Викторина для учащихся 1 класса
«По дорогам любимых сказок»
Цель: создать условия для обобщения знаний учащихся по сказкам; вызвать интерес к сказкам; формировать у учащихся доброе взаимоотношение; способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива; развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Ведущая. Ребята, сегодня мы с вами проведём увлекательную викторину. А о чём пойдёт в ней речь вы узнаете, прослушав стихотворения.
Ученики класса читают стихи.
1.Сказка по лесу идёт -
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
2.Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живёт,
3.Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки -
Слаще ягоды любой!
4.В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка - умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт.
Ведущая. Немало на белом свете прекрасных сказок…Но среди них есть самые дорогие, самые любимые. Давайте отправимся в путешествие по дорогам любимых сказок.
Звучит песня «Приходите в гости к нам».
Ведущая. Давайте будем мы играть!
Раз, два, три, четыре, пять…
Кто в викторине победит?
Конечно, лучший эрудит!
У нас сомнений в этом нет –
Он самый первый даст ответ.
Сегодня соревноваться будут две команды: «Колобок» и «Репка».
Какая из них лучше знает сказки? Давайте это узнаем. А помогать командам будут их болельщики. Начинаем!
-Отгадайте, чья это песенка:
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Маслена головушка, шёлкова бородушка,
Выгляни в окошко – дам тебе горошка.
Кто же это поёт?
Дети. Лиса.
Ведущая. А как в сказках лису величают? (Хитрая воровка, рыжая плутовка, Лиса Патрекеевна, лисичка-сестричка…)
Лиса. Вы обо мне? А вот и я! Услышала голоса и решила посмотреть, кто это на сказочной полянке разговаривает.
Я - лисичка весела, вам загадки принесла:
А загадки – то про книжки, отгадайте, ребятишки.
Ведущая. За каждый правильный ответ команда получает жетон-смайлик ( или очко).
Лиса. 1.Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку и называется ….(«Три поросёнка»)
2.Отворили дверь козлята и… пропали все куда-то! («Волк и семеро козлят»)
3.По тропе, шагая бодро, сами воду тащат вёдра!
Вымолвил словечко – покатилась печка.
Прямо из деревни к царю и царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю. («По щучьему веленью»)
4.Красна девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка! («Снегурочка»)
5.Девочка спит и пока что не знает, что в этой сказке её ожидает:
Жаба под утро её украдёт, в нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Что тут за сказка? («Дюймовочка»)
6. Была у злодея до пят борода. В театре всех кукол он мучил всегда!
«Подайте мне плетку!»,- гремел его бас. Скажите скорее, кто он? (Карабас)
Лиса. Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали.
Ведущая. Спасибо тебе, Лиса, за загадки. Оставайся с нами.
Вперевалочку зверь идёт
По малину и по мёд,
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Входит Медведь.
Медведь. Здравствуйте! Не узнали меня? Да, я – медведь из сказки «Маша и медведь». Отвёл Машеньку в деревню и иду обратно в лес. У меня есть чудесный мешок. Хотите узнать, что там лежит? Там лежат сказочные вещи. Вспомните, из какой сказки эта вещь . За правильное название команда получает жетон ( или очко).
Медведь поочерёдно достаёт предметы, а дети отгадывают.
Туфелька («Золушка»)
Ключик («Золотой ключик, или приключения Буратино»)
Мыло («Мойдодыр»)
Яйцо («Курочка Ряба»)
Градусник («Айболит»)
Стрела («Царевна-лягушка»)
Ведущая. Мишка, тебе, наверное, сейчас скучно без Машеньки?
Медведь. Да. Она мне пирожки пекла, кашу варила. По вечерам сказки рассказывала, играла со мной. А теперь я один, но она обещала приходить в гости.
Ведущая. Оставайся у нас , Мишка. Мы будем тебе рады. Вместе веселей.
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
Заходит Мышка. Она грустная.
Ведущая. Что случилась, Мышка? Почему ты грустная такая?
Мышка. Я потерялась и не могу вспомнить, из какой я сказки.
Ведущая. Ребята, помогите Мышке. Из какой сказки она может быть?
Болельщики команд поочерёдно перечисляют сказки, где Мышка является действующим персонажем. Кто последний называет, тот жетон и получает. («Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Дюймовочка», «Золушка», «Кот в сапогах»…)
Мышка. Я принесла иллюстрации к сказке, только они рассыпались на части. Помогите их собрать и сказку узнать.
Командам раздаются пазлы. Пока команды собирают их, проводится конкурс для болельщиков.
Ведущая.
-Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: бабка, дедка, внучка? (Жучка)
-Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
-Как звали девочку, которая пошла, погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
-У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? ( У Лисы. «Заюшкина избушка»)
-В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси-лебеди)
-Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)
За правильные ответы болельщиков команды получают жетоны ( или очки).
Ведущая. Спасибо болельщикам за активные и правильные ответы.
Мышка. Спасибо, ребята, помогли мне сказки узнать.
Ведущая. Мышка, у нас в гостях Лиса и Мишка. Оставайся и ты с нами. Вместе веселей.
Ведущая. Кажется, к нам ещё кто-то скачет на сказочную поляну. Слышите прыжки? Угадайте, кто это?
Скачет завирушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Дети. Лягушка.
Появляется Лягушка.
Лягушка. Правильно, я Лягушка из русских народных сказок. Назовите, каких? («Теремок», «Царевна-лягушка») У меня для вас есть интересное задание. Найдите ошибки в названиях следующих сказок.
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
Ведущая. Давайте скажем спасибо Лягушке за такое интересное задание. Приглашаем тебя остаться с нами.
Ведущая. Отгадайте загадку:
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ...
Дети. Волк.
Ведущая. Встречайте, к нам в гости пришёл Волк.
Волк. Здравствуйте, ребята! Я сегодня добрый. У себя в лесу иногда я почту разношу. У меня для вас есть телеграммы. Отгадайте, от кого они.
* название « Телеграмма»
1.Купил семена, приезжайте тянуть. (Дед из сказки «Репка»)
2.Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа-Иа из сказки о Винни-Пухе))
3.Помни, всё исчезнет после 12 ночи. (Фея-крёстная из сказки «Золушка»)
4.Ушел от зайца, волка и медведя. (Колобок)
5.Купила самовар. Приглашаю к чаю. (Муха-Цокотуха)
6.Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора)
7.В гости не прилечу. Мотор забарахлил. (Карлсон)
8. Несу для бабушки корзинку с пирожками. (Красная Шапочка)
Волк. Молодцы, ребята!
Ведущая. Спасибо тебе Волк. Оставайся и ты с нами.
Ведущая. Засиделись мы с вами пора размяться. Давайте сделаем физкультминутку про Зайку.
Физкультминутка.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так, и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот так, вот так, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так, надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал – зайка прыг и убежал.
Ведущая. Угадайте, кто скачет к нам в гости?
Любит красную морковку,
Грызет капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой - …
Дети. Заяц.
Ведущая. Правильно, ребята, это Заяц.
Заяц. Здравствуйте, ребята! Я очень люблю сказки. А ещё я люблю смотреть по телевизору передачу «Самый умный». Помогите мне ответить на экспресс вопросы.
* название « Самый умный».
-Жилище Бабы Яги? (Избушка)
-Имя мальчика, которого унесли Гуси – Лебеди? (Иванушка)
-Кто из обитателей болот стал женой Ивана-Царевича? (Лягушка)
-Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (Ступа)
-Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
-Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)
-Кого старик неводом вытянул из моря? (Золотую рыбку)
-Сколько голов у Змея Горыныча? (Три)
Заяц. Спасибо, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием.
Ведущая. Спасибо и тебе, Зайчик. Оставайся с нами .
Спасибо вам, сказочные герои, за ваши интересные задания. Надеюсь, что ребятам они понравились. Ребята, а из какой русской народной сказки к нам пришли сегодня герои?
Дети. Теремок.
Ведущая. Ребята, а в каком порядке эти герои приходили к Теремку в сказке. Давайте поставим сказочных героев по порядку. (Мышка, Лягушка, Заяц, Лиса, Волк, Медведь.)
Заслушиваются версии обеих команд. За правильный ответ команды получают по жетону ( или очку).
Ведущая. Дорогие сказочные герои, помогите мне подвести итоги викторины и выявить победителя.
Подсчитывается количество жетонов ( или очков) у каждой команды. Звучит песня «Сказки гуляют по свету». Команды награждаются медалями « Самому лучшему читателю»..
Ведущая. На этом наша встреча подошла к концу. Любите сказки, читайте сказки!