Олимпиада по литературному чтению 1 класс
Задание 1. Угадай героя:
Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик луковка знаком.
Появилась девочка в чашечке цветка
А была та девочка чуть больше ноготка.
Кто читал такую книжку
Знает девочку - малышку.
Задание 2. Кому принадлежат эти вещи?
Золотой ключик-
Хрустальная туфелька-
Разбитое корыто-
Задание 3.
1) Как звали собаку из сказки "Репка"?
2) Как звали девочку, которая пошла гулять и заблудилась и попала в дом медведей
3) Сколько сестер было у Золушки
4) В какой сказке посуда перевоспитала хозяйку
Задание 4. Главный герой сказки "По щучьему Велению":
а) Иван
б) Федор
в) Емеля
Задание 5. Расшифруй название сказки
Лобокок
Коромоз
Кашузол
Задание 6. Кто написал стихотворение "Где обедал воробей?"
а) Агния Львовна Барто
б) Самуил Яковлевич Маршак
в) Сергей Владимирович Михалков
Задание 7. Соотнеси выражения с близким по смыслу словом
Водить за нос мешать
Делать из мухи слона медленно
Вставлять палки в колёса обманывать,
В час по чайной ложке преувеличивать.
Задание 8. Прочитай рассказ «Мышки».
Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них чёрненькие, лапки маленькие, зубки острые, шубки серенькие, ушки кверху торчат.
Думают мышки, как бы сухарь в норку протащить.
Ох, берегитесь, мышки! Тут Васька недалеко гуляет. Уж он вам шубки порвёт, хвостики помнёт. Будете знать!
Ответь на вопросы:
1) Что хотели сделать мышки?
Поиграть
Похвастаться своими шубками.
Протащить сухарь в свою норку.
2) Кто такой Васька?
Мышонок.
Кот.
Хозяин дома.
3) Какие глазки у мышат?
Чёрненькие.
Серенькие.
Зелёненькие.
Задание 9. Зачеркни родственников
Сын, студент, дедушка, девочка, папа, мама, мальчик, тётя, дядя, старик, племянница, ребёнок, дочь, юноша, брат, сестра, бабушка, внук, взрослый, подросток, врач, няня, внучка, воспитательница.
Задание 10.
1) Назовите хоть одну сказку - цепочку.
2) Придумай рифму к слову ночка.
3) Как нужно читать скороговорку?
4) Вставь нужное слово в стихотворение:
Раз, два, три
Полетели ... (слоны, комары, вертолёты).
Ответы к олимпиаде по литературному чтению 1 класс
1. Доктор Айболит, Буратино, Чиполлино, Дймовочка
2. Буратино, Золушка, старуха
3. Жучка, Маша, 2, "Федорино горе"
4. Емеля
5. Колобок, Морозко, Золушка
6. С. Я. Маршак
7. Водить за нос - обманывать,
Делать из мухи слона- преувеличивать,
Вставлять палки в колеса - мешать,
В час по чайной ложке - медленно.
8. 1) Протащить сухарь.
2) Кот.
3) Черненькие.
9. Сын, дедушка, папа, мама, тетя, дядя, племянница, дочь, брат, сестра, бабушка, внук, внучка.
Олимпиада по литературному чтению во 2 классе
Ф. И. ____________________________класс______________
Соедини линиями в правильном порядке фамилии авторов и их произведения.
К. Чуковский Крокодил Гена и его друзья
С. Михалков Федорино горе
Э. Успенский Снежная королева
А. Пушкин Дядя Степа
Г. Х. Андерсен Конек – горбунок
П. Ершов Сказка о рыбаке и рыбке
Напиши название произведения и автора.
А) Если я чешу в затылке -
Не беда!
В голове моей опилки,
Да-да-да!
___________________________________________________________________
Б) Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала открыто,
что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком
___________________________________________________________________
в) – Смотри, сторожи хорошенько» - приказал ему кавалер на прощание, хлестнул
по огурцам, и карета умчалась в облаке пыли.
__________________________________________________________________
г) – Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
- Да, да, пожалуйста, - поспешно ответил Малыш и добавил:
- А, что, трудно вот так летать?
_________________________________________________________________
3. Вспомни самых маленьких сказочных персонажей.
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Тест
1. Его напугал храбрый заяц из сказки Д.Мамина-Сибиряка «О храбром зайце»
_____________________
2. Из него был сделан дом Мороза Ивановича _______________________________
3. Кто автор строк: «Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр»?
_____________________
4. Её больше всего боялся Железный Дровосек ______________________________
5. Имя знаменитой няни А. С. Пушкина ____________________________________
6. В русских народных сказках она называется живой и мертвой _______________
7. Другое название азбуки ________________________________________________
8. Назови средство передвижения Бабы-Яги _________________________________
9. Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость ________________________________________________________
10.Что тянуло Алёнушку на дно реки и не позволяло ей всплыть? _______________
11. Вспомни и запиши название известных тебе произведений (не менее двух каждого жанра)
Сказка ____________________________________________________________________
Рассказ ____________________________________________________________________
Стихотворение _____________________________________________________________
12. Найди рифмы к словам:
Ребята _________________ Речка _________________ Жара ____________________
13. Спиши, соединяя части одного выражения:
Упрямый, как черепаха
Жить, как курица лапой
Плестись, как осёл
Писать, как кошка с собакой
Болтливый, как бык
Здоровый, как сорока
Ответы (ключ)
к олимпиадным заданиям по литературному чтению
№ п/п | Задания | Баллы |
1 | К. Чуковский – Федорино горе С. Михалков – Дядя Степа Э. Успенский – Крокодил Гена и его друзья А. Пушкин – Сказка о рыбаке и рыбке Г.Х.Андерсен – Снежная королева П. Ершов – Конек-горбунок | По 0,5 балла за каждый правильный ответ. Всего – 3 балла |
2 | А) А.Милан «Вини Пух» Б) А.Толстой «Приключения Буратино» В) Дж. Родари «Приключения Чиполлино» Г) А. Милан «Малыш и Карлсон» | По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего – 4 балла |
3 | Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, | По 0,5 балла за каждого героя |
4 | 1 волк 2 лед 3 К. Чуковский 4 вода 5 Арина Родионовна 6 вода 7 букварь 8 ступа 9 чулан 10 камень | По 0,5 балла за каждый верный ответ. Всего – 5 баллов |
5 | Сказка Рассказ стихотворение | По 1 баллу за каждое правильно названное произведение. Всего – 6 баллов |
6 | Ребята – опята, речка – печка, жара – пора | По 0, 5 балла за каждое слово |
7 | Упрямый, как осел Жить, как кошка с собакой Плестись, как черепаха Писать, как курица лапой Болтливый, как сорока Здоровый, как бык | По 1 баллу за каждое правильное выражение. Всего – 6 баллов |
За каждую грамматическую ошибку снимается 0,5 балла
Олимпиада по литературному чтению (школьный этап)
3 класс
1. (5 б.) По началу произведения определите его жанр:
А) былина Б) сказка В) басня Г) рассказ Д) стихотворение
№ | Начало произведения | Ответ (АБВГД) |
1 | Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка. | |
2 | Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. | |
3 | Мы противные микробы, мы во рту у вас живем. И нечищеные зубы мы грызем, грызем, грызем. | |
4 | Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские. | |
5 | Жила – была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел умелая. | |
2. (1 б.) Что можно отнести к устному народному творчеству?
А) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды
Б) сказки, анекдоты, летописи
В) летописи, авторские произведения
Г) рассказы, скороговорки, сказки
3. (1 б.) Закончи пословицу: «У глупого, что на уме, то и на …»
А) руке Б) голове В) языке Г) колене
4. (1 б.) Какое предложение является скороговоркой?
А) Свой огонёк ясней горит.
Б) Что это за дорога: кто по ней идёт - тот хромает?
В) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
5. (1 б.) С чего начинается сказка?
А) с концовки Б) с зачина В) с присказки Г) с намёка
6. (1 б.) Кто сказал слова в сказке А. С. Пушкина
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”?
А) царевна Б) Елисей В) зеркальце Г) царица
7. (1 б.) Кто является героиней сказки А.С.Пушкина?
А) Царевна Несмеяна Б) Золушка
В) Царевна-лягушка Г) Царевна- лебедь
8. (1 б.) В кого НЕ превращался князь Гвидон?
А) муха Б) комар В) паук Г) шмель
Часть ІІ – 20 баллов
(3 б.) Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.
слёзы булатные
руки горькие
мечи золотые
(12 б.) В графе «№ ответа» запиши № названия произведения, которое написал указанный автор.
Автор | № ответа | № названия произведения | Название произведения |
А. Милн | | 1 | «Карлик Нос» |
Г. Х. Андерсен | | 2 | «Винни-Пух и все-все-все» |
Ш. Перро | | 3 | «Пеппи Длинныйчулок» |
В. Гауф | | 4 | «Муха –Цокотуха» |
К. Чуковский | | 5 | «Снежная королева» |
А. Лингрен | | 6 | «Волшебник Изумрудного города» |
Н.Носов | | 7 | «Девочка с Земли » |
К.Булычёв | | 8 | «Живая шляпа» |
А.Волков | | 9 | «Храбрый портной» |
П.Ершов | | 10 | «Кот в сапогах» |
Братья Гримм | | 11 | «Конёк-Горбунок» |
Э. Успенский | | 12 | «Дядя Фёдор, пёс и кот» |
3. (5 б.) Установите соответствие: из каких басен эти отрывки?
№ | Отрывок из басни | Ответ (АБВГ) |
1 | Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. | |
2 | Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? | |
3 | Ты всё пела? Это дело! Так пойди же, попляши! | |
4 | А вы, друзья, как ни садитесь… всё в музыканты не годитесь. | |
А – « Квартет» В – «Лебедь, Щука и Рак»
Б – «Стрекоза и Муравей» Г – «Зеркало и Обезьяна»
Кто автор этих басен? Напишите.
__________________________________________________________________
Часть ІІІ – 10 баллов
1. (3 б.) Закончи крылатые выражения:
1) Пойди туда – не знаю куда, __________________________________________________________________
2) Скоро сказка сказывается,
_____________________________________________________________
3) Это всё присказка,
__________________________________________________________________
2. (6 б.) Узнай сказку:
1) Он вырос в джунглях, понимал язык зверей, но мечтал жить с людьми. ______________________________________________________________
2) Сказка о чудесном превращении бедной служанки в красавицу-принцессу с помощью самого обыкновенного волшебства, обуви и любви! ______________________________________________________________
3) Братья! Всегда слушайте своих сестёр и не пейте за их спиной из неизвестных водоёмов! А не то превратитесь в неизвестно кого и влипните в неприятную историю!
_________________________________________________________________
4) Главная героиня этой сказки исполняла все желания жены главного персонажа, но, в конце концов злобная и жадная жена осталась у «разбитого корыта». Вспомни автора сказки и её название. _______________________________________________________________
5) Эта знаменитая сказка французского писателя Шарля Перро написана совсем не для детей. В предисловии к её первому изданию было сказано, что она адресована юным барышням, которые не должны разговаривать с незнакомцами, чтобы не попасть в неприятности. Как называется эта сказка? __________________________________________________________________
6) В украинском варианте этой народной сказки лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. Сказка называется «Рукавичка». А как называется русская сказка с похожим сюжетом?
_____________________________________________________________
(1 б.) Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение «У лукоморья дуб зелёный…»?
____________________________________________________________
ОТВЕТЫ Часть І – 12 баллов
1. (5 б.) По началу произведения определите его жанр:
А) былина Б) сказка В) басня Г) рассказ Д) стихотворение
№ | Начало произведения | Ответ (АБВГД) |
1 | Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка. | Г |
2 | Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. | В |
3 | Мы противные микробы, мы во рту у вас живем. И нечищеные зубы мы грызем, грызем, грызем. | Д |
4 | Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские. | А |
5 | Жила – была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел умелая. | Б |
2. (1 б.) Что можно отнести к устному народному творчеству?
А) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды
Б) сказки, анекдоты, летописи
В) летописи, авторские произведения
Г) рассказы, скороговорки, сказки
3. (1 б.) Закончи пословицу: «У глупого, что на уме, то и на …»
А) руке Б) голове В) языке Г) колене
4. (1 б.) Какое предложение является скороговоркой?
А) Свой огонёк ясней горит;
Б) Что это за дорога: кто по ней идёт - тот хромает?
В) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
5. (1 б.) С чего начинается сказка?
А) с концовки Б) с зачина В) с присказки Г) с намёка
6. (1 б.) Кто сказал слова в сказке А. С. Пушкина
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”?
А) царевна Б) Елисей В) зеркальце Г) царица
7. (1 б.) Кто является героиней сказки А.С.Пушкина?
А) Царевна Несмеяна Б) Золушка
В) Царевна-лягушка Г) Царевна- лебедь
8. (1 б.) В кого НЕ превращался князь Гвидон?
А) муха Б) комар В) паук Г) шмель
Часть ІІ – 20 баллов
(3 б.) Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.
слёзы булатные
руки горькие
мечи золотые
(12 б.) В графе «№ ответа» запиши № названия произведения, которое написал указанный автор.
Автор | № ответа | № названия произведения | Название произведения |
А. Милн | 2 | 1 | «Карлик Нос» |
Г. Х. Андерсен | 5 | 2 | «Винни-Пух и все-все-все» |
Ш. Перро | 10 | 3 | «Пеппи Длинныйчулок» |
В. Гауф | 1 | 4 | «Муха –Цокотуха» |
К. Чуковский | 4 | 5 | «Снежная королева» |
А. Лингрен | 3 | 6 | «Волшебник Изумрудного города» |
Н.Носов | 8 | 7 | «Девочка с Земли » |
К.Булычёв | 7 | 8 | «Живая шляпа» |
А.Волков | 6 | 9 | «Храбрый портной» |
П.Ершов | 11 | 10 | «Кот в сапогах» |
Братья Гримм | 9 | 11 | «Конёк-Горбунок» |
Э. Успенский | 12 | 12 | «Дядя Фёдор, пёс и кот» |
3. (5 б.) Установите соответствие: из каких басен эти отрывки?
№ | Отрывок из басни | Ответ (АБВГ) |
1 | Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. | В |
2 | Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? | Г |
3 | Ты всё пела? Это дело! Так пойди же, попляши! | Б |
4 | А вы, друзья, как ни садитесь… всё в музыканты не годитесь. | А |
А – « Квартет» В – «Лебедь, Щука и Рак»
Б – «Стрекоза и Муравей» Г – «Зеркало и Обезьяна»
Кто автор этих басен? Напишите.
И.А. Крылов
Часть ІІІ – 10 баллов
1. (3 б.) Закончи крылатые выражения:
1) Поди туда – не знаю куда,
принеси то, не знаю что.
2) Скоро сказка сказывается,
Да не скоро дело делается
3) Это всё присказка,
Сказка будет впереди.
(6 б.) Узнай сказку:
1) Он вырос в джунглях, понимал язык зверей, но мечтал жить с людьми.
Р. Киплинг «Маугли»
2) Сказка о чудесном превращении бедной служанки в красавицу-принцессу с помощью самого обыкновенного волшебства, обуви и любви!
Ш. Перро «Золушка»
3) Братья! Всегда слушайте своих сестёр и не пейте за их спиной из неизвестных водоёмов! А не то превратитесь в неизвестно кого и влипните в неприятную историю!
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
4) Главная героиня этой сказки исполняла все желания жены главного персонажа, но, в конце концов злобная и жадная жена осталась у «разбитого корыта». Вспомни автора сказки и её название.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
5) Эта знаменитая сказка французского писателя Шарля Перро написана совсем не для детей. В предисловии к её первому изданию было сказано, что она адресована юным барышням, которые не должны разговаривать с незнакомцами, чтобы не попасть в неприятности. Как называется эта сказка?
«Красная Шапочка»
6) В украинском варианте этой народной сказки лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. Сказка называется «Рукавичка». А как называется русская сказка с похожим сюжетом?
«Теремок»
(1 б.) Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»
«Руслан и Людмила»
Школьная олимпиада по литературному чтению для учащихся 4-х классов.
2013-2014 учебный год
Ученик _______________________________________________Класс__________
1. Расшифруй фамилии известных авторов. Подчеркни, кто лишний.
Рядом объясни почему?
сеинен – ________________________________________________________________
вючтет _________________________________________________________________
ошела-_________________________________________________________________
шпирив- _______________________________________________________________
дорира -________________________________________________________________
2. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:
а) Поди туда – не знаю куда, __________________________________________________
б) Скоро сказка сказывается, __________________________________________________
в) Это всё присказка,
__________________________________________________
3. Какое произведение не является басней? Подчеркни.
а) Квартет.
б) Свинья под дубом.
в) Лиса, заяц и петух.
г) Слон и Моська.
4. В каком словосочетании есть эпитет? Подчеркни.
а) плывут над полями
б) огненным шаром
в) в восторге молюсь
г) чуть заметен
5. Составь толковый словарь архаизмов (слов, вышедших из употребления и
заменённых новыми):
ланиты – ______________________
чело – ________________________
шелом – ________________________
перст – ________________________
супостат – ______________________
уста – ________________________
6. На ком или на чём совершили путешествия:
а) Незнайка и его друзья в Зеленый город? __________________________________
б) Винни-Пух за медом? __________________________________________________
в) Дюймовочка из норы крота в теплые края? ________________________________
г) Малыш на крышу ? ____________________________________________________
д) Лягушка-квакушка на юг? ______________________________________________
7. Прочитай отрывок из биографии писателя. Запиши его полное имя.
«Родился он на Урале. В семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, сказания и песни родного Урала.»
Это ____________________________________________________________________
8. Вспомни и запиши названия сказок Ганса Христиана Андерсена, главными
героями, которых стали неодушевленные в обычной жизни
предметы.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Прочитай текст. Закончи рассказ подходящей пословицей, отражающей главную мысль истории.
«Надоела Волку Зима холодная, лютая. Топнул он лапой, ударил хвостом, заскрипел зубами: «Пойди, Зима, прочь!» Проснулся Медведь, вылез из берлоги. Протёр глаза, лапой Зиме пригрозил: «Уходи, Зима, подобру-поздорову!» А Зима, знай себе, снегом сыплет, ветрами свищет. Выкатилось из-за тучи Солнце. Смотрит – на полянке, в лесу, появился из-под снега нежный белый цветок. Маленький, чуть видно его, и еле-еле слышным голоском песенку поёт: «Солнышко ясное, веселее грей! А ты, Зима, постылая, уходи скорей!» Ни Волка, ни Медведя Зима не испугалась, а увидела нежные лепесточки Подснежника, побросала наспех в мешок ветры, да снегопады, метели да бураны, и кинулась наутёк!»
Подчеркни нужную пословицу:
а) У страха глаза велики.
б) Один день весны год кормит.
в) Зима Весну пугает, а всё равно – тает.
г) Один в поле не воин.
д) Весна да лето – пройдёт и это.
Предварительный просмотр:
Порядок оценивания школьной олимпиадной работы
по литературному чтению для учащихся 4 класса.
(2013-2014 учебный год)
Максимальное количество баллов за работу – 34.
Время выполнения работы – 45 мин.
Задания выполняются по выбору.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Итого |
Максимальный балл | 6 | 3 | 1 | 1 | 6 | 5 | 5 | 6 | 1 | 34 |
1. Расшифруй фамилии известных авторов. Подчеркни, кто лишний.
Рядом объясни почему?
Максимальное количество баллов - 6.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. За правильное выделение лишней фамилии и правильное объяснение ставится по 0,5 балла.
Ответы:
сеинен – Есенин
вючтет – Тютчев
ошела – Олеша
шпирнив – Пришвин
дорира – Родари (зарубежный писатель)
2. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:
Максимальное количество баллов - 3.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Ответ:
а) Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что.
б) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
в) Это всё присказка, а сказка впереди.
3. Какое произведение не является басней? Подчеркни.
Максимальное количество баллов - 1.
Ответ:
в) Лиса, заяц и петух.
4. В каком словосочетании есть эпитет? Подчеркни.
Максимальное количество баллов - 1.
Ответ:
б) огненным шаром
5. Составь толковый словарь архаизмов (слов, вышедших из употребления и
заменённых новыми):
Максимальное количество баллов - 6.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Ответ:
ланиты – щёки
чело – лоб
шелом – шлем
перст – палец
супостат – враг, противник
уста – губы, рот
6. На ком или на чём совершили путешествия:
Максимальное количество баллов - 5.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Ответ:
а) Незнайка и его друзья в Зеленый город? на воздушном шаре
б) Винни-Пух за медом? на воздушном шаре
в) Дюймовочка из норы крота в теплые края? на ласточке
г) Малыш на крышу ? на Карлсоне
д) Лягушка-квакушка на юг? на утках
7. Прочитай отрывок из биографии писателя. Запиши его полное имя.
Максимальное количество баллов - 1.
Ответ:
Это Павел Петрович Бажов.
8. Вспомни и запиши названия сказок Ганса Христиана Андерсена, главными
героями которых стали неодушевленные в обычной жизни предметы.
Максимальное количество баллов – 6.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
За каждую дополнительно вспомненную детьми сказку добавляется по 1 баллу.
Примерные ответы:
« Ёлка», « Штопальная игла», « Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист», «Свинья-копилка», «Старый уличный фонарь».
9. Прочитай текст. Закончи рассказ подходящей пословицей, отражающей главную мысль истории. Подчеркни нужную пословицу.
Максимальное количество баллов - 1.
Ответ:
в) Зима Весну пугает, а всё равно – тает.