Тема: Что такое экология?
Цели: сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей, учить основам экологической грамотности,
обучать правильному поведению в природе,
выявлять случаи негативного отношения человека к природе,
расширять знания учащихся об экологических проблемах,
развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы, воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность.
I. Организационный момент
Положительная мотивация (голоса птиц, аудио)
II. Основной этап
1. Сообщение темы и целей урока Слайд 1-2
Человечество знает достаточно много о планетах солнечной системы: о холодном Марсе, о мёртвой Луне, о кипящей Венере. И только наша планета-Земля является исключительной прекрасной среди планет Солнечной системы.
(Учитель демонстрирует фотоиллюстрации красивых уголков природы, которые заранее были расположены на доске)
Но последнее время мы всё чаще говорим и замечаем, что наша планета серьёзно заболела, и случилось это по вине людей. И теперь болезнь природы угрожает жизни самого человека. И сегодня на уроке мы с вами выясним, какая наука занимается охраной природы, выясним, как человек должен вести себя в природе и, как помочь нашей планете стать такой же прекрасной, какой она была ранее.
Тема сегодняшнего урока «Что такое экология?»
2. Беседа с учащимися
- Кто из вас знаком с этим словом?
- Как вы думаете, что оно обозначает?
3. Рассказ учителя
Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме. Экология - сложная наука, которая использует знания из многих других наук: географии, биологии, климатологии. Экология – это наука о том, как сохранить нашу планету.
Эпиграфом сегодняшнего урока я предлагаю СДАЙД 3 строчку из стихотворения Роберта Рождественского: «Сохранить природу – сохранить жизнь».
Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении – SOS. Слайд 4
- Кто знает, что означают эти три буквы?
5. Формирование сведений об экологической катастрофе
( Учитель демонстрирует слайды, а учащиеся предлагают варианты ответа на вопрос «Что произошло с природой и, кто в этом виноват?» Затем учитель и учащиеся делают микро - вывод)
1) Загрязнение природы отходами Слайд 5
Проблема отходов признаётся учёными одной из самой главных и трудных. Горы отходов изуродовали леса, луга и реки. Учёные считают, что человек обязан не вываливать груды разовой посуды и упаковочных материалов, и работают над изготовлением этих предметов на бумажной основе, которые не так вредны в природе.
2) Загрязнение воды Слайд 6-7-8
Проблема чистой воды в настоящее время приобрела мировое значение. Чистая питьевая вода стала дефицитом.
3) Пожары Слайд 9
Много лесов погибает из-за пожаров. Большая часть пожаров происходит по вине человека.
4) Вырубка лесов Слайд 10
Вырубленный лес не восстанавливается. На его месте появляется безжизненная пустыня. Жителям леса некуда деваться, и они многие погибают. Чтобы вырастить новый лес, нужно ждать 15 – 20 лет.
5) Высыхание водоёмов Слайд 11
Из-за неправильного хозяйствования многие реки и озера стали меньше, и поэтому многие животные, населяющие водоёмы, из-за недостатка воды умирают.
6) Истребление цветов Слайд 12
Когда человек собирает букет, то выбирает самые лучшие, красивые и крупные, а семена остаются худшие. Происходит вырождение цветов. Сорванные цветы быстро вянут. Если цветы исчезнут, то природа обеднеет.
7) Загрязнение воздуха дымом и выхлопными газами
Слайд 13-14
На сегодняшний день чистый воздух - это огромный дефицит, это проблема больших и малых городов, проблема помещений, в которых мы живём.
Многие болезни появляются из-за загрязненного воздуха.
Вывод: Мы на основе фактов из нашей жизни выявили проблемы экологии. Экологические проблемы – важнейшие проблемы на Земле. Чтобы сохранить планету чистой, мы должны разумно хозяйствовать на Земле, потому что каждому из нас приятно видеть красивое дерево, купаться в прозрачной воде, дышать свежим воздухом. Чистота начинается с нас самих. СЛАЙД 15
ФИЗМИНУТКА
6. Просмотр фильма об экологии
7. Работа в группах
На нашей планете раздаются тревожные сигналы, которые адресованы вам, будущим хозяевам Земли.
IV Обобщающий этап Слайд 16-17-18-19-20
1. Составление таблицы СЛАЙД 21
Положительное влияние человека
1. Сажать деревья
2. Строить очистительные сооружения
3. Разводить вымирающих животных
4. Придумывать упаковочные материалы
из не вредных веществ
5. Убирать мусор в лесу
V Итоговый этап. Слайд 22
Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и нуждается в нашей помощи. Изучив сегодняшний материал, я думаю, что вы задумаетесь о том, как легко разрушить всё прекрасное на планете и как трудно восстановить богатство Земли.
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять
Она, как мы, такая же живая!
Рефлексия. Викторина «Знатоки природы»
Литература:
1. Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков, Окружающий мир: учебник для 2 класса, -Самара, Издательство « Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2010