Викторина по произведениям Е. Чарушина
подготовила Коренкова Н.Ю, учитель начальных классов МОБУ «Гимназия №7» Арсеньевского городского округа
Цель. Формировать у детей интерес к личности писателя и его произведениям.
Задачи.
Образовательная: обобщить и систематизировать представление детей о произведениях Е. Чарушина.
Развивающая: развивать мышление, память, воображение, умение высказать свое мнение.
Воспитательная: воспитывать культуру речевого общения, интерес к чтению, любовь к животным.
Планируемые результаты: дети проявляют интерес к произведениям Е. Чарушина, имеют представление о героях и событиях, описанных в рассказах автора, владеют устной связной речью в общении с взрослым и сверстниками, проявляют положительные эмоции.
Предварительная работа: чтение рассказов Е. Чарушина, знакомство с жизнью писателя, выставка книг по произведениям Е. Чарушина.
Оборудование: предметы-картинки: сапог, карандаш-градусник, корзинка, деревяшка, мячик, елка. Листы бумаги со словами: «Тюпа – Томка – Пунька – Женька», «Лисята – зайчата – мишки – сорока», «Шура – Петя – Епифан – Никита», «Медведь-рыбак – кот Епифан – волчишко – ежик», фишки, призы.
Ход викторины
Ведущий.
Про болтливую сороку,
Про медведя и лисят,
Про веселого котенка,
Скворушку, Никиту, Томку
Знает каждый из ребят.
Викторина! Всем внимание!
Придумал нам задания
Писатель-художник
Евгений Иванович Чарушин.
– Ребята, мы с вами познакомились с писателей и художником Е. Чарушиным, прочитали много его рассказов о животных, рассматривали замечательные иллюстрации к рассказам, которые писатель нарисовал сам. Нравятся вам его рассказы, рисунки? Почему нравятся? (Ответы детей.)
– Сейчас мы будем играть в игру-викторину по произведениям Евгения Ивановича Чарушина. Разделимся на две команды, каждая команда по очереди будет отвечает на вопросы, за правильный ответ команде – фишка. Чья команда больше наберет фишек, та и победила. Итак, мы начинаем!
Задание 1. Ответы на вопросы.
-
Почему Тюпу прозвали Тюпой? (Котенок Тюпа, когда видит что-то интересное, двигает губами и «тюпает»: «тюп-тюп-тюп».)
-
Почему Тюпа не ловит птиц? (Его клюнул дрозд.)
-
Почему охотник выбрал из всех щенков Томку? (Он искал деревяшку, которую охотник от него спрятал и нашел.)
-
Что снилось Томке? (Зайчонок, как он убегает от козы, страшный медведь.)
-
Как Томка не показывался глупым? (Сделал вид, что никто его не клюет, никто на нем не сидит.)
-
Почему зверю несладко от сороки? (Не даёт сорока укрыться от врагов. Всем рассказывает, где кто прячется.)
-
Почему лисят называли ловкачами? (Раз – по занавеске на самый верх, два – на высоком шкафу.)
-
Кто стал играть с Томкой в больного? (мальчик Никита.)
-
Как выглядел доктор? (Никита надел на себя халат из простыни, очки нацепил, взял докторскую трубочку-дудку-игрушку)
-
Как повел себя Томка, когда Никита стал его слушать?
(Он схватил Никиту за ухо)
-
Что Томка сделал с зубной щеткой, которой ему стали чистить зубы? (Он утащил ее и разгрыз на мелкие кусочки)
Ведущий. – Молодцы, ребята, старались отвечать на вопросы, а сейчас представим себя зверятами из рассказов Евгения Чарушина и поиграем.
Физкультминутка
(Дети имитируют движения под слова)
Мы проверили осанку и свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Посидим как олененок,
И свернемся как ежонок,
Обе лапки отряхнем
И в обратный путь пойдем.
Ведущий. – Викторина продолжается!
Задание 2. Игра «Кто потерял?»
На столе разложены предметы-картинки, команды по очереди отгадывают героям каких произведений Е. Чарушина они могли принадлежать.
-
Сапог («Лисята»)
-
Карандаш-градусник, зубная щетка («Никита-доктор»)
-
Корзинка («Тюпа маленький»)
-
Деревяшка («Томка»)
-
Мячик («Как Томка научился плавать»)
-
Елка («Пунька и птицы»)
Ведущий. – Хорошо, еще одно задание выполнили, а сейчас поиграем – будем медвежатами.
Веселая зарядка «Медвежата в чаще жили»
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.
Задание 3. Игра «Что лишнее?»
На отдельных листах написаны 4 слова, дети определяют, какое из этих слов лишнее.
-
Тюпа – Томка – Пунька – Женька. (Женька – мальчик, остальные –животные.)
-
Лисята – зайчата – мишки – сорока. (Сорока – птицы, остальные – животные.)
-
Шура – Петя – Епифан – Никита. (Епифан – кот, остальные – дети.)
-
Медведь-рыбак – кот Епифан – волчишко – ежик. (Кот – домашнее животное, остальные – дикие.)
Ведущий. – Умники, выполнили трудное задание, снова поиграем, в какую игру хотите играть?
Подвижная игра по желанию детей
Ведущий. – Последнее задание для вас, ребята
Задание 4. «Из какого рассказа Е. Чарушина этот отрывок?»
-
«…Который-то из них, — думаю, — мне будет помощник на охоте? Как узнать — кто толковый, а кто не годится?»
Вот один щенок — ест да спит. Из него лентяй получится.
Вот злой щенок — сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму — не люблю злых.
А вот ещё хуже — он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.» (Томка)
-
«…Принесли мне как-то в маленькой клетке несколько певчих птиц. Щеглы, канарейки. «Куда, – думаю, – мне их деть, чего с ними делать?» Выпустить на волю – на дворе вьюжно-морозно. В клетке – тоже не годится. Поставил я в уголке ёлку. Закрыл мебель бумажками, чтобы не пачкали, и… делайте, что хотите. Только не мешайте мне работать». (Пунька и птицы)
-
«…Заглянул на шкаф — на шкафу нет. Отодвинул комод — и там нет никого. И под стульями нет. И под кроватью нет. И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок. И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает. Что за чудо такое?» (Лисята)
-
«...Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш. А Томка не хочет измерять температуру. Барахтается. Тогда доктор говорит больному:
— Теперь вы откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык. Хотел язык посмотреть. А Томка визжит и язык не высовывает. (Никита-доктор)
Ведущий. – Вот и подошла к концу наша викторина, ребята, вы молодцы, все старались!
В конце викторины подсчитываются фишки, дети награждаются призами.
Список произведений Е. Чарушина:
«Почему Тюпу назвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Томка», «Как Томка научился плавать», «Томка испугался», «Томкины сны», «Никита-доктор», «Лисята», «Сорока», «Пунька и птицы»