ГБОУ « Заинская школа №9»
Викторина
по изобразительному искусству
«Умники и умницы»
Выполнила: Мойкина
Гульнара Вагизовна,
учитель-дефектолог,
I квал.категория
Январь 2018 год
Викторина по изобразительному искусству «Умники и умницы»
Дата: 19.01.2018г.
Цель: Вызвать интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.
Задачи: Закреплять знания детей о средствах выразительности в изобразительном искусстве, о жанрах живописи. Закреплять навыки в самостоятельной художественной деятельности, умение передавать в рисунке свое отношение к изображаемому объекту, добиваясь выразительности образа. Развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать, умение высказывать собственное мнение. Развивать интеллектуально – творческие способности детей. Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности.
Материалы и оборудование: 2 стаканчика и цветные карандаши для подведения итогов конкурсных заданий. Атрибуты для игр: 2 листа ватмана, 2 маркера; альбомный лист, сложенный втрое; карточки со слогами; анаграммы; кроссворд; незаконченные картинки. Призы (раскраски, карандаши, краски).
Ход викторины:
Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас необычный урок! Здесь в этом зале собрались ребята из двух классов, чтобы принять участие в художественной викторине «Умники и умницы». Это команда “Карандаши” и команда “Краски”, которые приготовили друг другу приветствия:
Команда “Карандаши”:
Карандаши, карандаши
Детям и взрослым очень нужны!
Они помогают весь мир оживить,
Листик бумаги в мечту превратить!
Команда “Краски”:
Если взять краски в руки,
То у вас не будет скуки!
Ведущая: Перед вами, ребята, строгое и справедливое жюри (представить членов жюри). Оценкой за правильный ответ будут цветные карандаши, которые члены жюри будут ставить в стаканчики команды “Карандашей” или “Красок”. Чья команда наберет больше карандашей, та и будет считаться победителем. А теперь послушайте правила игры:
- Ведущая задает вопрос по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит.
- Отвечать на вопрос может любой участник, но при этом нужно поднять руку.
- Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать.
- Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде.
- Ответ должен быть четкий и ясный.
Ведущая: Итак, начинаем 1 тур викторины «Веселая палитра».
Первый вопрос:
На минутку в землю врос
Разноцветный чудо – мост.
(Радуга)
Второй вопрос:
Назовите все цвета радуги.
(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
Третий вопрос:
Какие цвета являются основными или главными?
(Синий, красный, желтый – с их помощью получаются все остальные цвета)
Четвертый вопрос:
Как получается фиолетовый цвет?
(Смешиваем синий и красный цвет)
Пятый вопрос:
А если мы желтый смешаем и красный,
Какой тогда цвет получаем?
(Оранжевый)
Шестой вопрос:
А цвет для елки, огурчика, а цвет для травки у крылечка?
О каком цвете идет речь, и как его получить?
(Это зеленый цвет. Смешиваем желтый и синий цвет)
Ведущая: Все цвета делятся на две группы.
- На какие две группы делятся все цвета?
(Теплые и холодные)
- Какие цвета называются холодными и почему?
(Синий, голубой, фиолетовый – холодные цвета. Это цвета воды, льда, цвет ночи, тумана)
- Какие цвета теплые? И почему они так называются?
(Желтый, красный, оранжевый – цвет огня, солнца)
Ведущая: В радуге нет белого и черного цвета. Но эти цвета есть в природе. При смешивании с другими цветами они меняют цвет. Следующий вопрос:
- Какой цвет получится, если смешать белый и красный?
(Розовый)
- Какой цвет получится, если смешать белый и синий?
(Голубой)
- А теперь самый главный вопрос обеим командам – что помогает художникам написать картины такими яркими, живыми, выразительными?
(Цвет)
- Что случилось бы, если бы вдруг все стало бесцветным?
(Мир вокруг станет серым, нерадостным: грустная природа, некрасивая одежда на людях, вещи, игрушки, книги станут неинтересные, люди печальные)
Ведущая: Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки!
Ведущая: 2 тур викторины «Найди пару».
- Составьте слова из слогов, находящихся в разных столбиках. Начальные слоги могут быть как в первом, так и во втором столбике.
ска тик
пей рис
ма моз
упок трет
аика киз
пор заж
лас зок
эс кра
(Краска, мазок, пейзаж, эскиз, рисунок, мозаика, ластик, портрет.)
3 тур викторины - игра «Большой фломастер»
Ведущая: Нарисуйте «большим фломастером» человечка. (По 1 участнику от команды завязанными глазами рисуют человечка).
Ведущая: А пока наши участники рисуют человечков, задание-тест для остальных участников.
Задание для 1 команды.
Жанр, в котором главный герой – природа.
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет
- Правильный ответ: Пейзаж происходит от французского слова «местность», т.е. природа. Жанр, в котором главный герой природа называется пейзажем.
Задание для 2 команды.
Художник, изображающий людей.
а) анималист
б) пейзажист
в) портретист
- Правильный ответ: Изображение человека называется портретом, а художник, изображающий людей, называется портретистом.
Ведущая: Отличные получились рисунки, очень веселые. А мы переходим к следующему заданию.
Ведущая: Молодцы ребята! 4 тур викторины - игра «7 предметов художника»
- Ребята, найдите 7 предметов художника:

- Правильные ответы: Краска, уголь, карандаш, рисунок, бумага, ластик, кисть.
Ведущая: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. А теперь объявляется переменка «Загадки».
Загадаю вам ребятки очень трудные загадки
Отгадайте, не зевайте, дружно хором отвечайте!
Если ты его отточишь
Нарисуешь всё что хочешь
Солнце, море, горы, пляж
Что же это ...(карандаш).
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Разукрасят чисто поле.
Где была пустота,
Там глядишь – красота! (цветные карандаши.)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (кисточка.)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
Что же это за сестрички? (краски.)
Разноцветные камушки растаяли,
На бумаге след оставили. (разноцветные мелки)
Смотри: перед тобой чудесный дом.
Квартиры белые пустые в нём.
И если только краски в руки взять,
Жильцов ты сможешь сам нарисовать.
Ты знаешь, что это за дом?
Он называется… (альбом)
Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я. (резинка)
Он нарисует на листе,
Взяв в руки карандаш,
Или кистями на холсте
Портрет и мой, и ваш. (художник)
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется … (пейзаж)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это … (натюрморт)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется … (портрет).
5 тур викторины - игра «Тройки фантазеров»
Ведущая: Каждая тройка участников игры получает лист бумаги, сложенный втрое. Первые номера на верхней части листа рисуют какую-нибудь голову (человека, животного, птицы и т.д.). Причем делают это так, чтобы никто не видел изображения. Выведя на одну треть листа место, где кончается шея, первые номера передают листок товарищам. Вторые номера дорисовывают туловище и руки (так же любые), а третьи номера – ноги, лапы, хвост и т.д. остается дать чудовищу имя. Оно может составляться из первых слогов названий, составляющих изображение, например: цветптиком (цветок, птица, кошка).
6 тур викторины - игра «Анаграмма»
- Ребята, знаете, что такое анаграмма? Анаграмма – это слово, в котором все буквы перепутались и стоят не на своём месте. Например, АСКРАК понятное слово, но если мы с вами переставим буквы, то у нас получится КРАСКА. Давайте попробуем разгадать несколько анаграмм:
ШАРКАНАД
ТЮРНАМОРТ
МОБАЛЬ
САЛТИК
СИЖИПОВЬ
КАТНАИР
ЗЕЙУМ
ТРЕПОРТ
- Правильные ответы: карандаш, натюрморт, альбом, ластик, живопись, картина, музей, портрет.
7 тур викторины - игра «Маленькие художники»
- Ребята, рисование, как и любое другое искусство невозможно без фантазии. Перед вами лежат незаконченные рисунки, пожалуйста, дорисуйте их.

Самостоятельная деятельность. Звучит спокойная, тихая музыка. Работы выставляются перед жюри. Подведение итогов. Слово жюри. Поздравление победителей. Вручение призов.)
Ведущая: Ну, вот и закончилась наша игра.
И в шесть, и в десять лет, и в тринадцать
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует!
Цветы и птицы,
Лес из сказки…
Все нарисует, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на земле!
Ведущая: До свидания, мои дорогие друзья. Спасибо за ваши рисунки. До новых встреч!