуй, царица! Я царица русского языка думаю, что ты ошибаешься. У нас много общего. Я это докажу. Во-первых, логика ни в одной науке не помешает, во-вторых, все цифры и понятия в математике называются словами, а это основные единицы языка. И самое главное! В русском языке есть замечательная часть речи – числительное. Ты как королева чисел должна это оценить.
( сказка).
- Как же я забыла о числительном! Замечательная часть речи! Оно каждую цифру, каждое число знает и называет по имени! Я его просто обожаю! Дорогая королева, отныне между нами больше нет разногласий! Дружба?
- Дружба!
5. Слово учителя математики.
- Итак, русский язык и математика подружились, благодаря имени числительного. Вспомните, как много хороших слов, восхищений в адрес числительного было сказано царицей наук.
6 .Учитель русского языка
- Предлагаю продолжить наше путешествие. Для этого мы отправимся в гости к одному знающему человеку. Я вас сейчас с ним познакомлю. Представляю вам сказочного героя – звездочёта. В одной сказочно красивой и удивительно интересной стране живёт звездочёт – замечательный учёный, который сосчитал все звёзды на небе. (слайд 10)
Звездочёт. 
- Я прочитал 3000 книг и сам написал 333 книги. Я искренне влюблён в звёздное небо. К планетам большим и малым я отношусь как к людям, потому что считаю, что между ними много общего. Звёзды, как люди, живут и умирают, сияют и гаснут, срываясь с высот в свой последний полёт и оставляя на мрачном небе яркий огненный след.
7. Учитель русского языка.
- Вот такой он наш звездочёт: очень обаятельный и очень умный. Но самое невероятное: он знает всё не только о планетах и числах, но и числительных! Он даже начал писать книгу, которая так и называется «Числа и числительные». У него в руках страницы этой книги. Послушайте, ребята.
Звездочёт (читает книгу).
- Наши далёкие предки придумали слова, которые называли различные предметы, их свойства и действия, а также чувства людей, явления природы. Всему, что существует на белом свете, человек дал названия. Давным-давно люди научились не только писать и читать, но и считать. Числа стали прочно входить в их речь, в их быт. Значит, перед языком встала новая задача: создать такую часть речи, которая могла бы назвать число или порядок исчисления определённым словом. Так в языке появились числительные.
Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? /спит/
Какой месяц короче других?/май – всего три буквы/
На что похожа половина яблока?/на вторую половину/
Когда козе исполнится 7 лет, что будет дальше?/пойдёт восьмой/
Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутках?/ те, которые остановились/
Что случится 30 февраля?/ничего, в феврале 28 или 29 дней, 30 не бывает/
Что легче: кг ваты или кг железа?/одинаково по кг/
Когда человек стоит на часах?/когда он часовой/
Что случится с голубым шарфом, если его опустить на 5 минут в воду?/намокнет/
Может ли дождь идти 2 дня подряд?/не может, потому что ночь разделяет дни/
8. Учитель русского языка. - Вот вам задание от самого звездочёта! Прочитайте. Стихотворение Ванды Хотомской (слайд №11)

У про100го 100рожа –
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви Не носил никто!
9. Учитель русского яз.
Назовите числительные 
10. Учитель математики.
- Так как числительные обозначают числа, давайте вернёмся к математике. Посмотрим на сколько сильны наши команды. Вам даётся 1 минута. Сколько будет правильных ответов на вопросы, столько баллов вы получите (слайд 13)
Вопросы 1 команде:
Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)
Какие диагонали квадрата? (равные)
Ставят в журнале? (оценки)
Что используют при записи чисел? (цифры)
Плюсик без палочки? (минус)
Неприятная школьная оценка? (два)
Числа, употребляемые при счёте предметов? (натуральные)
Как называется результат сложения ? (сумма)
Сколько минут в одном часе? (60)
Третий месяц летних каникул? (август)
Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км.)
О каком геометрическом теле даёт представление чум ненцев? (конус)
Наименьшее простое число( 2)
Вопросы 2 команде:
Какую математическую фигуру украшают брильянтами? (кольцо)
Сумма всех сторон прямоугольника – это? (периметр)
Высший балл в шкале России? (5)
Как называется прибор для измерения отрезков? (линейка)
Знак сложения? (плюс)
Школьная оценка между приятной и неприятной? (три)
Самое маленькое натуральное число? (1)
Как называется результат умножения (произведение)
Сколько грамм в 1 килограмме? (1000)
Первый месяц зимы? (декабрь)
Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
Форма футбольного мяча? (шар)
Царица математики? (арифметика)
Тур капитанов. ( слайд 14).
Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном,
Воздушным, водным и земным!
Как вы уже догадались, следующий тур – капитанов.
Прошу капитанов на “капитанский мостик”.
Отгадайте, о каких понятиях идёт речь?
У него стороны идут в разные стороны (развёрнутый угол).
Как “мышеловку” записать пятью буквами? (кошка)
Что идёт, не двигаясь с места? (время)
11. Учитель математики
Болельщики тоже хотят принять участие. (слайд № 15).
Вопросы болельщикам:
У двузначного числа их две? (цифры)
Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (угол)
Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется? (квадрат)
Несчастливое число? (13)
Этот инструмент используют при построении окружности? (циркуль)
Знак вычитания? (минус)
Самая приятная школьная оценка? (5)
Является ли число 0 натуральным? (нет)
Как называется результат деления? (частное)
Сколько миллиметров в 1 см? (100)
Сколько музыкантов в квартете? (4)
Сколько горошин может войти в пустой стакан? (ни одной, горошины не ходят)
Какое дно у стакана? (круглое)
В арифметике – цифра, в геометрии - ..? (точка)
13. Учитель русского языка.( слайд.16)
-ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО (ПОСЛЕДНИЙ СЛОГ ПЕРВОГО СЛОВА ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВЫМ СЛОГОМ ВТОРОГО СЛОВА
КЛЮ ( . . . ) ДРАТ
НО ( . . ) ВЕНСТВО
СУМ ( . . ) СТЕР
ЧИ ( . . . ) ВО
НО ( . . ) Р
У ( . . . ) ОС
КР ( . . ) ОЛ
14. Учитель математики
АЛЕША, БОРЯ И ВИТЯ УЧАТСЯ В ОДНОМ КЛАССЕ. ОДИН ИЗ НИХ ЕЗДИТ ДОМОЙ ИЗ ШКОЛЫ НА АВТОБУСЕ, ДРУГОЙ НА ТРАМВАЕ, А ТРЕТИЙ НА ТРОЛЕЙБУСЕ. ОДНАЖДЫ, ПОСЛЕ УРОКОВ, АЛЕША ПРОВОЖАЛ ДРУГА ДО ОСТАНОВКИ АВТОБУСА. КОГДА МИМО НИХ ПРОХОДИЛ ТРОЛЕЙБУС, ТО ТРЕТИЙ ДРУГ КРИКНУЛ ИЗ ОКНА: ”БОРЯ, ТЫ ЗАБЫЛ В ШКОЛЕ ТЕТРАДЬ!”
НА КАКОМ ВИДЕ ТРАНСПОРТА КАЖДЫЙ ЕДЕТ ДОМОЙ?
Ответ:
АЛЕША ЕЗДИТ НА ТРАМВАЕ, БОРЯ НА АВТОБУСЕ, А ВИТЯ НА ТРОЛЕЙБУСЕ.
15.Вставьте пропущенное число Ответ: 54.
16. Обратите внимание на эту запись: «Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой да на обеих ногах десять». (Слайд 20) Отчего он оказался таким уродцем ?
17. Подведение итогов.