СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина " Мы в мире букв и слов живем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина "Мы в мире букв и слов живем", для проведения недели русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Викторина " Мы в мире букв и слов живем"»



Мы в мире букв и слов живем...





Мы в мире букв и слов живем,
Что не напишем, скажем,
А не докажем, мы кричим,
Нам  результат не важен!

У нас ведь крик как аргумент,
На самом деле- слабость!
Не замечая "несем" бред,
Своим врагам на радость!



Задачи:

привитие интереса к русскому языку путем использования нестандартных заданий, игровых моментов; расширение словарного запаса уч-ся, развитие логики; воспитание чувства коллективизма.

Цели:

  1. развитие интереса к изучаемому предмету;

  2. развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых детей;

  3. развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.











1 конкурс.



ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Игра слов»



Использование различных викторин, в частности по русскому языку, как в учебном процессе, так и при организации досуга, помогает вызвать активный интерес к предмету, развивает сообразительность и живость ума у участников, расширяет кругозор, сплачивает коллектив, помогает с пользой и интересом провести время. 

Викторина по русскому языку "Игра слов"

с вариантами правильных ответов

Задания для викторины

1. Игра «Колесо из букв» (смотрите рисунок). Необходимо найти и прочитать максимально возможное  количество слов. Читать можно в обоих направлениях. За каждый правильный ответ начисляется балл.

Варианты ответов: колесо, кол, лес, лесок, око, сок, осел, село.

2. Задание второе. Назвать пословицы и поговорки, в которых упоминаются числительные. Какая команда или игрок назовет больше таких пословиц, побеждает.

Примеры ответов (подобных пословиц и поговорок в русском языке очень много):

  • Семеро одного не ждут. У семерых нянек дитя без глаз. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Кто в двадцать лет не здоров, в тридцать не умен, а в сорок не богат, тому век таким не бывать.Один в поле не воин.

  • В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет.

  • Три дня молол, а в полтора съел.

  • Ты ему слово, а он тебе десять.

  • Коли два, так не один.

  • Старик, да лучше семерых молодых.

  • Первый снег выпадает сорок дней до зимы.

  • Сто голов — сто умов.

  • Двадцать пять лет — солдатский век.

  • Лук семь недугов лечит.

  • Одна пчела немного меду натаскает.

  • Уж сорок лет, как правды нет.

  • На троих приспело, а четвертый сыт.

  • Ныне много грамотных, да мало сытых.

  • Доносчику первый кнут.

  • Дом о четырех углах.

  • Приехала баба из города, привезла вестей три короба.

  • Конь о четырех ногах, да спотыкается.

3. Следующее задание викторины звучит так. Вспомните и назовите как можно больше слов, характеризующих приятный аромат цветка. Или назовите наибольшее количество слов-синонимов к слову «ароматный».

Ответ: ароматный, душистый, благоухающий, пахучий, запашистый, благоуханный, духмяный и т. п.

4. 4-ое задание викторины по русскому языку заключается в следующем. Нужно назвать наибольшее количество слов, которые употребляются только во множественном числе, то есть не имеют формы единственного числа.Пример ответов: ножницы, шахматы, очки, брюки, каникулы, чернила, будни и т. п.

5. Кто больше назовет слов, характеризующих такое время года, как зима.

Ответ: (письменно) холодная.лютая, суровая, длинная, запоминающаяся, снежная, долгожданная и т. д.

Примечание: если викторина проводится как командная игра, можно дать участникам команд такие задания.

Задание для первой команды. За одну минуту написать как можно больше слов, характеризующих зиму.

Задание для команды номер два. За одну минуту написать наибольшее количество слов, характеризующих лето.

2 конкурс.

«Буквазаб» («Буква за буквой»)

«Чудесные превращения»   (3 б.)

1.Я вкусный суп из рыбы,

Когда ж прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.                         (Уха – муха)

2.С «К» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С «П» - от вас я не таю –

В каждом классе я стою.           (Карта – парта)

   

  3. С «Ч» над морем я летаю,

         С «Г» в машинах я бываю.       (Чайка – гайка)

     4. С «Р» в тетради я пишу,

         С «Т» на небо поспешу.             (Ручка – тучка)

     5. С «Б» мучительной бываю,

         С «М» одежду пожираю,
         С «Р» актеру я нужна,

         С «С» для повара важна.             (Боль – моль - роль – соль)

     6. С буквой Ч на конце для вас я друг, приятель.

         А стоит Ч сменить на Г,

         как перед вами встанет неприятель.   (Врач - враг)

     8. Хоть мала я, но взгляни:

         Весь мир в себе я отражаю.

         Но К на Ц перемени –

         Я по болоту зашагаю.       (Капля - цапля)

   



  9. С буквой Н я по ночам в небесах гуляю.

         С буквой П частенько вам

         Видеть помогаю.     (Луна - лупа)

     10.Несет меня с трудом старик,

         Но если Ю прибавить, вмиг

         К нему придет на помощь тот,

         Кто без труда меня несет.         (Ноша - юноша)

     11. С твердым Л- огородное растение

           И приправа к пище.

           С мягким - отверстие,

           Прикрываемое крышкой.       (Лук - люк)

      

      

3 конкурс.

«РАЗ! ДВА! ТРИ!»   (10 б.)

 

Р

А

З

 

«РАЗ» - состоит из слов.

 

 

 

Д

В

 

 

 

А

«ДВА» - небольшой засов,

 

 

Т

Р

И

 

«ТРИ» - над рекой парит.

  

 

Д

 

В

А

 

 

 

 

«ДВА» - НА УГЛУ РАСТЕТ,

 

Т

 

 

 

Р

И

 

«ТРИ» - ты берешь в поход.

 

Р

А

 

 

 

 

З

«РАЗ» - не спеша читай,

 

Д

В

 

 

 

 

 

 

А

«ДВА» - поднимает лай,

 

Т

 

Р

И

 

 

«ТРИ» - у костра сидит,

 

 

Р

 

 

А

З

«РАЗ» - на доске висит.

 

Ответы:

Фраза, задвижка, стриж, одуванчик, топорик, рассказ, дворняжка, турист, приказ.

 

4 конкурс. 

«Поменяй местами».

Слова ведущего: Если вдруг все слоги

                               Местами поменять,

                               То ничего мы с вами

                               Не станем понимать.

Попробуй в каждой строчке поменять местами слоги так, чтобы получилось осмысленное стихотворение. ( Первой команде – 3б., 2 – 1 б.)

                    



                       Вот мы див – ви     му-ма,

                         А у   мы -ма     ло -мы.

                         Ма – ма   ет -мо   му -ра,

                        Бы – что   то –чис     ло –бы.

Ответ:

     Вот мы видим маму,

     А у мамы – мыло.

     Мама моет раму,

      Чтобы чисто было.

 







5 конкурс.

«Меню».

Названия блюд нужно составить из всех букв, входящих в слова. (4Б.)

1)Крот + каша

2)Бобр + редут

3)Суд + тень

4)Тоска + пар + шов

Ответ.

1. Картошка            2. Бутерброд       3. Студень       4. Простокваша







6 конкурс.

Слова стояли в хороводе, но при всем честном народе стали пару вдруг искать и на танец

приглашать. За руки взялись едва – глянь: уж новые слова! И ты попробуй их сложи, а дорожки покажи!

СЕНО ОВОД

БАНК РОТ

СТОЛ ЕЖИ

ЗАЛ ГЛАС

ХОР ОДА

ЯР ЯР

ВОЗ ОЧКИ

ГРИБ МАРКА

БОР ВАЛ







1. Сеновал.

2. Банкрот.

3. Ярмарка.

4. Столяр.

5. Залежи.

6. Хоровод.

7. Борода.

8. Грибочки.

9. Возглас.





7 конкурс

Срочно нужен нам судья объясните: правда чья? Обозначь кружочком ложь, если в строчках ты найдёшь.

а) в конце предложения всегда ставится точка;

б) при переносе нельзя отрывать Ь от предшествующей согласной;

в) слово «шила» – существительное;

г) в слове «монстр» 2 слога;

д) окончание – это изменяемая часть слова;

е) слово «шила» – глагол.

Выпиши буквы, которыми обозначены лживые фразы.

Лживые фразы:







а) Не обязательно, могут стоять в конце предложения и восклицательный, и вопросительный

знаки, и многоточие, и даже запятая в конце простого предложения, если она соединяет простые предложения в сложное.

б) Действительно, так переносить нельзя: кол-ьцо, ведь мягкий знак – это показатель мягкости

предшествующего согласного, а не последующего; аналогично переносятся слова с разделительным

мягким знаком: Уль-яна, а не Ул-ьяна.

в) О слове «шила» можно сказать, что оно существительное в форме единственного числа, лексическое значение которого – «инструмент для прокалывания отверстий в виде заострённого металлического стержня на рукоятке». Но об этом слове можно также сказать, что это глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, женского рода с лексическим значением «изготовлять, скрепляя нитью края выкроенной ткани, мягкого материала».

г) В слове «монстр» 1 слог, потому что 1 гласный ([О]).

Остальные фразы – правдивые

д) Окончание – действительно изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении: Аня – отличница. Ане подарили телефон родители. Я лучшая подруга Ани. Изменяя и согласовывая окончания, мы формируем предложения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!