СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по искусству

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое мероприятие-викторина "Волшебный мир изобразительного искусства" для учащихся 5-7 классов

Просмотр содержимого документа
«Викторина по искусству»

План - конспект внеклассного занятия

с учащимися 5-х классов

«Викторина по ИЗО

«Волшебный мир изобразительного искусства»



Цель: Формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности через эмоциональное восприятие произведений изобразительного искусства, эстетическое восприятие окружающего мира и через творческую самореализацию.


Задачи:


1.Воспитание интереса к изобразительному искусству; воспитание уважения к культуре народов многонациональной России, а также к искусству и культуре других народов.

2. Формирование художественного кругозора и совершенствование эстетического вкуса. Формирование и развитие эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру через восприятие произведений искусства.

3. Развитие творческого потенциала и воображения подростков, развитие зрительной памяти, формирование желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески.

4. Освоение первоначальных знаний о видах творческой деятельности в искусстве; приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, (изобразительной, декоративно-прикладной) разными художественными материалами; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.


Оборудование и материалы:


1. Персональный компьютер, проектор, экран.

2. Выставка работ учащихся и творческих работ учителя по темам: «Пейзаж в живописи»

3. Для актуализации знаний, полноты зрительных образов, выполнения заданий и для ответов на вопросы - показ Презентации: «Волшебный мир изобразительного искусства».

4. Презентация – слайды по творческой деятельности обучающихся: использованы фото с занятий и выставок детского творчества, показ перед началом открытого мероприятия.

5. Музыка для начала мероприятия, для сопровождения творческих заданий.

6. На столах - материалы для выполнения творческих заданий: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, палитра, бумага; фломастеры; цветная бумага; ножницы, клей.


Участники открытого занятия:

  1. Ребята – учащиеся 5-х классов МБОУ «Школа № 111» Советского района г. Казани

  2. Жюри в составе: М.В.Долгополовой – завуча по воспитательной работе;

Т.А. Ливиндир - заведующей школьной библиотекой; О.Ю.Красновой – учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории.

  1. Гости занятия: учителя изобразительного искусства и музыки – МО эстетического цикла Советского района города Казани; классные руководители 5А, 5Б, 5В классов: Токранов Николай Валерьевич – 5А, Елена Ивановна Шипшова – 5Б, Гарифзяновна Гузель Гарифзяновна – 5В

  2. Учитель – организатор и руководитель занятия – Татьяна Геннадьевна Тимофеева – учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории.




Планируемые результаты:


1. Метапредметные результаты: формирование художественного кругозора и совершенствование эстетического вкуса, развитие эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру через восприятие произведений искусства.

2. Предметные результаты: приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, (изобразительной, декоративно-прикладной) разными художественными материалами, используя различные средства изображения, разные приемы работы.

3. Личностные результаты: развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности: научить работать в команде и выполнять самостоятельно индивидуальные задания.


Разнообразные методы работы с учащимися на занятии:


1. Мыслительные действия: запоминание, активизация зрительной и образной памяти; умение использовать информацию, полученную на занятиях и на выставках в ГМИИ г. Казани РТ – музее изобразительных искусств.

2. Практическая работа: – приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, а также использование знаний, умений, навыков приобретенных на уроках ИЗО и на внеклассных занятиях ИЗО студии.



Организация занятия:


1.Учащиеся работают в командах по 6 человек, из них: 3 человека - творческая группа; 3 человека – теоретики искусства, из участников выбирают капитана команды.

2. Остальные ученики каждого класса – активные болельщики и помощники своей команды, для них тоже предусмотрены задания.

3. Ведущие викторины три Мастера: Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки.

4. Жюри, приглашенные учителя, зам. директора по воспитательной работе, др.- для оценивания знаний, умений и навыков участников викторины.

5. Зрители и гости открытого занятия.


Продолжительность открытого мероприятия приблизительно 60 минут.


Структура внеклассного занятия.


Предварительная работа с учащимися 5 классов.

Каждый класс выбирает команду игроков: 1. творческую группу -3 человека; 2. группу теоретиков искусства – 3 человека; остальные ученики каждого класса – активные болельщики и помощники своей команды, для них тоже предусмотрены задания. Команды придумывают название, выбирают капитана, готовят эмблемы, готовят приветствие: образное представление своей команды (небольшое по времени, возможно в стихах).

Ведущие викторины три Мастера: Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки – это ученицы 8Б класса: Осипова Рената, Хасанова Аделия, Вафина Шамиля.

Мастер Изображения задает вопросы и дает задания командам.

Мастер Украшения руководит творческими группами от команд каждого класса. Мастер Постройки записывает и ведет подсчет баллов на специальной доске по результатам пройденных конкурсов, которые озвучивает жюри, а также помогает в организации конкурсов. Учитель контролирует действия ведущих и работу команд.

Ведущие одеты в береты и шарфы – это придает особый стиль, настроение занятию, помогает участникам викторины сразу увидеть, отличить их среди остальных ребят.

  1. Вступление, представление жюри (2-4 мин.)


  1. Приветствие команд, конкурс эмблем (5-6 мин.)


  1. Разминка для команд (4 мин.)


  1. Вопросы для команд задает Мастер Изображения.


  1. Для творческих групп дает задания Мастер Украшения.


  1. Учитель дает задания командам по видео – презентации.

  2. Конкурс Капитанов (6 мин.)

  3. Задание для команд – болельщиков и групп поддержки

«Путанница».

  1. Вопрос - задание для гостей открытого мероприятия - учителей изобразительного искусства и музыки по видео – презентации.

10. Работа жюри: объявление промежуточных итогов викторины.

11. Подведение итогов викторины: объявление команды победителей

и награждение команд.




Ход - проведение открытого мероприятия «Викторина «Волшебный мир изобразительного искусства».


1. Вступление, представление жюри

Мастер Изображения – ведущий:


Добрый день, уважаемые любители искусства и гости!

Здравствуйте, дорогие ребята: знатоки искусства и болельщики!

Мы рады представить Вам наше достопочтенное жюри:

1. М.В.Долгополова – завуч по воспитательной работе;

2. Т.А. Ливиндир - заведующая библиотекой;

3. О.Ю.Краснова – ведущий учитель русского языка и литературы.


Гости: классные руководители 5А, 5Б, 5В классов: Токранов Николай Валерьевич – 5А, Елена Ивановна Шипшова – 5Б, Гарифзяновна Гузель Гарифзяновна – 5В.

А еще у нас в гостях учителя Советского района города Казани.


Мы начинаем викторину по изобразительному искусству

«Волшебный мир Искусства»


2. Представление команд: -5А; 5Б; 5В классы и конкурс эмблем.


3. Разминка для команд.



Стихи читает Мастер Изображения: Цвета радуги.

Знаменосец – красный цвет;

Ярче цвета - в мире нет.

Цвет оранжевый – огонь,

Этот цвет рукой не тронь!

Желтый цвет – его сосед,

Это - урожая цвет.

Цвет зеленый – цвет весенний,

Он любимый цвет растений.

Если в небе тучек нет,

Голубой у неба цвет.

В синем цвете нам видна

Высота и глубина.

Фиолетового цвета

Гребни гор в часы рассвета.

Белый цвет – наряд зимы.

Мастер Украшения дает задания для творческих групп :

Задания написаны на карточках.

№1 (2-3мин.) Нарисовать красками (фломастерами) иллюстрацию к этим стихам. (Радугу).

Пока творческие группы выполняют задания для команд и болельщиков тоже проводится небольшая разминка.

2.Разминка для команд (4 мин.) - Мастер Изображения:

Отгадайте загадки:

1. Не похож на человечка, 2. Если ей работу дашь

Но имеет он сердечко. – зря трудился карандаш.

И работе круглый год (Стиралка)

Он сердечко отдает.

(Карандаш)

3.Жмутся в узеньком домишке 4. Если ты его заточишь,

Разноцветные братишки Нарисуешь все, что хочешь!

Только выпустишь на волю - Солнце, горы, море, пляж,

Где была пустота, Что же это?... (Карандаш)

Там, глядишь, - красота! Эта загадка для болельщиков.

(Цветные карандаши)


Мастер Украшения: Вы правильно отгадали все загадки – это материалы, которые нам нужны для изображения.

А какими материалами пользуются настоящие художники, и какие произведения при этом получаются?


Вопросы для команд задает Мастер Изображения:


3 (4 мин.) Время на обсуждение - 1 минута. Ответьте:

Чем и какими материалами работают художники:

1 команда – художники – живописцы?

(Ответ: пишут кистями и красками – гуашью, акварелью на бумаге, масляными красками на холсте, изображая мир вокруг нас)

2 команда – художники – графики?

(Ответ: рисуют мелками цветными карандашами, углем, специальными графическими материалами на бумаге, изображая мир вокруг нас)

3 команда – художники – скульпторы?

(Ответ: лепят из глины и пластилина; высекают из камня и мрамора; вырезают из дерева; отливают из металла и гипса, изображая мир вокруг нас).

(ХУДОЖНИК - творчески работающий человек, изображает мир вокруг нас, передавая свои впечатления, наблюдения, образы зрителю через художественные произведения).



4 (5 мин.) Для творческих групп дает задания Мастер Украшения:

каждая команда получает коробки с кусочками цветной бумаги и клей. Задание:

Составить из цветных кусочков бумаги любое изображение (солнце, снежинку, цветок, бабочку, яблоко и т. д.) по определенной цветовой гамме:

1 команда - теплые краски; 2 команда - холодные краски; 3 команда – контрастные краски.

5 (5 мин.) Мастер Изображения дает задания командам:

Из предложенных репродукций по видео:

Учитель включает видео – презентацию.

1 команде: - Выбрать портрет; дать ответ на вопрос: - что такое портрет?

2 команде: - Выбрать натюрморт; дать ответ: - что такое натюрморт?

3 команде: - Выбрать пейзаж; дать ответ: - что такое пейзаж?

Какие жанры искусства вы видите на других репродукциях? Дайте ответ.

Команды устно отвечают на вопросы. Если команды не могут дать ответ, тогда болельщики из этого класса могут им помочь.


6 (2 - 3мин.) Для творческих групп дает задание Мастер Украшения:

команды должны изобразить цветом – цветными карандашами или фломастерами на бумаге:

1 команда - нейтральные цвета.

2 команда - составные цвета;

3 команда - основные цвета.


7 (5мин.) Мастер Изображения дает задание командам:

Назовите имя художника, который написал картину (см. по видео):

1.Назовите имя художника, который написал картину «Среди долины

ровныя..» (И. И. Шишкин);

  1. Назовите имя художника, который написал картину «Московский дворик»

(В. Д. Поленов);

  1. Назовите имя художника, который написал картину «Над вечным покоем»

(И. И. Левитан).

Команды устно отвечают на вопросы. Если команды не могут дать ответ, тогда болельщики из этого класса могут им помочь.


8 (9мин.) Задание для творческих групп - Мастер Украшения:

«Отгадайте загадку, нарисуйте отгадку».

Задания - загадки, написаны на бумаге, раздает на столы Мастер Украшения.

Нарисуйте графическими материалами животных, применяя стилизацию формы и используя геометрические фигуры - на основе овала, круга, треугольника. Рисунки должны быть отгадками к загадкам:

1 команда – * Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

*Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)

*Под полом таится, кощки - боится. (Мышка)


2 команда – * Я явился в желтой шубке,

И прощайте две скорлупки. (Цыпленок)

* Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, грызет морковку. (Кролик)

*По горам, по долам ходят шуба и кафтан. (Овца).



3 команда - * Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок, кто это? (Петушок)

*Бежит «Борька», сзади – крючок, впереди – пятачок. (Поросенок)

*В воде купался, да сухим остался. (Гусь)


Творческие группы сдают задания жюри. Жюри оценивают работы команд.

Промежуточное подведение итогов викторины.


9 (5мин) Учитель: Задания командам: «Узнайте художника по описанию и по портрету» (см. по видео)

Узнайте художника – по описанию:

1 команда: Он изображал в природе сложные (с точки зрения художника) состояния погоды: перед дождем, туман на озере, луг после дождя, зимнюю распутицу и т.д.; прожил художник всего 23 года. Назовите имя художника и одну-две его картины. (Федор Васильев)

2 команда. Он очень поэтично изображал русскую природу, когда приехал из командировки по Италии, сказал: «Нет ничего красивее русской природы…» Назовите имя художника и одну - две его картины.

(Исаак Ильич Левитан)

3 команда. Он очень любил изображать сосновый лес, родился на территории нашей республики. Назовите имя художника и одну - две его картины. (Иван Иванович Шишкин). (1 бал за правильный ответ).

10 (5 мин) Учитель: Задание командам, ответьте:

«У какого художника есть картина с таким же названием?» (см. видео)

Представлены:

  1. Картина «Березовая роща» - Архипа Куинджи.

  2. Картина «Зима» - Игоря Грабаря.

  3. Картина «Заросший пруд» - Исаака Левитана.

(1 бал за правильный ответ):

Правильные ответы:

1 команда – «Березовая роща» - Архип Куинджи, Исаак Левитан.

2 команда – «Зима» - Игорь Грабарь, Иван Шишкин.

3 команда – «Заросший пруд» - Исаак Левитан, Василий Поленов.


11 (6-8 мин.) Конкурс Капитанов Задание №1 « Блиц – опрос»:

Объяснить значение термина.

(1 бал за правильный ответ):



1. «Художник», «Палитра», «Репродукция».

2. «Картина», «Оригами», «Колорит».

3. «Мольберт», «Музей», «Орнамент».


Правильные ответы:


  1. ХУДОЖНИК - творчески работающий человек, изображает мир вокруг, передавая свои впечатления, наблюдения, образы зрителю через художественные произведения.

  2. Палитра – дощечка, или кусок стекла, бумаги для смешивания красок.

  3. Репродукция - качественная фотография с картины художника, печатается в типографии в большом количестве экземпляров.

  4. Картина – художественное произведение, выполненное художником в единственном экземпляре, может быть выполнена разными художественными материалами.

  5. Оригами – особая техника работы с бумагой, появилась в Японии.

  6. Колорит - богатство и согласованность цветовых оттенков.

  7. Мольберт – рабочее место, «станок» художника, за которым он пишет картины.

  8. Музей – (от греческого – Храм Муз) - государственное, научно - просветительское учреждение, где хранятся, изучаются и экспонируются произведения искусства, археологии, истории и т.д.

  9. Орнамент – растительный или геометрический узор, повторяющийся в определенном ритме, используется для украшения предметов быта, одежды, зданий.



Конкурс Капитанов Задание № 2:

- Назовите Музеи искусства в странах Европы, известные на весь мир.

- Ответы: - «Лувр» – Франция, г.Париж;

- «Дрезденская Галерея» – Германия, г. Дрезден;

- «Питти» - Италия, г.Рим. - «Прадо» - Испания.

(1 бал за правильный ответ):

Конкурс Капитанов Задание № 3.

Назовите самые известные музеи изобразительного искусства в нашей стране.

Ответы:

- «Государственный Эрмитаж»; « Русский Музей» – г. Санкт-Петербург;

- «Третьяковская Галерея», «Музей Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина» – г. Москва.

- «Государственный Музей Изобразительных Искусств РТ» - Татарстан

г. Казань.

(1 бал за правильный ответ).


12. Для команд – болельщиков и групп поддержки

Задание № 1 «Путанница»:


«Расставьте правильно названия картин и их авторов».

Смотрим видео - презентацию:

Представлены:

  1. Картина «Золотая осень» разных художников Исаак Левитана, Василий Поленова, Евгений Волкова.

  2. Картина «Стога», авторы: Исаак Ильич Левитан, Клод Моне.

  3. Картина « Лесные дали», авторы: Константин Крыжицкий,

Иван Иванович Шишкин.

Задание № 2: Дайте верные ответы:

  1. Как называются художники, которые изображают море?

( Художники - моренисты)

  1. Как называется вид скульптуры, которую ставят на площадях городов?

(Монументальная скульптура, памятники)

  1. Как называются специалисты, которые проектируют здания?

(Архитекторы, проектировщики)

(1 бал за правильный ответ)


Работа жюри, подсчет баллов - подведение итогов работы команд.


13. Вопрос для гостей открытого мероприятия - учителей изобразительного искусства и музыки:


У какого художника есть картина с таким же названием? Смотрим видео – презентацию:


Представлены:


  1. Картина «После дождя. Радуга» Борис Кустодиев

(ответ: Алексей Саврасов)

2. Картина «Дарьяльское ущелье» Константин Крыжицкий

(ответ: Архип Куинджи).

3.Картина «Болото» Константина Крыжицкий,

(ответ: Федор Васильев).

  1. Картина «Дубовая роща» Михаил Клодт

(ответ: Иван Шишкин).

  1. Картина «Вечер на Украине» Константин Крыжицкий

(ответ: Архип Куинджи).


14. Выступление жюри.

Подведение итогов творческих конкурсов и всей работы команд.

Объявление команды победителей, вручение наград.


Завершение Викторины «Волшебный мир изобразительного искусства»










Приложение № 1.


  1. Программа проведения семинара.

  2. Публикация на сайте Казанский образовательный портал Kazanobr.ru, УМС Советского района (стр. 17, от 26 апреля 2013) www.sovedu.ru










Copyright © 2006—2015 УМС ИМО УО ИКМО "Город Казань" в Советском районе г.Казани. При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.sovedu.ru обязательна.


Почтовый адрес: 420073, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Шуртыгина, д.1


Фото - материалы с открытого занятия «Волшебный мир изобразительного искусства»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя