СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина «КАК МАТЕМАТИКА С РУССКИМ ПОДРУЖИЛИСЬ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина «КАК МАТЕМАТИКА С РУССКИМ ПОДРУЖИЛИСЬ» подготовлена и проведена для  учеников  5-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Викторина «КАК МАТЕМАТИКА С РУССКИМ ПОДРУЖИЛИСЬ»»

«КАК МАТЕМАТИКА С РУССКИМ ПОДРУЖИЛИСЬ»
Преподаватели: Т.И.Рябцева, А.А.Бухарина

 

  «Из всех языков мира самый лучший – это искусственный, весьма сжатый язык математики». Н.И.Лобачевский

    «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» К.Г.Паустовский

     

1.     Организационный момент. Жюри.

2.     Учитель математики:

- Здравствуйте, ребята! Тема нашей викторины «Как математика с русским языком подружились» (слайд № 1). (слайд № 2).

Сегодня нас с вами ожидает необычный, увлекательный и очень познавательный конкурс. Познакомимся с нашими командами (слайд 3).

Обычно люди отправляются в путешествие, чтобы интересно и с пользой провести время, чтобы узнать что-то новое. Вот и мы с вами, отправляясь в интересное путешествие, постараемся провести время как можно более плодотворно, чтобы узнать что-то новое, чему-то научиться и стать чуть-чуть умнее и образованнее.

         3. Учитель русского языка:

- Вами ПРЕДСТОИТ ПРОЙТИ первое испытание – узнать девиз нашей викторины(СЛАЙДЫ 4, 5, 6, 7).

А сейчас вспомним большую и дружную семью частей речи. Назовите известные вам части речи. (Ребята называют части речи). (слайд № 8).

Ребята, у нас для вас есть небольшой сюрприз, но прежде я хочу задать вам вопрос: «Как вы думаете, между русским языком и математикой много общего?» (Ответы детей). А теперь обещанный сюрприз! К нам в школу пришли гости.

         4. Сценка.

Приглашаются две Царицы.(слайд 9)

         - Здравствуйте! Я – математика, царица наук, дисциплина точная. У меня дважды два – всегда 4, и никаких исключений! Не то, что в русском языке: то ЖИ – ШИ пиши, то не пиши. Железная логика и неоспоримые доказательства – вот что такое математика! Нет, с русским языком у меня ничего общего быть не может.

         - Здравствуйте, ребята! Здравствуй, царица! Я царица русского языка думаю, что ты ошибаешься. У нас много общего. Я это докажу. Во-первых, логика ни в одной науке не помешает, во-вторых, все цифры и понятия в математике называются словами, а это основные единицы языка. И самое главное! В русском языке есть замечательная часть речи – числительное. Ты как королева чисел должна это оценить.

( сказка).

         - Как же я забыла о числительном! Замечательная часть речи! Оно каждую цифру, каждое число знает и называет по имени! Я его просто обожаю! Дорогая королева, отныне между нами больше нет разногласий! Дружба?

         - Дружба!

         5. Слово учителя математики.

- Итак, русский язык и математика подружились, благодаря имени числительного. Вспомните, как много хороших слов, восхищений в адрес числительного было сказано царицей наук.

6 .Учитель русского языка

- Предлагаю продолжить наше путешествие. Для этого мы отправимся в гости к одному знающему человеку. Я вас сейчас с ним познакомлю. Представляю вам сказочного героя – звездочёта. В одной сказочно красивой и удивительно интересной стране живёт звездочёт – замечательный учёный, который сосчитал все звёзды на небе. (слайд 10)

         Звездочёт.

- Я прочитал 3000 книг и сам написал 333 книги. Я искренне влюблён в звёздное небо. К планетам большим и малым я отношусь как к людям, потому что считаю, что между ними много общего. Звёзды, как люди, живут и умирают, сияют и гаснут, срываясь с высот в свой последний полёт и оставляя на мрачном небе яркий огненный след.

         7. Учитель русского языка.

- Вот такой он наш звездочёт: очень обаятельный и очень умный. Но самое невероятное: он знает всё не только о планетах и числах, но и числительных! Он даже начал писать книгу, которая так и называется «Числа и числительные». У него в руках страницы этой книги. Послушайте, ребята.

         Звездочёт (читает книгу).

- Наши далёкие предки придумали слова, которые называли различные предметы, их свойства и действия, а также чувства людей, явления природы. Всему, что существует на белом свете, человек дал названия. Давным-давно люди научились не только писать и читать, но и считать. Числа стали прочно входить в их речь, в их быт. Значит, перед языком встала новая задача: создать такую часть речи, которая могла бы назвать число или порядок исчисления определённым словом. Так в языке появились числительные.





Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? /спит/

Какой месяц короче других?/май – всего три буквы/

На что похожа половина яблока?/на вторую половину/

Когда козе исполнится 7 лет, что будет дальше?/пойдёт восьмой/

Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутках?/ те, которые остановились/

Что случится 30 февраля?/ничего, в феврале 28 или 29 дней, 30 не бывает/

Что легче: кг ваты или кг железа?/одинаково по кг/

Когда человек стоит на часах?/когда он часовой/

Что случится с голубым шарфом, если его опустить на 5 минут в воду?/намокнет/

Может ли дождь идти 2 дня подряд?/не может, потому что ночь разделяет дни/



         8. Учитель русского языка. - Вот вам задание от самого звездочёта! Прочитайте. Стихотворение Ванды Хотомской (слайд №11)


У про100го 100рожа –
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви  Не носил никто!

         9. Учитель русского яз.

Назовите числительные



10. Учитель математики.

- Так как числительные обозначают числа, давайте вернёмся к математике. Посмотрим на сколько сильны наши команды. Вам даётся 1 минута. Сколько будет правильных ответов на вопросы, столько баллов вы получите (слайд 13)

Вопросы 1 команде:

  1. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)

  2. Какие диагонали квадрата? (равные)

  3. Ставят в журнале? (оценки)

  4. Что используют при записи чисел? (цифры)

  5. Плюсик без палочки? (минус)

  6. Неприятная школьная оценка? (два)

  7. Числа, употребляемые при счёте предметов? (натуральные)

  8. Как называется результат сложения ? (сумма)

  9. Сколько минут в одном часе? (60)

  10. Третий месяц летних каникул? (август)

  11. Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)

  12. Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км.)

  13. О каком геометрическом теле даёт представление чум ненцев? (конус)

  14. Наименьшее простое число( 2)

Вопросы 2 команде:

  1. Какую математическую фигуру украшают брильянтами? (кольцо)

  2. Сумма всех сторон прямоугольника – это? (периметр)

  3. Высший балл в шкале России? (5)

  4. Как называется прибор для измерения отрезков? (линейка)

  5. Знак сложения? (плюс)

  6. Школьная оценка между приятной и неприятной? (три)

  7. Самое маленькое натуральное число? (1)

  8. Как называется результат умножения (произведение)

  9. Сколько грамм в 1 килограмме? (1000)

  10. Первый месяц зимы? (декабрь)

  11. Сколько козлят было у многодетной козы? (7)

  12. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)

  13. Форма футбольного мяча? (шар)

  14. Царица математики? (арифметика)



Тур капитанов. ( слайд 14).

Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном,
Воздушным, водным и земным!

Как вы уже догадались, следующий тур – капитанов.

Прошу капитанов на “капитанский мостик”.

Отгадайте, о каких понятиях идёт речь?

  1. У него стороны идут в разные стороны (развёрнутый угол).

  2. Как “мышеловку” записать пятью буквами? (кошка)

  3. Что идёт, не двигаясь с места? (время)





         11. Учитель математики

Болельщики тоже хотят принять участие. (слайд № 15).

Вопросы болельщикам:

  1. У двузначного числа их две? (цифры)

  2. Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (угол)

  3. Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется? (квадрат)

  4. Несчастливое число? (13)

  5. Этот инструмент используют при построении окружности? (циркуль)

  6. Знак вычитания? (минус)

  7. Самая приятная школьная оценка? (5)

  8. Является ли число 0 натуральным? (нет)

  9. Как называется результат деления? (частное)

  10. Сколько миллиметров в 1 см? (100)

  11. Сколько музыкантов в квартете? (4)

  12. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (ни одной, горошины не ходят)

  13. Какое дно у стакана? (круглое)

  14. В арифметике – цифра, в геометрии - ..? (точка)

         13. Учитель русского языка.( слайд.16)

-ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО (ПОСЛЕДНИЙ СЛОГ ПЕРВОГО СЛОВА ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВЫМ СЛОГОМ ВТОРОГО СЛОВА

КЛЮ ( . . . ) ДРАТ

НО ( . . ) ВЕНСТВО

СУМ ( . . ) СТЕР

ЧИ ( . . . ) ВО

НО ( . . ) Р

У ( . . . ) ОС

КР ( . . ) ОЛ

14. Учитель математики

АЛЕША, БОРЯ И ВИТЯ УЧАТСЯ В ОДНОМ КЛАССЕ. ОДИН ИЗ НИХ ЕЗДИТ ДОМОЙ ИЗ ШКОЛЫ НА АВТОБУСЕ, ДРУГОЙ НА ТРАМВАЕ, А ТРЕТИЙ НА ТРОЛЕЙБУСЕ. ОДНАЖДЫ, ПОСЛЕ УРОКОВ, АЛЕША ПРОВОЖАЛ ДРУГА ДО ОСТАНОВКИ АВТОБУСА. КОГДА МИМО НИХ ПРОХОДИЛ ТРОЛЕЙБУС, ТО ТРЕТИЙ ДРУГ КРИКНУЛ ИЗ ОКНА: ”БОРЯ, ТЫ ЗАБЫЛ В ШКОЛЕ ТЕТРАДЬ!”

НА КАКОМ ВИДЕ ТРАНСПОРТА КАЖДЫЙ ЕДЕТ ДОМОЙ?

Ответ:

АЛЕША ЕЗДИТ НА ТРАМВАЕ, БОРЯ НА АВТОБУСЕ, А ВИТЯ НА ТРОЛЕЙБУСЕ.



15.Вставьте пропущенное число Ответ: 54.

16. Обратите внимание на эту запись: «Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой да на обеих ногах десять».  (Слайд 20) Отчего он оказался таким уродцем ?

17. Подведение итогов.